Файл: Анализ действующей в Российской федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения банков на примере ПАО Сбербанк России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль и регулирование деятельность ПАО «Сбербанк России» осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам. Иностранные банки и компании Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующих стран.

Организационная структура Банка представлена на рис. 4.

Рис.4. Организационная структура ОАО «Сбербанк России»[46]

Наблюдательный Совет ПАО «Сбербанк России» возглавляет Председатель Банка России. В состав наблюдательного Совета включены также представители акционеров банка и независимые директора. Заместителями председателя наблюдательного совета являются два первых заместителя Центрального банка России.

Высшим органом управления ПАО «Сбербанк России» выступает общее собрание акционеров. В вопросы компетенции общего собрания акционеров относятся решения, касающиеся основных вопросов деятельности банка, перечень таких вопросов установлен Федеральным законом «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 и Уставом Сбербанка.

Основные показатели финансово-экономической деятельности банка представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели финансово-экономической деятельности банка, в млрд. руб.[47]

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Операционные доходы

954,6

1355,1

1616,0

Операционные расходы

623,4

677,6

672,8

Прибыль до налогообложения

331,2

677,5

943,2

Чистая прибыль

222,9

541,9

748,7

Рентабельность активов (ROAA), в %

0,9

2,1

2,9

Рентабельность капитала (ROAE), в %

10,2

20,8

24,2

Таким образом можно отметить, что в течение 2015-2017 гг. доходы ПАО «Сбербанк России» увеличились на 661,1 млрд. руб. или на 69,3%. Расходы возросли на 49,4 млрд. руб. или на 7,9%. Более низкие темпы роста расходов по сравнению с расходами привели к увеличению прибыли до налогообложения на 612,0 млрд. руб. или в 2,8 раза и чистой прибыли на 525,8 млрд. руб. или 3,4 раза.

Увеличиваются и показатели рентабельности деятельности банка, так рентабельность активов за 2017 год по сравнению с 2015 годом увеличилась с 0,9% до 2,9%, а рентабельность капитала с 10,2% в 2015 году до 24,2% в 2017 году.


Таким образом можно отметить рост основных показателей деятельности ПАО «Сбербанк России», что свидетельствует о повышении эффективности его деятельности.

2.2 Анализ налоговых платежей в ПАО Сбербанк России

В соответствии с действующим налоговым законодательством во взаимоотношениях с налоговой службой банк выступает в трех лицах:

- является непосредственным налогоплательщиком по результатам своей деятельности;

- выполняет функции посредника между государством и налогоплательщиками, поскольку через банковскую систему осуществляются платежи налогоплательщиками, что дает возможность банку предоставлять налоговым органам информацию, необходимую для организации налогового контроля;

- выполняет функции налогового агента, так как осуществляет удержания налогов из доходов налогоплательщиков и вносит их в бюджет[48].

Структура налогов, уплачиваемых банками отличается от структуры налогов, складывающейся по других коммерческим хозяйствующим субъектам, что обусловлено прежде всего освобождением от НДС ряда банковских операций и приводит к тому, что данный налог не играет ключевой роли в налоговой нагрузке банковского сектора.

В таблице 3 приведены налоги, уплачиваемые ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 гг.

Таблица 3

Анализ динамики налогов, уплачиваемых банком за 2015-2017гг.[49]

Показатели

2015

2016

2017

Темп роста, в %

2016/22015

2017/2016

Налог на прибыль

66240

135511

188640

204,6

139,2

Налог на имущество организаций

7322

7563

7689

103,3

101,7

Земельный налог

265

271

288

102,3

106,3

НДС, учитываемый при формировании налоговой базы

26588

27560

29321

103,7

106,4

Транспортный налог

51

55

58

107,8

105,5

Другие налоги

1404

2428

2898

172,9

119,4

Итого налогов

101870

173388

228894

170,2

132,0


На основании представленных данных видно, что сумма уплачиваемых налогов ПАО «Сбербанком России» за три года увеличилась на 70,2% в 2016 году и на 32,0% в 2017 году, при этом наибольшими темпами увеличивается налог на прибыль, что связано с улучшением финансового положения организации и прочие налоги. Наименьшие темпы прироста произошли по земельному налогу, что связано с индексацией кадастровой стоимости земельных участков.

Структура налогов представлена на рис. 5 – 7.

Рис. 5. Структура налогов ПАО «Сбербанка» в 2015 году[50]

На основании данных приведенных на рис. 5 можно отметить, что основными налогами, формирующими налоговую нагрузку банка выступают налог на прибыль, доля которого составляет 65,0%, налог на добавленную стоимость - 26,1% и налог на имущество организаций, составляющий 7,2%.

Структура налогов и иных обязательных платежей за 2016 год представлена на рис. 6.

Структура налоговых и иных обязательных платежей в 2016 году не претерпела существенных изменений, по-прежнему основными видами налогов выступают налог на прибыль и НДС. Однако можно отметить, что доля налога на прибыль увеличилась на 13,2 процентных пункта за счет сокращения доли НДС на 10,2% и налога на имущество на 2,8%.

Рис. 6. Структура налогов ПАО «Сбербанка» в 2016 году[51]

Структура налоговых и иных обязательных платежей в 2017 году представлена на рис. 7.

