Файл: Анализ действующей в Российской федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения банков на примере ПАО Сбербанк России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков
Теоретические основы налогообложения коммерческих банков РФ
2 Анализ налогообложения банков на примере ПАО Сбербанк России
Организационная и экономическая характеристика ПАО Сбербанк России
2.2 Анализ налоговых платежей в ПАО Сбербанк России
3. Пути оптимизации налогообложения банков
3.1. Развитие налогообложения банков в рамках поддержки реального сектора экономики
Контроль и регулирование деятельность ПАО «Сбербанк России» осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам. Иностранные банки и компании Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующих стран.
Организационная структура Банка представлена на рис. 4.
Рис.4. Организационная структура ОАО «Сбербанк России»[46]
Наблюдательный Совет ПАО «Сбербанк России» возглавляет Председатель Банка России. В состав наблюдательного Совета включены также представители акционеров банка и независимые директора. Заместителями председателя наблюдательного совета являются два первых заместителя Центрального банка России.
Высшим органом управления ПАО «Сбербанк России» выступает общее собрание акционеров. В вопросы компетенции общего собрания акционеров относятся решения, касающиеся основных вопросов деятельности банка, перечень таких вопросов установлен Федеральным законом «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 и Уставом Сбербанка.
Основные показатели финансово-экономической деятельности банка представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели финансово-экономической деятельности банка, в млрд. руб.[47]
Наименование показателя |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Операционные доходы |
954,6 |
1355,1 |
1616,0 |
Операционные расходы |
623,4 |
677,6 |
672,8 |
Прибыль до налогообложения |
331,2 |
677,5 |
943,2 |
Чистая прибыль |
222,9 |
541,9 |
748,7 |
Рентабельность активов (ROAA), в % |
0,9 |
2,1 |
2,9 |
Рентабельность капитала (ROAE), в % |
10,2 |
20,8 |
24,2 |
Таким образом можно отметить, что в течение 2015-2017 гг. доходы ПАО «Сбербанк России» увеличились на 661,1 млрд. руб. или на 69,3%. Расходы возросли на 49,4 млрд. руб. или на 7,9%. Более низкие темпы роста расходов по сравнению с расходами привели к увеличению прибыли до налогообложения на 612,0 млрд. руб. или в 2,8 раза и чистой прибыли на 525,8 млрд. руб. или 3,4 раза.
Увеличиваются и показатели рентабельности деятельности банка, так рентабельность активов за 2017 год по сравнению с 2015 годом увеличилась с 0,9% до 2,9%, а рентабельность капитала с 10,2% в 2015 году до 24,2% в 2017 году.
Таким образом можно отметить рост основных показателей деятельности ПАО «Сбербанк России», что свидетельствует о повышении эффективности его деятельности.
2.2 Анализ налоговых платежей в ПАО Сбербанк России
В соответствии с действующим налоговым законодательством во взаимоотношениях с налоговой службой банк выступает в трех лицах:
- является непосредственным налогоплательщиком по результатам своей деятельности;
- выполняет функции посредника между государством и налогоплательщиками, поскольку через банковскую систему осуществляются платежи налогоплательщиками, что дает возможность банку предоставлять налоговым органам информацию, необходимую для организации налогового контроля;
- выполняет функции налогового агента, так как осуществляет удержания налогов из доходов налогоплательщиков и вносит их в бюджет[48].
Структура налогов, уплачиваемых банками отличается от структуры налогов, складывающейся по других коммерческим хозяйствующим субъектам, что обусловлено прежде всего освобождением от НДС ряда банковских операций и приводит к тому, что данный налог не играет ключевой роли в налоговой нагрузке банковского сектора.
В таблице 3 приведены налоги, уплачиваемые ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 гг.
Таблица 3
Анализ динамики налогов, уплачиваемых банком за 2015-2017гг.[49]
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста, в % |
|
2016/22015 |
2017/2016 |
||||
Налог на прибыль |
66240 |
135511 |
188640 |
204,6 |
139,2 |
Налог на имущество организаций |
7322 |
7563 |
7689 |
103,3 |
101,7 |
Земельный налог |
265 |
271 |
288 |
102,3 |
106,3 |
НДС, учитываемый при формировании налоговой базы |
26588 |
27560 |
29321 |
103,7 |
106,4 |
Транспортный налог |
51 |
55 |
58 |
107,8 |
105,5 |
Другие налоги |
1404 |
2428 |
2898 |
172,9 |
119,4 |
Итого налогов |
101870 |
173388 |
228894 |
170,2 |
132,0 |
На основании представленных данных видно, что сумма уплачиваемых налогов ПАО «Сбербанком России» за три года увеличилась на 70,2% в 2016 году и на 32,0% в 2017 году, при этом наибольшими темпами увеличивается налог на прибыль, что связано с улучшением финансового положения организации и прочие налоги. Наименьшие темпы прироста произошли по земельному налогу, что связано с индексацией кадастровой стоимости земельных участков.
Структура налогов представлена на рис. 5 – 7.
Рис. 5. Структура налогов ПАО «Сбербанка» в 2015 году[50]
На основании данных приведенных на рис. 5 можно отметить, что основными налогами, формирующими налоговую нагрузку банка выступают налог на прибыль, доля которого составляет 65,0%, налог на добавленную стоимость - 26,1% и налог на имущество организаций, составляющий 7,2%.
Структура налогов и иных обязательных платежей за 2016 год представлена на рис. 6.
Структура налоговых и иных обязательных платежей в 2016 году не претерпела существенных изменений, по-прежнему основными видами налогов выступают налог на прибыль и НДС. Однако можно отметить, что доля налога на прибыль увеличилась на 13,2 процентных пункта за счет сокращения доли НДС на 10,2% и налога на имущество на 2,8%.
