Файл: Корпоративная культура в организации (Роль корпоративной культуры и организационная эффективность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы: В настоящее время управляемыми предметами являются не только технические средства, человеческий ресурс, но и корпоративная культура предприятия. Она не только помогает понять ее суть (как любой другой культуры), но и настроиться на деловой лад и проникнуться рабочей атмосферой. Конечно же, теоретически является невозможным проведение инструктажа, содержащего список норм поведения в той или иной штатной ситуации, для каждого сотрудника. Принципы корпоративной культуры помогают людям адаптироваться в определенных ситуациях, потому что каждый член коллектива проникается нормами и правилами компании.

Корпоративная культура играет основополагающую роль в установлении эффективной системы коммуникаций и тем самым значительно сокращает издержки, связанные с информацией. Успех корпорации будет определяться не только знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром.

Широкий теоретический и практический интерес к проблеме оценки и формирования корпоративной культуры во всем мире является ярким свидетельством понимания учеными и специалистами по менеджменту важности и уникальности этого стратегического инструмента. Ведь в современных условиях, когда предприятия имеют равные возможности в использовании передовых технологий, обеспечении высокого уровня качества продукции, привлечении заемного капитала, именно корпоративная культура становится фактором, определяющим конкурентоспособность и уникальность компании.

Целью нашего исследования является определение роли и влияния корпоративной культуры на показатели результативности управленческой системы организационного формирования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть сущность корпоративной культуры;

- рассмотреть признаки корпоративной культуры;

- определить функции корпоративной культуры.

Объект исследования – система отношений связанных с корпоративной культурой.

Предметом исследования является особенности корпоративной культуры предприятия.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности корпоративной культуры.

Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.


Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Понятие и признаки корпоративной культуры

1.1. Понятие и признаки корпоративной культуры

Ни для кого сегодня не секрет, что производительность труда во многом зависит от рабочей атмосферы, которая сложилась на предприятии.

Корпоративная культура объединяет сотрудников в единый коллектив, от общих усилий которого и зависит успешность деятельности организации.

Процесс формирования общих ценностей является пока еще мало изученным в нашей стране, однако в США этим вопросом исследователи начали заниматься еще в 80-90-х годах прошлого века, рассмотрев влияние принятых ценностей на поведение индивидов в коллективе.

Попытка рассмотреть деятельность крупных корпораций в культурном аспекте была впервые предпринята группой американских ученых в 30-х годах прошлого года.

На протяжении следующих двадцати лет были проведены десятки различных исследований в этой области по заказу руководителей данных корпораций. Уже в 1969 году была опубликована книга японского ученого Оучи «Теория Z», которой суждено было стать настоящим бестселлером. Связано это с тем, что корпоративная культура – это душа организации, без которой у нее нет никаких шансов на успех[1].

Термин корпоративная культура не так уж давно вошёл в нашу жизнь, но уже занял заслуженное почётное место среди факторов создания современной успешной организации.

Ведь именно корпоративная культура компании объединяет людей в команду, делает их единым целым на пути достижения поставленных задач. Создание атмосферы дружеского плеча, взаимопомощи, доброжелательности и общей нацеленности на результат – одна из основных задач современного руководителя.

Классическое определение корпоративной культуры включает в себя совокупность ценностей, идей, взглядов, методов управления, отличающих определённую компанию от других. Кроме этого корпоративная культура – это особая атмосфера, которая складывается внутри коллектива, традиции и правила поведения, общая философия бизнеса компании.


Корпоративная культура предприятия – это базис, на котором строится его будущее. Формирование культуры начинается с определения ценностей компании, целей и стратегии.

В принципе, корпоративная культура может сложиться и без влияния извне, без какого-либо воздействия руководства, но, желательно, чтобы этот процесс был более или менее управляем.

Таким образом, понятие корпоративной культуры включает в себя весь спектр социального поведения работников, ценности и нормы, принятые в организации, а также внешнее проявление соблюдения норм (организационное поведение).

Чаще всего подробное определение корпоративной культуры выглядит так: это совокупность ценностей, традиций, норм, верований, обычаев, воплощенных в разных аспектах деятельности организации, которые делают организацию уникальной.

Выстраивает политику эффективной компании именно руководство, а менеджеры по работе с персоналом и руководители подразделений доводят её до сотрудников.

Этап формирования культуры заканчивается, как только большинство сотрудников начинают придерживаться общей линии поведения, и она становится естественной средой существования компании[2].

Многие компании вводят в обращение корпоративный кодекс, в котором чётко прописано, какой стиль одежды принято носить в компании, какие приняты нормы, какие у компании цели и миссия.

Благодаря такому кодексу, период адаптации нового сотрудника к новому коллективу и компании в целом проходит гораздо легче и естественнее, поскольку он заранее знает, что приемлемо в компании, а что не приветствуется.

Как правило, корпоративная культура складывается не только из умения хорошо работать вместе, но и из умения вместе отдыхать. В компании должно стать традицией отмечать общие юбилеи, дни рождения, значимые для компании праздники.

Хорошо, если компания заботится о физическом здоровье своих сотрудников, и у неё есть своя футбольная, волейбольная или баскетбольная команды. Возможно, все сотрудники имеют бесплатный абонемент в бассейн или фитнес клуб. По итогам года лучших сотрудников можно награждать путёвками, а детей отправлять в лагеря.

Современный бизнес и корпоративная культура идут рука об руку. Корпоративную культуру нужно тщательно выращивать и формировать, поскольку именно она ляжет в основу будущего процветания компании.

К сожалению, не все руководители осознают её важность, а некоторые не знают, с чего нужно начинать формирование организационной философии, как происходит её развитие и становление. Бывает так, что культура, искусственно насаждаемая руководством, не приживается и всячески отторгается коллективом.


Это происходит потому, что руководители не смогли обосновать для своих сотрудников её важность и необходимость, или эта культура не вписывается в общую идею компании или даже противоречит ей.

В связи с возрастающей ценностью квалифицированного персонала, перед руководством ставятся новые задачи по созданию коллектива, который с удовольствием будет работать на благо компании, поскольку ему нравится быть частью именно этого коллектива, именно этой компании.

Для решения этих задач, а точнее, создания корпоративной культуры, нужно тщательно её проработать и вложить в неё немалые средства. Но это именно те инвестиции, которые в дальнейшем принесут немалые дивиденды[3].

Западная корпоративная культура организации основана на понятии «команда», то есть сотрудники должны сплотиться для достижения определенной цели. Плюсом таких взаимоотношений является чувство уверенности друг в друге, ощущение собственной значимости.

При этом каждый работник старается выделиться на общем фоне для реализации своих карьерных амбиций. Таким образом, получается здоровая конкуренция, но персонал объединен решением единой задачи. Считается, такая корпоративная культура и организационная этика являются наиболее продуктивными для повышения доходности предприятия[4].

В Японии принято ставить рабочие интересы выше личных. Здесь очень сильна не официальная корпоративная культура, потому что нигде не прописано то, что сотрудник должен работать больше положенного.

На деле среднестатистический японец будет готов трудиться на благо своей корпорации независимо от того сколько для этого времени и сил понадобиться. Начальник считается не только главенствующим человеком в компании, но и сравним со старшим родственником, которому обязательно безприкословно подчиняться и почтительно относиться.

Такая система ценностей привела к тому, что японцы чаще всего проводят всю жизнь на одном и том же предприятии, где существует четка иерархия, нарушить которую крайне сложно[5].

Существуют такие элементы корпоративной культуры, как:

  1. Философия предприятия, которая определяет отношение к сотрудникам и клиентам.
  2. Доминирующая система ценностей.
  3. Нормы отношений в организации.
  4. Система правил работы и поведения на предприятии.
  5. Социально-психологические условия труда
  6. Ритуалы, символы и поведенческие церемонии[6].

Американские ученые Камерон и Куинн занимались исследованием того, как различные предприятия достигают поставленных целей и задач.

1. Кланы – компании, которые характеризуются сплоченностью коллектива, поддерживающего единые ценности.

2. Адхократия – компания, в которой поощряется новаторский подход к решению рутинных задач.

3. Рынок – организации, нацеленные на результат. Их главные ценности – это достижение стратегических целей с помощью любых средств, имеющихся в наличии.

4. Бюрократия – стабильные организации, работа в которых четко регламентирована с помощью определенных стандартов и правил. Их основные ценности – это предсказуемость и стабильность.

Корпоративная культура базируется на следующих основных признаках.

Всеобщность корпоративной культуры. Корпоративная культура пронизывает всю структуру, охватывает все виды действий в организации. С одной стороны, это форма, в которую облекаются хозяйственные акты (например, она определяет процедуру найма рабочих, порядок разработки миссии, стратегических проблем и др.), с другой - она сама суть, определяющая содержание этих хозяйственных актов. Корпоративная культура формирует микроклимат компании.

Неформальность корпоративной культуры. Действие корпоративной культуры не связано с официальными распоряжениями, установленными в приказном порядке. Неформальность корпоративной культуры является причиной того, что результаты ее воздействия невозможно измерить и оценить.

Устойчивость корпоративной культуры. Устойчивость организа-ционной культуры связана с традиционностью норм и правил, принятых в обществе. Ее становление требует длительных усилий со стороны управляющих. Но когда корпоративная культура сформирована, она приобретает характер традиций и сохраняет устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Порой глубоко укоренившиеся традиции, правила или нормы поведения становятся тормозом[7].

Описанные проявления двойственности корпоративной культуры позволяют сделать вывод о том, что корпоративная культура - не просто системообразующий фактор, способ/средство организации совместной деятельности, а ещё и важнейший инструмент управления организацией. Такая концепция корпоративной культуры органически встраивается в механизм управления организацией и позволяет говорить об организационно-культурном механизме управления[8].