Рис. 7. Структура налогов ПАО «Сбербанка» в 2017 году

Исходя из представленных на рисунке 7 данных можно отметить следующее, доля налога на прибыль продолжает увеличиваться, по сравнению с предыдущим годом она выросла на 4,2 процентных пункта за счет дальнейшего сокращения в структуре доли НДС на 3,1 процентный пункт, налога на имущество на 1,0 процентный пункт и прочих налогов на 0,1 процентный пункт.

Анализ за три года позволил выявить следующее: структура налогов в ПАО «Сбербанк России» является достаточно стабильной и состоит из трех основных платежей: налога на прибыль организаций, НДС и налога на имущество организаций. В качестве происходящих тенденций можно отметить ежегодное увеличение доли налога на прибыль организаций и снижение доли НДС и налога на имущество организаций.

Повышение роли банковского сектора в экономике в немаловажной степени зависит от налоговых условий их деятельности. Для формирования экономически обоснованного механизма налогообложения банка необходимы совмещение налогового стимулирования инвестиций с действенным контролем за уклонением от налогов с помощью трансфертного ценообразования, судебная зашита прав и интересов налогоплательщика и государства, а также эффективное налоговое администрирование.


Сопоставление показателей налоговой нагрузки на добавленную стоимость и на прибыль до налогообложения дает возможность оценить влияние резервов и административно-управленческих расходов на величину налоговой нагрузки в банковском секторе[52].

; (1)

Где ТВav – налоговая нагрузка на добавленную стоимость;

ТВPbt – налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения;

t – общая сумма налогов, уплачиваемых банком;

Pbt – прибыль до налогообложения;

av – добавленная стоимость банковского сектора.

Оценим налоговую нагрузку в ПАО «Сбербанк России» по отношению в добавленной стоимости (рис. 8).

Таким образом можно отметить, что уровень налоговой нагрузки в добавленной стоимости снижается, так в 2015 году он составлял 17,8%, в 2016 году – 13,9%, снизившись на 3,9 процентных пункта, а в 2017 году – 16%, снизившись по сравнению с 2015 годом на 1,8 процентных пункта, при этом возрастает налоговая нагрузка в отношении налогов, уплачиваемых из прибыли.

Рис. 8. Налоговая нагрузка в ПАО «Сбербанк России» по отношению к добавленной стоимости в 2015 – 2017 гг.[53]

Налоговая нагрузка по отношению к прибыли представлена на рис. 9.

Рис. 9. Налоговая нагрузка в ПАО «Сбербанк России» по отношению к прибыли в 2015 – 2017 гг.

Таким образом и в отношении прибыли показатель налоговой нагрузки банка снижается, при этом наблюдается сближение данных в отношении налогов, уплачиваемых из прибыли и налогов, относимых на расходы, что вызвано введением нового порядка классификации ссуд и формирования резервов.

Можно отметить, что ПАО «Сбербанк России» является коммерческим банком. Результаты деятельности банка за исследуемый период улучшаются, о чем говорит рост прибыли и рентабельности деятельности банка. Основными налоговыми платежами выступают налог на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций, причем отмечается рост начислений налога на прибыль в совокупной структуре налоговых платежей.

3. Пути оптимизации налогообложения банков


3.1. Развитие налогообложения банков в рамках поддержки реального сектора экономики

Банки выполняют несколько функций в области налогообложения. Контроль за исполнением налогового законодательства возложен на Федеральную налоговую службу РФ. В соответствии со ст. 60 НК РФ банк в течение одного дня должен исполнить поручение клиента на перечисление налогов, если на счетах клиента имеется достаточное количество денежных средств. Если банк нарушает данные сроки, то в соответствии с налоговым законодательством он уплачивает пени за каждый день просрочки. При наличии нескольких таких нарушений налоговый орган может обратить в Центральный банк России и ходатайствовать об отзыве лицензии. Это заставляет банки с высокой степенью ответственности относиться к исполнению своих обязанностей по перечислению в бюджет налогов и сборов[54].

Кроме этого банк обязан информировать налоговый орган об открытых счетах организациями или индивидуальными предпринимателями и приостанавливать операции по счетам на основании решения налогового органа. В связи с этими обязанностями налоговые органы в течение 2017 года провели проверки исполнения банками своих обязанностей в количестве 931 проверки, общий объем пени за нарушения по несвоевременному исполнению банками поручений налоговых органов превысил 120 млн. рублей, при этом 70% пени приходится на банки, у которых в течение года были отозваны лицензии[55]. В Федеральную службу по финансовому мониторингу поступило более 12,2 млн. обращений о подозрительных финансовых операциях, при этом 3,2 млн. поступили от кредитных организаций. За 2017 год было передано в суд 103 уголовных дела. Данные цифры свидетельствуют о назревшей необходимости совершенствования в отношении кредитных организаций методов налогового администрирования[56].

Кроме этого с 1 января 2015 года банки могут подключиться к системе налогового мониторинга, однако, такое подключение осуществляется в соответствии с налоговым законодательством в добровольном порядке. Представляется целесообразным ввести обязательный мониторинг деятельности коммерческих банков для недопущения возникновения картотек неисполненных расчетных документов по перечислению налогов в бюджет. В рамках данного мониторинга налоговый орган еженедельно или ежедневно может запрашивать у банка необходимые документы, которые касаются следующих аспектов деятельности: