Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия
1.1.Понятие и состав финансовых ресурсов предприятия
1.2.Основные подходы к управлению финансовыми ресурсами предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ имущества и
2.2. Оценка эффективности финансирования деятельности предприятия
2.3. Направления совершенствования механизма управления
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что предприятия должны быть ориентированы на адаптацию к сложным рыночным условиям хозяйствования, выявление и оптимальное приложение своих конкурентных преимуществ на различных типах рынка, увеличение своей рыночной стоимости. Отметим, значительная часть российских предприятий в настоящее время находится в кризисном состоянии, это во многом связано с дефицитом источников финансирования и отсутствием аргументированных финансовых стратегий по привлечению финансовых ресурсов. Современное состояние управления финансовыми ресурсами предприятий препятствует перспективному продвижению реформ в РФ, оказывает негативное воздействие на все ветви финансовой системы РФ и ее экономический потенциал. Решение этой проблемы настоятельно требует углубления теоретических изысканий, посвященных научному подходу к формированию финансовых ресурсов предприятия, их аккумулированию и преумножению.
Цель курсовой работы заключается в проведении анализа управления источниками финансирования деятельности предприятия и разработке практических рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов управления финансовыми ресурсами предприятия;
- проведение анализа финансовых ресурсов ООО «ПСК Магистраль технология»;
- разработка основных рекомендаций, направленных на совершенствование управления финансовыми ресурсами ООО «ПСК Магистраль технология».
Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в процессе формирования источников финансирования деятельности предприятия.
Объектом исследования является ООО «ПСК Магистраль технология».
Методологической основой исследования являются работы современных ведущих российских и зарубежных экономистов. При написании работы использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, справочная и методологическая литература, материалы периодической печати.
При выполнении работы использовались методы сравнительного анализа, анализа абсолютных и относительных величин, методы факторного анализа.
Информационной базой является финансовая отчетность ОАО «ПСК Магистраль технология».
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия
1.1.Понятие и состав финансовых ресурсов предприятия
Финансы предприятий – система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения выручки и прибыли хозяйствующего субъекта, по поводу образования, распределения и использования доходов и финансовых ресурсов с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей[1].
Источником финансирования деятельности предприятия является его капитал. Термин «капитал» имеет латинское происхождение и означает основной, главный. Поляк Г. Б. как один из представителей современной школы управления финансами, трактует капитал как стоимость, авансируемую в производство с целью извлечения прибыли, стоимость, воспроизводящую новую стоимость[2]. Бланк И. А. характеризует капитал как общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов[3].
Учитывая все вышесказанное, можно предложить следующую трактовку понятия «капитал»: капитал - это самовозрастающая стоимость, воплощенная в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированная в формирование активов предприятия с целью получения прибыли. По существу, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и заемного капитала, необходимого для осуществления финансово–хозяйственной деятельности организации.
Собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного капитала, который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов. Собственный капитал формируется за счет стоимости имущества, вложенного собственником в предприятие. Он рассчитывается как разница между совокупными активами предприятия и его обязательствами и представляет собой сумму превышения обоснованной рыночной стоимости собственности над непогашенной задолженностью[4].
Рассмотрим составляющие собственного капитала предприятия.
Уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый предприятию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Добавочный капитал по своему финансовому происхождению имеет следующие источники формирования: эмиссионный доход; суммы дооценки внеоборотных активов; курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала.
Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для покрытия общих балансовых убытков при отсутствии иных возможностей их возмещения, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.
Нераспределенная прибыль характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками и персоналом[5].
Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. Основными задачами управления собственным капиталом являются: определение целесообразного размера собственного капитала; увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций; определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций; определение и реализация дивидендной политики.
Заемный капитал – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, то есть обязательства перед физическими и юридическими лицами. Заемный капитал представляет собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. К основным видам обязательств предприятия относятся: долгосрочные и краткосрочные кредиты банков; долгосрочные и краткосрочные займы; кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, образовавшаяся в результате разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей или потребления услуг и датой их фактической оплаты; задолженность по расчетам с бюджетом, возникшая вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа; долговые обязательства предприятия перед своими работниками по оплате их труда; задолженность органам социального страхования и обеспечения; задолженность предприятия прочим хозяйственным контрагентам.
Политика управления заемным капиталом предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия[6]. Целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия[7].
Капитал принимает активную или пассивную форму, выступает в материальном виде или в качестве источников средств организации. Активный капитал – это стоимость всего имущества по составу и размещению, то есть все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо.
Пассивный капитал – это источники имущества (активного капитала) организации, он состоит из собственного и привлеченного капитала.
Все финансирование, которое использует предприятие, можно разделить по следующим типам[8]:
1. Финансирование за счет увеличения капитала предприятия. При создании предприятия учредители вносят средства в его уставный капитал. Имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности[9]. В дальнейшем учредители могут принимать решение о дополнительном привлечении средств в уставный капитал предприятия. Прибыль предприятия, подлежащая выплате в качестве вознаграждения, делится пропорционально внесенным средствам в соответствии с Уставом предприятия. Учредители выбирают руководство предприятия, тем самым определяя деятельность предприятия.
2. Заемное финансирование. По договору займа заимодавец передает в собственность предприятия деньги, а предприятие обязуется возвратить ему такую же сумму денег (сумму займа). Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором[10].
3. Безвозмездно полученное финансирование. Это финансирование, полученное предприятием на определенных условиях или без оных и не требующее возврата либо каких-либо других выплат.
4. Использование внутренних источников финансирования. Основными внутренними источниками финансирования любого предприятия являются нераспределенная прибыль, а также некоторые фонды предприятия, образованные из прибыли, и амортизационный фонд[11].
В любой момент времени предприятие может рассматриваться как совокупность финансовых ресурсов, поступающих из различных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в акционерный или паевой капитал предприятия, кредиторов, ссужающих определенные суммы, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия[12]. Средства, сформированные из этих источников, направляются на различные цели. Это приобретение основных средств, предназначенных для производства товаров и услуг, создание товарных запасов как необходимого условия для производства и продажи, финансирование кредиторской задолженности, уплата необходимых налогов и вознаграждения за пользование привлеченными денежными средствами.
1.2.Основные подходы к управлению финансовыми ресурсами предприятия
Рассматривая предприятие как финансовую систему, выделяют три взаимосвязанных подразделения такой системы.
1. Область инвестиций. В этой области при помощи имеющихся или недавно приобретенных средств происходит распределение финансовых ресурсов между оборотным капиталом, финансированием капитальных вложений в основные средства и финансированием непроизводственных расходных программ (научные разработки, совершенствование продукции или услуг, программы по продвижению товаров и услуг)[13].
2. Область текущей производственной деятельности. Здесь определяется оптимальное соотношение между ценой продажи и объемом продаж продукции, для того чтобы получить максимально возможную прибыль от производственной деятельности. Для этого требуется соотнести покупательную способность потребителей и насыщенность рынка продукцией, производимой предприятием, с переменными и постоянными затратами в производственной деятельности предприятия.
3. Область финансирования. Принимаются решения о структуре капитала предприятия - соотношении собственного и заемного капитала. В зависимости от структуры капитала предприятия происходит распределение прибыли от производственной деятельности на три финансовых потока: выплата дивидендов собственникам предприятия, выплата процентов по привлеченным заемным средствам, оставшиеся средства в виде нераспределенной прибыли. Финансовые ресурсы, сформированные из собственного капитала (акционерный или паевой капитал и нераспределенная прибыль), заемного капитала и амортизационных отчислений, направляются для реализации инвестиционных решений[14].