Файл: Валютные отношения и валютная система (Понятие валютных отношений, валютной системы и валютного рынка).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования валютной системы
1.1. Понятие валютных отношений, валютной системы и валютного рынка
Глава 2. Оценка текущего состояния мировой валютной системы
2.1. Дискуссия о реформах мировой валютной системы
2.2. Вопросы введения единой мировой валюты
2.3. Альтернатива: фиксированные или плавающие валютные курсы?
Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Для введения режима конвертируемости национальной валюты должны быть созданы необходимые условия и предпосылки - экономические, в том числе валютно-финансовые (специфические) [52]. К ним можно отнести: стабилизацию экономики и переход на рыночные отношения; конкурентоспособность национального экспорта; создание реального рынка средств производства, валютного рынка; проведение реформы ценообразования и приближение внутренних цен на важнейшие товары к мировым; оздоровление финансов и укрепление денежного обращения; достаточные золотовалютные резервы; реальный валютный курс; постепенную отмену валютных ограничений[53].
Процесс глобализации и либерализации международных финансов и мировой экономики настолько продвинулся вперед, что несоблюдение и неприсоединение к этому (превратившемуся в мировой) стандарту на практике с трудом может привести к цели, ради достижения которой страна не присоединилась к статье об обратимости. Этот процесс требует длительного времени, имеет естественный ход развития, однако неучастие в нем сейчас означает только перенос неизбежного[54].
Прошло время, когда потоки капитала выполняли только вспомогательную функцию в развитии мировой экономики. В современных условиях они превратились в ключевой фактор - приток капиталов в одну страну (и в большой степени его структура) может сыграть ключевую роль в стимулировании экономического роста. Утечка капитала из страны дополнительно ограничивает развитие соответствующей национальной экономики и в сочетании с негативными внутренними экономическими процессами (вызывающими бегство капитала) может привести к неблагоприятным тенденциям. Это только подтверждает известное положение, что либерализация счета капитала может существенно способствовать росту национальной экономики, но сопряжено со значительным риском[55].
Переход от текущей конвертируемости к операциям с капиталом может привести к существенным, хотя и временным негативным эффектам. Национальные производства будут поставлены перед серьезными испытаниями, возможной утечкой капитала из страны[56]. Но может быть, самой большой опасностью системы открытого счета капитала является внезапный отток капитала. Обычно этому явлению предшествует комплекс причин, выражающихся в утере доверия к рынку[57]. О качественно новой роли потоков капитала в современных условиях (учитывая, как положительные, так и негативные их аспекты) свидетельствует и превращение их в одну из главных сил экономической интеграции, а также в важное измерение процесса глобализации мировой экономики.
Когда тенденции движения капитала стали ярко выраженными, Бреттонвудская система валютных курсов (фиксированных паритетов) была заменена более либеральной, гибкой системой плавающих валютных курсов между основными валютами (долларом, немецкой маркой и японской йеной), которая в большей степени соответствует потребностям развития мировой экономики. Учитывая, что развитые государства стремятся устранить препятствия на пути своих инвестиций, МВФ предлагает всем странам-членам снять ограничения на движение капиталов, так как стремительно развивающийся рынок капиталов требует большей свободы движения средств[58]. Важной проблемой для реципиентов становится стабилизация валютного курса, так как в устойчивости курса их валют крайне заинтересованы внешние инвесторы, а для этого необходимо либерализовать валютный контроль: дать большую свободу частному капиталу[59].
При этом для стабилизации курса валюты какой-либо стране, интегрированной в мировое сообщество, но нужно отказываться от независимости в проведении денежно-кредитной политики, хотя изменения процентных ставок вызывают перемещение капитала, что отражается на уровне ликвидности отдельных стран. Однако движение капитала может принять размеры, приводящие к длительной нестабильности валютных курсов. Поэтому для обеспечения устойчивости рынков капиталов и валюты при свободном движении средств необходима координация валютной политики, так как рынки долговых обязательств становятся взаимозависимыми[60].
Выводы.
Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.