Рис. 6. Структура налогов ПАО «Сбербанка» в 2016 году[51]
Структура налоговых и иных обязательных платежей в 2017 году представлена на рис. 7.
Рис. 7. Структура налогов ПАО «Сбербанка» в 2017 году
Исходя из представленных на рисунке 7 данных можно отметить следующее, доля налога на прибыль продолжает увеличиваться, по сравнению с предыдущим годом она выросла на 4,2 процентных пункта за счет дальнейшего сокращения в структуре доли НДС на 3,1 процентный пункт, налога на имущество на 1,0 процентный пункт и прочих налогов на 0,1 процентный пункт.
Анализ за три года позволил выявить следующее: структура налогов в ПАО «Сбербанк России» является достаточно стабильной и состоит из трех основных платежей: налога на прибыль организаций, НДС и налога на имущество организаций. В качестве происходящих тенденций можно отметить ежегодное увеличение доли налога на прибыль организаций и снижение доли НДС и налога на имущество организаций.
Повышение роли банковского сектора в экономике в немаловажной степени зависит от налоговых условий их деятельности. Для формирования экономически обоснованного механизма налогообложения банка необходимы совмещение налогового стимулирования инвестиций с действенным контролем за уклонением от налогов с помощью трансфертного ценообразования, судебная зашита прав и интересов налогоплательщика и государства, а также эффективное налоговое администрирование.
Сопоставление показателей налоговой нагрузки на добавленную стоимость и на прибыль до налогообложения дает возможность оценить влияние резервов и административно-управленческих расходов на величину налоговой нагрузки в банковском секторе[52].
; (1)
Где ТВav – налоговая нагрузка на добавленную стоимость;
ТВPbt – налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения;
t – общая сумма налогов, уплачиваемых банком;
Pbt – прибыль до налогообложения;
av – добавленная стоимость банковского сектора.
Оценим налоговую нагрузку в ПАО «Сбербанк России» по отношению в добавленной стоимости (рис. 8).
Таким образом можно отметить, что уровень налоговой нагрузки в добавленной стоимости снижается, так в 2015 году он составлял 17,8%, в 2016 году – 13,9%, снизившись на 3,9 процентных пункта, а в 2017 году – 16%, снизившись по сравнению с 2015 годом на 1,8 процентных пункта, при этом возрастает налоговая нагрузка в отношении налогов, уплачиваемых из прибыли.
Рис. 8. Налоговая нагрузка в ПАО «Сбербанк России» по отношению к добавленной стоимости в 2015 – 2017 гг.[53]
Налоговая нагрузка по отношению к прибыли представлена на рис. 9.
Рис. 9. Налоговая нагрузка в ПАО «Сбербанк России» по отношению к прибыли в 2015 – 2017 гг.
Таким образом и в отношении прибыли показатель налоговой нагрузки банка снижается, при этом наблюдается сближение данных в отношении налогов, уплачиваемых из прибыли и налогов, относимых на расходы, что вызвано введением нового порядка классификации ссуд и формирования резервов.
Можно отметить, что ПАО «Сбербанк России» является коммерческим банком. Результаты деятельности банка за исследуемый период улучшаются, о чем говорит рост прибыли и рентабельности деятельности банка. Основными налоговыми платежами выступают налог на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций, причем отмечается рост начислений налога на прибыль в совокупной структуре налоговых платежей.
3. Пути оптимизации налогообложения банков
3.1. Развитие налогообложения банков в рамках поддержки реального сектора экономики
Банки выполняют несколько функций в области налогообложения. Контроль за исполнением налогового законодательства возложен на Федеральную налоговую службу РФ. В соответствии со ст. 60 НК РФ банк в течение одного дня должен исполнить поручение клиента на перечисление налогов, если на счетах клиента имеется достаточное количество денежных средств. Если банк нарушает данные сроки, то в соответствии с налоговым законодательством он уплачивает пени за каждый день просрочки. При наличии нескольких таких нарушений налоговый орган может обратить в Центральный банк России и ходатайствовать об отзыве лицензии. Это заставляет банки с высокой степенью ответственности относиться к исполнению своих обязанностей по перечислению в бюджет налогов и сборов[54].
Кроме этого банк обязан информировать налоговый орган об открытых счетах организациями или индивидуальными предпринимателями и приостанавливать операции по счетам на основании решения налогового органа. В связи с этими обязанностями налоговые органы в течение 2017 года провели проверки исполнения банками своих обязанностей в количестве 931 проверки, общий объем пени за нарушения по несвоевременному исполнению банками поручений налоговых органов превысил 120 млн. рублей, при этом 70% пени приходится на банки, у которых в течение года были отозваны лицензии[55]. В Федеральную службу по финансовому мониторингу поступило более 12,2 млн. обращений о подозрительных финансовых операциях, при этом 3,2 млн. поступили от кредитных организаций. За 2017 год было передано в суд 103 уголовных дела. Данные цифры свидетельствуют о назревшей необходимости совершенствования в отношении кредитных организаций методов налогового администрирования[56].
Кроме этого с 1 января 2015 года банки могут подключиться к системе налогового мониторинга, однако, такое подключение осуществляется в соответствии с налоговым законодательством в добровольном порядке. Представляется целесообразным ввести обязательный мониторинг деятельности коммерческих банков для недопущения возникновения картотек неисполненных расчетных документов по перечислению налогов в бюджет. В рамках данного мониторинга налоговый орган еженедельно или ежедневно может запрашивать у банка необходимые документы, которые касаются следующих аспектов деятельности: