Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Понятие бухгалтерской отчетности и ее особенности).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: понятие и структура бухгалтерского баланса
1.1 Понятие бухгалтерской отчетности и ее особенности
1.2 Бухгалтерский баланс: понятие и структура
1.3 Содержание отчета о финансовых результатах и его структура
Глава 2. Особенности составления бухгалтерской отчетности в ООО «Свет»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Свет»
2.2 Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Свет»
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях развития экономических отношений в настоящее время в России повышаются требования к бухгалтерской отчетности организаций. Информация отчетности позволяет получить представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации для повышения эффективности принимаемых деловых решений. Таким образом, проблемы формирования достоверных показателей бухгалтерского баланса являются очень актуальными в настоящий момент.
Во многом качество информации бухгалтерского учета и отчетности определяется принципами, которые не только составляют теоретическую основу, но и выступают практическим руководством к действию. От их использования зависит формирование важнейших финансовых показателей, они служат основой для создания достоверной информации, максимально понятной широкому кругу пользователей.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Свет», основным видом деятельности которой является производство электромонтажных работ. Отчетность в условиях формирования рыночных отношений в России постоянно претерпевает определенные изменения, обусловленные совершенствованием национальной системы бухгалтерского учета.
Предметом исследования является технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Целью курсовой работы является изучение технологии составления бухгалтерской отчетности предприятия.
Бухгалтерская отчетность - итоговый результат работы специалистов бухгалтерии и обобщенная информация о финансовом состоянии предприятия.
Отчетность строится на основе данных бухгалтерского учета.
Для бухгалтерской отчетности установлены определенные требования.
Бухгалтерский баланс показывает размер активов и обязательств компании.
Отчет о финансовых результатах демонстрирует доходы и расходы компании, а также окончательный финансовый результат (прибыль или убыток).
Отчет об изменениях капитала характеризует движение капитала фирмы за отчетный период.
Отчет о движении денежных средств включает информацию об их источниках и использовании.
Отчет о целевом использовании средств заполняется, как правило, некоммерческими организациями для предоставления информации о взносах и прочих безвозмездных поступлениях.
Особенности составления бухгалтерской отчетности зависят от организационно-правовой формы организации, применяемого режима налогообложения, масштаба ее деятельности.
Цель курсовой работы – технология составления бухгалтерской отчетности и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
Исходя из поставленной цели, определены задачи курсовой работы:
- раскрыть общие требования в бухгалтерской отчетности, подготовительные работы по составлению отчетности, а также состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности;
- выполнить оценку финансового состояния организации по данным бухгалтерского баланса;
- предложить мероприятия по повышению финансовой устойчивости организации.
Глава 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: понятие и структура бухгалтерского баланса
1.1 Понятие бухгалтерской отчетности и ее особенности
Любая организация осуществляет различные хозяйственные операции, принимает различные решения. Все эти действия отображаются в бухгалтерской отчётности. Это совокупность данных, которые характеризуют результаты финансовой и хозяйственной деятельности за определённый (отчётный) период. Эти данные можно получить из бухгалтерского и других видов учёта.
Отчётность – это и средство управления предприятием, и способ предоставить информацию о его деятельности. Она играет очень важную роль в системе информирования. Именно бухгалтерская отчётность легко объединяет информацию других видов учёта и подаёт её в удобном для восприятия виде. Это неотъемлемая часть системы бухгалтерского учёта, которая выявляет любые факты, которые могут повлиять на прибыль или убытки предприятия. Благодаря такой отчётности можно откорректировать и проследить за курсом финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия.
В экономической литературе вообще, и учебниках по бухгалтерскому учету, в особенности, есть много определений термина: «Бухгалтерская отчетность». Обычно эти определения точны по сути, но многословны, сложно составлены и редко понимаются с первого раза. [2, с. 23]
Однако попробуем, ради скорейшего понимания, по возможности упростить сущность определений. Итак:
- Бухгалтерская отчетность – это описание реально существующих материальных ценностей в отчетах, таблицах и других документах установленного образца.
- Бухгалтерская отчетность отражает только факты, фактическое наличие и движение материальных активов. Возможности, общая обстановка, ожидания бухгалтерскому учету не подлежат.
- Бухгалтерская отчетность не может отражать то, что не поддается количественному учету.
- Бухгалтерская отчетность всегда описывает операции и состояния за какой-то конкретный период.
Для примера – объем продаж и цены на определенном рынке неожиданно и резко падают. Предприятию удается реализовать партию товара по цене ниже себестоимости (закупочной цены). Такая сделка позволяет уменьшить предполагаемый убыток, может дать конкурентное преимущество. С точки зрения экономики предприятия – это успех; для бухгалтерской отчетности – убыток.
Бухгалтерская отчётность – источник информации о финансовом положении предприятия. Анализ и её изучение позволит определить причины неудачи или успеха в работе организации. Отчётность составляется согласно определённым стандартам, и не все имеют к ней доступ. Для всеобщего предоставления информации используется внешняя финансовая отчётность. Правила ведения отчётности должны быть указаны в документах, которые создавались при регистрации организации и в её учётной политике.
Прежде чем составлять отчетности необходимо провести подготовительные работы, такие как инвентаризацию остатков, отражение событий после отчетной даты, реформацию баланса и другие.
В соответствии с законодательством перед составлением годового отчета проводится инвентаризация имущества (основных средств, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и т.д.), а также финансовых обязательств организации (дебиторской и кредиторской задолженности).
При выявлении в процессе инвентаризации задолженности с истекшим сроком исковой давности она подлежит списанию с баланса организации на основании приказа руководителя.
По завершении инвентаризации оформленные описи и акты передаются в бухгалтерию. В случае выявления расхождений между фактическими остатками материальных ценностей с остатками по данным бухгалтерского учета суммы отклонений переносятся в сличительные ведомости, которые также заполняются отдельно по каждому виду ценностей на основе типовых форм.
Таким образом, все формы и виды отчётности тесно связаны между собой и в сумме дают систему финансовых показателей, которые описывают результаты работы предприятия за отчётный период. Эта система имеет комплексный характер и отображает различные аспекты одних и тех же операций. Ею могут пользоваться инвесторы, поставщики, правительство и общественность.
1.2 Бухгалтерский баланс: понятие и структура
Бухгалтерский баланс — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату.
В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета. [6, с. 17]
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.
По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:
- статическим (сальдовым) — составленным на определенную дату;
- динамическим (оборотным) — составленным по оборотам за определенный период.
По отношению к моменту составления различают балансы:
- вступительный — на начало деятельности;
- текущий — составляемый на отчетную дату;
- ликвидационный — при ликвидации организации;
- санируемый — при оздоровлении организации, приближающейся к банкротству;
- разделительный — при разделении организации на несколько фирм;
- объединительный — при объединении организаций в одну.
По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:
- единичный — по одной организации;
- сводный — по сумме данных нескольких организаций;
- консолидированный — по нескольким взаимосвязанным организациям, внутренние обороты между которыми при составлении отчетности исключают.
По назначению бухгалтерский баланс может быть:
- пробным (предварительным);
- окончательным;
- прогнозным;
- отчетным.
В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:
- инвентарный (составленный по результатам инвентаризации);
- книжный (составленный только по учетным данным);
- генеральный (составленный по учетным данным, учитывающим результаты проведенной инвентаризации).
По способу отражения данных: [3, с. 34]
- брутто — с включением данных регулирующих статей (амортизация, резервы, наценка);
- нетто — с исключением данных регулирующих статей.
Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).
По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.
Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:
- горизонтального — когда валюта баланса определяется как сумма его активов, а сумма активов равна сумме капитала и обязательств;
- вертикального — когда валюта баланса равна величине чистых активов организации (т.е. величине капитала), а чистые активы, в свою очередь, равны активам предприятия за вычетом его обязательств.
Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 402-ФЗ, для коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ).
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.
В состав годовой бухгалтерской отчетности в общем случае обязательно должны войти следующие формы:
Бухгалтерский баланс;
Отчет о финансовых результатах;
Отчет об изменении капитала;
Отчет о движении денежных средств;
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Последние три формы в составе бухгалтерской отчетности называются приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Но они являются обязательными в составе годовой бухгалтерской отчетности.
В обязательный состав бухгалтерской отчетности не входит пояснительная записка. Однако бухгалтер может ее составить, если считает, что есть важная информация, требующая пояснения к бухгалтерской отчетности.