Файл: Анализ действующей в Российской федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения банков на примере ПАО Сбербанк России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- объема поступлений денежных средств на корсчета банка в ГУ ЦБ;

- общего объема и количества неисполненных документов либо исполненных с нарушением установленных сроков;

- ряду других показателей[57].

Однако проведение мониторинга абсолютно всех коммерческих банков представляется весьма трудозатратной процедурой, поэтому можно предусмотреть возможность снятия мониторинга в том случае, если коммерческий банк в течение одного месяца не допускает задержки исполнения расчетных документов на перечисление налогов[58].

Своевременное проведение мониторинга деятельности банка позволит предотвратить неконтролируемый рост суммы задолженности по перечислению налогов в бюджет банками.

Кроме этого повышению качества налогового администрирования будет способствовать формирование единого информационного пространства между банками, клиентами, контрагентами и налоговыми органами. Для более эффективного решения данного вопросы предлагается осуществить следующие мероприятия:

  • разработать единые методические материалы особенностей налогового администрирования банков, в которых будет отражены специфические вопросы налогообложения банковского сектора, методов самостоятельной оценки вероятности налоговой проверки, по аналогии с общими рекомендациями, разработанными для организаций, однако, банковская деятельность отличается специфичным порядком исчисления налогов и не всегда общие рекомендации применимы к банковской сфере;
  • совершенствование программных продуктов, позволяющих оптимизировать процессы обмена информацией между банками и налоговыми органами, а также банками и организациями в режиме реального времени, сокращающие рутинные операции по вводу информации и время доставки данных[59].

В настоящее время между банками и налоговыми органами функционирует электронный документооборот по телекоммуникационным каналам связи, который предполагает обмен сведениями об открытых счетах, об исполнении решений о приостановлении операций по счетам, сбор, обработка и анализ сведений об исполнении налогоплательщиком налоговых обязательств в случае непоступления в бюджет денежных средств.

Для качественной организации системы мониторинга необходимо использование большего количества информационных ресурсов. Созданная система позволит более эффективно выявлять банки, нарушающие налоговое законодательство и участвующие в системах ухода от уплаты налогов.


Для того чтобы заинтересовать банки в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить прибыль банков, полученную от предоставления кредитов на срок более года от налогообложения данной прибыли для развития производства.

Если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей (непосредственно тех, кто будет брать кредиты), то освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создания новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики

Поэтому встает необходимость ввести изменения в налоговое законодательство, при этом освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль, к примеру, в 2 раза, полученную с продукции от расширения производства или создания нового производства за счет тех самых долгосрочных кредитов, полученных в коммерческих банках[60].

Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, на период три – пять лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации).

При таком подходе, вероятно, у банков и организаций может возникнуть идея осуществления простой оптимизации налогообложения. Поэтому просто необходимо создание четкого механизма, контролирующего исполнение долгосрочных кредитов по назначению. При ситуации перевода коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения при освобождении от налогов доходы, полученные от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства. Но данный механизм на сегодняшний день отсутствует, что побуждает создавать условия, при которых предприятиям было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест[61].

Условия можно представить следующим образом:

- в отношении банков: освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития приоритетных отраслей производства;

- в отношении организаций реального сектора экономики: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 3 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза.


Таким образом, система налогообложения должна служить тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объем реализации продукции, помимо выполнения своей основной функции - пополнения доходной части бюджета, подъему экономики.

3.2. Направления развития налогообложения банков в России

Для экономики эффективное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение. Главной целью налогообложения банков должен выступать тот факт, что они являясь крупными налогоплательщиками выступают надежным источником доходов бюджета.

Рассмотрим конкретные направления совершенствования действующего механизма налогового регулирования деятельности коммерческих банков.

  1. расширение права банков по созданию резервных фондов за счет затрат. Данное направление позволит банкам более активно проникать на еще не освоенные рынки России, принимать участие в кредитовании реального сектора экономики. Примером такого фонда можно привести резерв, формируемый под прочие активы банка, складывающийся за счет чистой прибыли. При этом необходимо формализовать порядок его создания, либо ужесточить контроль за порядком его формирования с одновременным предоставлением разрешения относить расходы по его созданию на затраты[62];
  2. ввести единый порядок учета целей налогообложения процентов по привлеченным средствам, процентов по займам, аналогично процентам по кредитам и депозитам, которые должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль[63];
  3. для улучшения качества и результативности налоговых проверок в отношении банков необходимо законодательное закрепление норм, согласно которым заключения по проверкам кредитных организаций, проводимых Центральным Банком Российской Федерации и его территориальными подразделениями, а так же аудиторские заключения по подтверждению годового отчета банков в обязательном порядке направлялись в налоговые органы;
  4. совершенствование системы налогообложения в отношении прибыли банков – инвесторов[64].

С авторской точки зрения, в настоящее время накопилось достаточно проблем связанных с налогообложением банков. Поэтому реформирование системы налогообложения кредитных организаций является необходимостью в настоящее время и должно быть исполнено в кратчайшие сроки или как минимум должны возникнуть предпосылки решения этого вопроса.


Для государства, сегодня, очень важно сделать изъятие налогов с кредитных организаций экономическим рычагом, при помощи которого банки стремились бы к более эффективной работе и повышали свою прибыль, а не только посредством налогов выполняли свою основную функцию - пополнения доходной части бюджета[65].

Так же хотелось бы отметить, что при правильном воздействии на систему налогообложения кредитных организаций существуют перспективы, способствующие поднятию и развитию экономики страны в целом.

Заключение

Налоги в банковской системе занимают не последнее место и очень важны с точки зрения проведения централизованной денежно – кредитной политики государства.

Налогообложение кредитных организаций стоит рассматривать со стороны государственного регулирования, поскольку вопрос установление налогов наиболее важен как инструмент именно регулирования. Ведь от этого напрямую зависит формирования доходной части бюджета государства, а так же управление ситуацией в экономическом плане.

Вопрос налогообложения кредитных организаций сегодня весьма актуален и не вызывает сомнения. Банки, как и другие коммерческие организации, уплачивают всю совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, однако специфика их деятельности предопределила особый порядок определения налоговой базы, наиболее ярко он проявляется при исчислении прибыли банков.

В работе была проанализирована история развития налогообложения банков России, так и исследован опыт других государств, позволяющий совершенствовать налогообложение банков в настоящее время.

Анализ налоговой нагрузки, проведенный на основании данных ПАО «Сбербанка России» позволил выявить наиболее крупные налоги, уплачиваемые банком, к ним относятся налог на имущество организаций, и налог на прибыль организаций. В целом налоговая нагрузка по банку распределяется практически в равных пропорциях между налогами, уплачиваемыми из прибыли и налогами, относимыми на затраты банка.

Так же стоит отметить, что в целом сегодня, российская налоговая система далека от совершенства в своей законодательной основе, так же это касается и налогового регулирования банковской системы. Поэтому просто необходима тщательная проработка всех нормативно-правовых актов и законов, относящихся к налогообложению сферы кредитных организаций. Потому как здоровая банковская среда это залог экономического процветания любого государства.


Но для того чтобы достичь поставленной цели просто необходимо принимать срочные меры, а именно для российских условий целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности применения более низкой ставки налога на прибыль, в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а увеличение уставного капитала банка, а так же на кредитования реального сектора экономики и развитие деятельности за рубежом.

Таким образом, дальнейшие перспективы налогообложения коммерческих банков в России можно связать с такими нововведениями: расширением права банков по созданию резервных фондов за счет затрат; введением единого порядка учета для целей налогообложения процентов по привлеченным средствам – проценты по займам аналогично процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль; законодательным закреплением норм, согласно которым заключения по проверкам кредитных организаций Центральным банком РФ и его территориальными подразделениями и аудиторские заключения по подтверждению годового отчета банков в обязательном порядке направлялись в налоговые органы; созданием системы налогообложения коммерческих банков, стимулирующей активизацию их деятельности в направлении вложения средств в реальный сектор экономики.

Используемые автором выводы и предложения, содержащиеся в данной работе, будут способствовать совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 30.06.2018 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2018г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340
  2. Аркаутин В.В. Налогообложение коммерческих банков в РФ: особенности, анализ методики исчисления и уплаты налогов, проблемы и перспективы развития / В.В. Аркаутин // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №4. - С. 158-163
  3. Воронова М.А. Особенности налогообложения российских коммерческих банков / М.А.Воронова // Научный журнал. - 2017. - №5. - С.57-59
  4. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики / Л.И.Гончаренко. – М.: Рид Групп, 2015. – 328 с.
  5. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы, Юнити. - 2016.-с.150.
  6. Зима О.В. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков / О.В.Зима // Международный бухгалтерский учет . 2016. №6. – с. 41-50
  7. Кичигина А.К. Сравнительная характеристика налогообложения прибыли коммерческих банков в России и за рубежом / А.К.Кичигина // Налоги и налогообложение. - 2016. - №6. - С.457-465
  8. Кобылина Е.Н. Проблемы налогообложения коммерческих банков в России / Е.Н.Кобылина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №8. - С. 220-223
  9. Королева Я.А. Налогообложение прибыли и его роль в стимулировании инвестиционной деятельности коммерческих банков / Я.А.Королева // Студенческий вестник. - 2017. - №17. - с. 64-66
  10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение.учебник 4-е изд. - М.: Юнити – Дана, 2014. – 519 с.
  11. Мечетина Т.А. Правовые основы и проблемы налогообложения коммерческих банков при применении норм налогового права / Т.А.Мечетина // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. №3. – с.93-108
  12. Муравлева Т.В. Ответственность банков в сфере налогообложения: современное состояние и перспективы // Т.В.Муравлева // Наука и общество. 2017. №3. – с. 46-53
  13. Налогообложение организаций: учебник/ науч. ред. Л. И. Гончаренко. – М.: Экономистъ. - 2013 – 478 с.
  14. Никулкин Р.Н. Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики / Р.Н.Никулкин // Финансы и управление. - 2016. - №1. - С.128-152
  15. Ольховик В.В, Оценка эффективности налогообложения банков и предприятий реального сектора экономики / В.В. Ольховик // Бизнес информ. 2016. №12. – с. 322-327
  16. Ольховик В.В. Особенности современной практики налогообложения прибыли банков и кредитования реального сектора экономики / В.В.Ольховик // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2015. - №1. - С.45-50
  17. Отчет менеджмента ПАО «Сбербанк России». – Режим доступа: http:// www.2017.report-sberbank.ru/ru/
  18. Перепелицын А.В. Особенности правового регулирования налогообложения кредитных организаций / А.В.Перепелицын // Юристъ-Правоведъ. 2017. №1. – с. 115-119
  19. Поляева А.А., Ермошина Т.В. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации / А.А.Поляева, Т.В.Ермошина // Экономика и социум. 2016. №2. – с. 395-399
  20. Поляева А.А. Актуальные проблемы налогообложения коммерческих банков // А.А.Поляева // Экономика и социум. 2017. №2. – с. 393-395
  21. Попов К.И. Пути развития налогообложения коммерческих банков в современных условиях / К.И.Попов // Современные гуманитарные исследования. - 2017. - №1. - С.27-29
  22. Протасова Д.С. Особенности налогообложения коммерческих банков / Д.С.Протасова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №6. - С. 757-760
  23. Сальникова Н.В. Пути совершенствования системы налогообложения банков / Н.В.Сальников // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - №3. - С.154-157
  24. Тимошенко В.А. Взаимодействие налоговых органов и банков в сфере налогообложении / В.А.Тимошенко // Право и экономика. - 2015. - №3. - с. 61-64
  25. Тимошенков В.А. Взаимодействие налоговых органов и банков в сфере налогообложения / В.А.Тимошенко // Право и экономика. 2015. №3. – с. 61-64
  26. Тускаева М.Р. Особенности налогообложения коммерческих банков / М.Р.Тускаева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №9. - С. 817-820
  27. Фаизова А.М. Налогообложение банков в Российской Федерации и направления его совершенствования с учетом зарубежного опыта / А.М.Фаизова // Экономика и социум. - 2015. - №2. - С. 956-959
  28. Фоменко Д.П. Проблемы налогообложения банков и пути их совершенствования / Д.П.Фоменко // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - №117. - С. 201-204
  29. Халикова Л.Ф. Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения / Л.Ф.Халикова // Вектор экономики. - 2017. - №9. - С.19
  30. Хусаинова А.М. Особенности налогообложения банков в Российской Федерации / А.М.Хусаинова // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - №7. - С.327-331
  31. Чучманская А.А. Зарубежный опыт налогообложения банков / А.А.Чучманская // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. - 2017. - №2. - С. 158-161
  32. Ширяева Н.М. Налогообложение и учет операций, осуществляемых на финансовом рынке РФ / Н.М.Ширяева. – М.: Рид Групп, 2016. – 229 с.
  33. Динамика основных показателей деятельности ПАО ПАО «Сбербанк России». – Режим доступа: https://2017.report-sberbank.ru/ru/financial-results/major-performance-indicators (дата обращения 11.07.2018)
  34. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – Режим доступа: http://www.sberbank.ru (дата обращения 10.06.2018)