Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Краткая характеристика ООО «Южный Крест Трэвел»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные подходы к разработке модели управленческого решения
1.1.Понятие управленческого решения
1.2. Подходы к моделированию управленческих решений
Глава 2. Моделирование управленческих решений в ООО «Южный Крест Трэвел»
2.1. Краткая характеристика ООО «Южный Крест Трэвел»
Для выявления отношения клиентов к ценам на туры в ООО «Южный Крест Трэвел» проведено анкетирование. Опрашивались клиенты в возрасте от 18 до 65 лет, выборка составила 254 человека. Результаты исследования представлены на рис. 3.
Рис. 3. Элементы комплекса маркетинга туристического предприятия, влияющие на принятие решения о совершении туристской поездки, %
Как видно из диаграммы, цена является важнейшим фактором, оказывающими влияние на принятие решения о совершении туристской поездки – она важна для 34 % опрошенных. В то же время Исследование отношения потребителей к низким ценам на путевки показало, что на рынке туристических услуг крайне незначителен эффект Веблена, согласно которому «отождествляя достоинство товара с ценой, мы начинаем остерегаться дешевых цен. Обычно со стороны потребителя проявляется закономерное старание купить требующиеся товары по как можно более благоприятной цене…»[21]. На вопрос: «Если путевка окажется подозрительно дешевой, вы ее купите или сочтете, что это низкокачественный отдых» 73 % опрошенных ответили, что приобрели бы путевку, и лишь 27 % ответили, что отказались бы от покупки турпакета. У большинства участников опроса дешевые путевки ассоциируются не с низким качеством предлагаемого отдыха, а со специальным предложением («горящие» путевки).
Начиная с середины 2014 г. ООО «Южный Крест Трэвел» начало испытывать проблему снижения спроса на зарубежные туры, что вызвано снижением курса рубля и соответствующим ростом стоимости туров. Среди любителей отечественного организованного туризма в туристическом сезоне 2014-2015 гг. интенсивность обращения к турфирмам составляла 1,24 раза за двенадцать месяцев (рис. 4).
Рис. 4. Спрос на турпродукты
Неутешительная особенность нового туристического сезона 2015-2016 - достаточно высокая неопределенность и снижение спроса целевой аудитории на услуги выездного отдыха. Прогноз, предусматривающий сценарий относительной стабилизации ситуации на рынке туристических услуг России, предполагает снижение выездного организованного потока на 37,5% по сравнению с прошлым сезоном. В сложившихся условиях ООО «Южный Крест Трэвел» значительно изменило ассортимент предлагаемых туров, увеличив предложения по внутреннему туризму.
2.2. Разработка модели управленческого решения
С учетом повышения спроса на внутренние туры, компания приняла решение о создании специализированного сайта, ориентированного на продажу турпакетов по России.
ООО «Южный Крест Тэвел» заключило договор с ООО «Создание сайтов» и внесло предоплату. Срок выполнения был оговорен при заключении договора и был достаточен для выполнения заказа (несколько месяцев). При выборе организации для изготовления сайта менеджер руководствовался, прежде всего, репутацией организации, изучив для этого специализированные издания и информацию, а также выслушав рекомендации знакомых. Немалую роль сыграла реклама, расположение организации, работа сотрудника, принимавшего заказ: все свидетельствовало о высоком качестве работы ООО «Создание сайтов».
По истечении положенного срока, когда было пора предоставить первый этап работ, сотрудники ООО «Создание сайтов» не связались с ООО «Южный Крест Трэвел» по телефону, ничего по существу вопроса не сказали, при личной встрече предоставить первый этап работ не смогли. Но пообещали что к следующему отчетному периоду, который наступал буквально через несколько дней, предоставят весь проект целиком, после чего останутся лишь небольшие корректировки.
С учетом же изменения сроков работ по сайту руководство ООО «Южный Крест Трэвел» оказалось в затруднительном положении, поскольку за счет него планировалось увеличить объем продаж новогодних туров.
Менеджеры ООО «Южный Крест Трэвел» не уверены, что ООО «Создание сайтов» предоставят второй этап работ (с учетом того, что и первый этап выполнен не был) в указанное время, что влечет потерю средств, затраченных на рекламу сайта (в размере 30 000 руб.).
Менеджеры ООО «Южный Крест Трэвел» вместе с тем уверен, что если договор в связи с невыполнением одной из сторон своих обязательств будет расторгнут, то выполнить данный проект в другом месте они успеют, хотя это и повлечет дополнительные издержки (в размере 30 000 руб.).
Менеджеры уверены, что если договор в связи с невыполнением одной из сторон своих обязательств после того, как ООО «Создание сайтов» повторно не уложится в оговоренный срок будет расторгнут, то выполнить проект сайта уже не успеют ни в одной из фирм аналогичного профиля деятельности, ни за какие деньги, либо это будет крайне некачественная работа.
Таким образом, необходимо принять решение о дальнейшем сотрудничестве с ООО «Создание сайтов».
Перед туристической компании «Южный Крест Трэвел» стоит серьезная задача по принятию управленческих решений.
В первую очередь составлено «дерево целей», которые необходимо достигнуть (рисунок 5).
Затем необходимо оценить данные цели.
При оценке сравнительной значимости целей применим метод парных сравнений. Для этого переведем качественные оценки в количественные характеристики.
Цель
Получить сайт вовремя
Продолжение сотрудничества с ООО «Создание сайтов»
Отказ от сотрудничества с ООО «Создание сайтов»
Начало функционирования сайта в установленные сроки
Требование возврата аванса
Требование компенсации понесенных издержек (30 000)
Поиск нового исполнителя
Распространение негативной информации о качестве работы ООО «Создание сайтов»
Перенос сроков и компенсация понесенных издержек (30 000 руб.)
Рисунок 5 - Дерево целей
Таблица 2
Перевод качественных оценок в количественные
Качественные оценки |
Количественные характеристики |
---|---|
Равнозначные цели |
1 |
Ненамного значимее |
3/2 = 1,5 |
Значимее |
5/2 = 2,5 |
Намного значимее |
7/2 = 3,5 |
Абсолютно доминирует |
9/2 = 4,5 |
Результаты обратной оценки представляются обратными числами.
Затем составляется и рассчитывается матрица сравнений для каждого уровня целей «дерева», где:
А – отказ от сотрудничества с ООО «Создание сайтов»;
В – продолжение сотрудничества с ООО «Создание сайтов»;
1 – требование возврата аванса;
2 – требование компенсации понесенных издержек;
3 – поиск нового исполнителя;
4 – распространение негативной информации о деятельности ООО «Создание сайтов»;
5 – начало функционирования сайта в установленные сроки;
6 – перенос сроков вступления и компенсация понесенных издержек на переоформление документов (30 000 руб.).
Таблица 3
Первый уровень целей
А |
В |
Нормированные оценки |
qi |
|||
А |
В |
|||||
А |
1 |
0,4 |
0,29 |
0,29 |
0,57 |
0,29 |
В |
2,5 |
1 |
0,71 |
0,71 |
1,43 |
0,71 |
3,5 |
1,4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Таким образом, для туристической компании «Южный Крест Трэвел» более важным является продолжение сотрудничества с ООО «Создание сайтов», чем отказ от такого сотрудничества.
Таблица 4
Второй уровень целей. Оценка отказа от сотрудничества с ООО «Создание сайтов»
Попарное сравнение |
Нормированные оценки |
Σ |
qi |
Qi |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 требование возврата аванса |
1 |
3 1/2 |
2 1/2 |
2 1/2 |
0,479 |
0,473 |
0,581 |
0,29 |
1,534 |
0,383 |
0,110 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2 требование компенсации понесенных издержек |
2/7 |
1 |
2/5 |
2 1/2 |
0,137 |
0,135 |
0,093 |
0,29 |
0,365 |
0,091 |
0,026 |
3 поиск нового исполнителя |
2/5 |
2 1/2 |
1 |
2 1/2 |
0,192 |
0,338 |
0,233 |
0,29 |
0,762 |
0,191 |
0,054 |
4 распространение негативной информации о деятельности ООО «Создание сайтов» |
2/5 |
2/5 |
2/5 |
1 |
0,192 |
0,054 |
0,093 |
0,12 |
0,339 |
0,085 |
0,024 |
Сумма |
2 |
7 2/5 |
4 2/7 |
8 1/2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
0,214 |
где qi – вес i-го показателя в структуре показателя «Отказ от сотрудничества с ООО «Создание сайтов»;
Qi - вес i-го показателя в ряду весов всех показателей «дерева целей».
Таким образом, для предприятия при отказе от сотрудничества с ООО «Создание сайтов» важен возврат аванса, нежели требование компенсации, поиск нового исполнителя и распространение негативной информации о деятельности ООО «Создание сайтов».
Таблица 5
Оценка продолжение сотрудничества
с ООО «Создание сайтов»
Попарное сравнение |
Нормированные оценки |
Σ |
qi |
Qi |
|||
Е |
F |
Е |
F |
||||
5 (начало функционирования сайта в установленные сроки) |
1 |
41/2 |
0,818 |
0,818 |
1,636 |
0,818 |
0,233766 |
6 (перенос и компенсация понесенных издержек) |
2/9 |
1 |
0,182 |
0,182 |
0,364 |
0,182 |
0,051948 |
Сумма |
1 2/9 |
5 1/2 |
1 |
1 |
2 |
1,00 |
0,285714 |
где qi – вес i-го показателя в структуре показателя «Оценка продолжение сотрудничества с ООО «Создание сайтов»;
Qi - вес i-го показателя в ряду весов всех показателей «дерева целей».
Таким образом, наиболее важным при продолжении сотрудничества для организации является начало функционирования сайта в установленные сроки, чем перенос сроков, пусть даже и с компенсацией понесенных издержек на рекламу. Далее нами будет проведена разработка альтернатив.
В ходе процесса управления вырабатываются альтернативные варианты решений, образующие пространство возможных решений.
Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых, целей. Однако, решение должно приниматься одно и наиболее предпочтительный вариант решения должен быть обязательно определен.
После того, как была проведена оценка сравнительной значимости целей, эксперты разработали следующие альтернативы.
1. Разорвать контракт и потребовать возврат аванса