Мировая валютная система состоит из таких элементов, как: международные платежные системы; порядок балансирования международных платежей; режим работы золотых и валютных рынков; условия конвертируемости валют; права и обязанности межгосударственных институтов, которые регулируют валютные отношения.
Мировой валютный рынок - это совокупность отношений, которые возникают между фирмами, коммерческими банками и иными финансовыми учреждениями по международным сделкам с валютами. На мировом валютном рынке различные валюты или набoр валют выступают в рoли тoварoв, а денежную рoль испoлняет иная валюта.
Конвертируемость национальной валюты – это механизм свободного обмена ее на иностранные валюты и обратно без непосредственного вмешательства государства в данный процесс. В зависимости от допускаемых валютных ограничений конвертируемость может быть внешней и внутренней. Внешняя конвертируемость курса обеспечивает свободу обмена в стране денег, помогая рассчитываться с заграницей только нерезидентам. Внутренняя конвертируемость не дает права нерезидентам обменивать национальную валюту на иностранную, она распространяется на юридических и физических лиц.
Свободно конвертируемая валюта - валюта без ограничений обмена. Это - валюты экономически развитых стран с мощным финансовым потенциалом, развитой банковской системой.
Глава 2. Оценка текущего состояния мировой валютной системы
2.1. Дискуссия о реформах мировой валютной системы
В 2011 г. персонал МВФ подготовил и опубликовал исследование «Укрепление международной валютной системы - оценивая сделанное и глядя вперед». Одновременно группа видных экономистов во главе с Мишелем Камдессю осуществила независимое исследование на тему «Реформа международной валютной системы: согласованный подход для двадцать первого столетия». В обиходе этот документ стали называть Инициативой Пале-Рояль, или докладом «Группы Камдессю»[61].
В указанных докладах были названы основные рекомендуемые направления реформы МВС, а именно:
1. укрепление и совершенствование международного согласования национальных макроэкономических политик, направленных на то, чтобы помогать странам предпринимать такие действия, которые были бы необходимы для преодоления внутренних и внешних экономических вызовов и совместимы с целями достижения глобальной стабильности;
2. побуждение национальных директивных органов стран, осуществляющих международную координацию экономических политик, к переходу от мер политики, вводимых для устранения симптомов кризиса, к мерам, направленным на искоренение лежащих в его основе глубинных причин;
3. налаживание достоверного мониторинга глобальных потоков капиталов и надежного управления этими потоками, сфокусированного в конечном
счете на либерализации трансграничного движения капиталов, в особенности на регулировании его оттоков, при одновременной рекомендации странам с формирующимся рынком использовать в необходимых случаях для содействия управлению потоками капитала меры контроля за соответствующими операциями;
4. углубление исследований того, каким образом использование «квазивалюты» МВФ, каковой являются «Специальные права заимствования» (СДР), а также увеличение числа пригодных для применения в международном обращении национальных валют могли бы играть более полезную роль
в санкционировании МВС, а увеличение выпуска и разнообразия торгуемых на глобальном уровне активов содействовало бы улучшению использования капитала и более рациональному распределению риска, что будет одновременно способствовать сокращению глобальных дисбалансов и увеличению сопротивляемости МВС по отношению к разного рода шокам;
5. образование и укрепление глобальной сети финансовой безопасности – ГСФБ посредством: с одной стороны, удвоения квотного капитала МВФ, резкого увеличения его кредитных ресурсов благодаря образованию Фондом разветвленной системы валютных свопов с правительствами и центральными банками стран-членов и с региональными валютными механизмами, наконец, использованию Фондом возможностей занимать кредиты на частных рынках капиталов; с другой стороны - совершенствования кредитного инструментария МВФ, в первую очередь путем образования гибкой кредитной линии и превентивной кредитной линии; указанные изменения должны обеспечивать МВФ возможность мобилизовать в периоды кризисов крупномасштабные ликвидные ресурсы, своевременно снабжать ими страны-члены и таким образом выступать в качестве ядра глобальной сети финансовой защиты, а также действовать в роли глобального «Кредитора последней инстанции» [62].
По определению МВФ, названные направления реформы МВС содействовали бы уменьшению потерь, как вызываемых возникновением кризисов, так и мерами по предотвращению самих кризисов. Будучи реформированной в рамках этих направлений, МВС могла бы ограничивать свободу действий отдельных стран, но при этом должна послужить образованию более стабильного устройства в целом.
В марте 2016 г. МВФ приступил к осуществлению нового исследования, которое призвано установить стоящие перед современной международной валютной системой проблемы, выявить присущие этой системе изъяны и сформировать теоретическую основу для проведения в данной области необходимых будущих реформ. В данной связи был опубликован аналитический доклад МВФ «Укрепление международной валютной системы - критический анализ».
Директор Департамента по вопросам стратегии, политики и анализа МВФ Сидхарт Тивари в интервью, опубликованном 17 марта 2016 г.,
объяснил потребность в осуществлении нового исследования МВФ по данной проблеме тем, что за годы, прошедшие с 2011 г., многое изменилось как в состоянии мирохозяйственной сферы, так и в механизмах МВФ. По его словам, «в мировой экономике произошел ряд структурных сдвигов, сочетание которых ведет к росту напряженности и рисков»[63].
С. Тивари назвал пять стоящих перед международной валютно-финансовой системой на современном этапе конкретных проблем:
1. поскольку определенное сокращение дисбалансов счета текущих операций стало в основном не результатом действия фундаментальных факторов, а следствием конъюнктурного кризисного сжатия спроса в странах с развитой экономикой, то проблема преодоления этих дисбалансов пока не ушла в прошлое;
2. исполнение одной или двумя основными резервными валютами ведущей роли в МВС означает, что изменения в одной экономике могут оказывать существенное воздействие на остальные экономики, ограничивая возможность выбора другими странами инструментов внутренней политики;
3. по мере усиления экономической взаимосвязанности стран мира проявления волатильности потоков капитала превращаются в «постоянный элемент экономического ландшафта»;
4. в процессе формирования механизм управления финансовым сектором возникает необходимость принимать во внимание возросшую роль небанковских финансовых организаций;
5. три экономики с резервными валютами (США, Зона евро и Япония) должны будут постепенно свернуть использование «нетрадиционной» денежно-кредитной политики, что повлечет за собой период волатильности в странах с формирующимся рынком: отсюда - необходимость укрепить мировую систему финансовой защиты.
В Докладе предлагаемые целевые установки реформы МВС суммированы следующим образом: «Возможные направления реформы могли бы содействовать укреплению способов предотвращения кризисов, а также глобальных механизмов настройки экономических политик, международного сотрудничества и обеспечения ликвидностью. В связи с тем, что мировая экономика развивается в рамках парадигмы низких темпов роста, и по мере того как страны с формирующимися экономиками и развивающиеся
страны продолжают интегрировать и углублять свои финансовые рынки, возрастает потребность противодействовать рискам и уязвимостям, связанным с усиливающимися взаимозависимостью и открытостью». Согласно этому докладу, планируемая реформа должна быть сфокусирована на трех областях (которые, надо сказать, в значительной мере повторяют рекомендованные в 2011 г. направления) [64]. Ими являются:
(1) Механизмы предотвращения кризисов и их настройка. Предполагается, что формирующиеся рыночные экономики и развивающиеся страны в целях усиления их сопротивляемости внешним шокам, прежде всего давлению, оказываемому крупномасштабными международными перемещениями капиталов, во-первых, усовершенствуют инструментарий своих политик, включая страновые системы фискального регулирования и макропруденциальные меры; во-вторых, не будут допускать возникновения чрезмерной величины финансового рычага, которая ухудшала бы состояние балансовых счетов (например, путем содействия долгосрочному финансированию посредством выпуска акций или использования финансовых инструментов, обеспечивающих разделение рисков с частным сектором и одних стран с другими); в-третьих, используют критически важные меры, направленные на обеспечение равномерного распределения бремени регулирования экономических процессов между странами (например, избыток или дефицит счета текущих операций, приток или отток капитала).