Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Сущность франчайзинга как особой формы ведения бизнеса).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность франчайзинга как особой формы ведения бизнеса
1.1 балл История балл возникновения балл франчайзинга балл в балл мире
1.2. Балл Типы балл и балл виды балл франчайзинга
1.3. балл Преимущества балл и балл недостатки балл франчайзинга
1.4. Значение франчайзинга для социально-экономического развития страны
Глава 2. Анализ современного состояния франчайзинга в России и мире
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России: анализ отраслей
2.2. Анализ текущего состояния развития франчайзинга за рубежом
Глава 3. Современные перспективы развития франчайзинга в России
Однако, балл наряду балл с балл преимуществами, балл использование балл франчайзинга балл сопровождается балл рядом балл недостатков, балл именно балл поэтому балл специалисты балл призывают балл не балл считать балл данную балл технологию балл единственным балл решением балл всех балл бизнес-проблем.
Недостатки балл приведены балл в балл табл. балл 2[19].
Для балл того балл чтобы балл обезопасить балл себя балл от балл возможных балл рисков, балл франчайзеры, балл как балл правило, балл очень балл тщательно балл подходят балл к балл процессу балл отбора балл франчайзи, балл предъявляя балл к балл потенциальным балл покупателям балл франшизы балл достаточно балл жесткие балл требования. балл Кроме балл того, балл в балл процессе балл работы балл франчайзеры, балл как балл правило, балл осуществляют балл детальный балл мониторинг балл всей балл франчайзинговой балл сети балл для балл определения балл назревающих балл проблем балл и балл принятия балл своевременных балл решений[20].
Таблица 2
Преимущества для франчайзера и франчайзи[21]
Для франчайзера |
Для франчайзи |
|
|
Таким балл образом, балл в балл системе балл франчайзинга балл есть балл как балл плюсы, балл так балл и балл минусы. балл В балл целом, балл не балл смотря балл на балл его балл недостатки, балл франчайзинг балл признан балл во балл всем балл мире балл как балл эффективный балл экономический балл инструмент, балл применимый балл практически балл в балл любых балл сферах балл рынка.
1.4. Значение франчайзинга для социально-экономического развития страны
Пока в российской экономике возможности франчайзинга используются несравнимо реже, чем в странах Северной Америки, Западной Европы, да и многих развивающихся государствах. Развитие франчайзинга в России может помочь без дополнительных бюджетных затрат и специальных административных усилий существенно модернизировать многие отрасли экономики.
В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики именно франчайзинг дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства и помочь малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, на равных соперничать с мировыми и отечественными крупными корпорациями. В то же время франчайзинг дает шанс вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень.
Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные, конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых франчайзинговых предприятий и расширения действующих, как в процветающих, так и в дотационных регионах России.
Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение . Новые разработки, выполненные в столичном городе, в инновационном центре или импортированные из-за за рубежа, могут принести реальные народохозяйственные результаты, если они широко внедряются большим количеством франчайзинговых организаций в тесном контакте с потребителем на местах. Франчайзинг в этом случае выступает в качестве механизма быстрой мультипликации и внедрения технологических новшеств, вовлекая в высокотехнологичный бизнес тысячи предпринимателей и сотни тысяч квалифицированных специалистов. Важно, что франчайзинг в России доказал свою успешность не только в традиционных областях общественного питания и бытового обслуживания, но и в таких отраслях "новой экономики" как информационные технологии или медицинская диагностика[22].
Выводы по 1 главе:
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Глава 2. Анализ современного состояния франчайзинга в России и мире
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России: анализ отраслей
В 2016 году, по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга, количественный прирост франчайзинговых точек составил 15%, что при значительном потенциале развития франчайзинга в стране позволяет оптимистично оценивать перспективы рынка. При этом крупные игроки рынка франчайзинга отмечают, что кризис влияет на деятельность всех компаний
На данный момент на российском рынке наблюдается возрастающий интерес к построению бизнеса с использованием концепций франчайзинга (рис. 5.)[23].
Рис. 5. Количества франчайзеров в России, 2007-2016 гг.
Рассмотрим более детально структуру франчайзинга розничной торговли непродовольственными товарами (рис. 6)[24].
Рис.6. Структура российского рынка франчайзинга розничной торговли непродовольственными товарами в 2016 г.
В период кризиса более всего востребованы франшизы общественного питания, предприятия, предлагающие товары по сниженным ценам, либо франшизы ограниченные по стоимости суммой $ 100 000[25].
Как видим из рисунка 6, лидирующим сегментом данного рынка является непродовольственная розница.
В целом, рынок непродовольственных товаров в России находится в стадии роста, поэтому развитие франчайзинговых сетей в данной сфере является перспективным[26].
Рост российского рынка франчайзинга в уходящем году составил 15%. Это на 10% меньше, чем в 2015 году, подсчитали аналитики Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).
Крупнейшие операторы фастфуда в России, построенные по принципу франчайзинга приведены в таблице 3.
Таблица 3
Крупнейшие операторы фастфуда в России, построенные по принципу франчайзинга
№ |
Название компании |
Основные бренды |
Страна |
Доля на рынке фастфуда в 2015 году, % |
Выручка в 2015 году, млрд $ |
Yum! Brands Inc |
"Ростик`с-KFC", "Пицца Хат" |
США |
2,3 |
0,19 |
|
Sbarro Inc |
"Сбарро" |
США |
2,0 |
0,16 |
|
Doctor`s Associates Inc |
"Сабвэй" |
США |
0,8 |
0,06 |
|
ООО "Теремок — Русские блины" |
"Русские блины" |
Россия |
0,7 |
0,06 |
|
ООО "Технологии и питание" |
"Крошка-картошка" |
Россия |
0,6 |
0,05 |
|
ООО "Соло" |
"Чайная ложка" |
Россия |
0,6 |
0,05 |
|
Burger King Holdings Inc |
"Бургер Кинг" |
США |
0,5 |
0,04 |
|
Dunkin` Brands Inc |
"Данкин Донатс" |
США |
0,4 |
0,03 |
Цель и основа существования франчайзинговой сети может быть разной:
- сбыт полуфабрикатов и пищевых продуктов (товарный франчайзинг);
- продажа технологии и технологического оборудования (производственный франчайзинг);
- продажа прав на использование торговой марки и определенной системы ведения бизнеса (деловой франчайзинг)[27].
В Российской Федерации франчайзинговую сеть на рынке нефтепродуктов активно развивает компания «Лукойл». В таблице ниже показаны компании, работающие с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" по договору франчайзинга (табл. 6)[28].
Применение франчайзинга в сфере реализации нефтепродуктов предполагает несколько направлений деятельности: привлечение коммерческих структур для реализации нефтепродуктов НК на условиях коммерческой концессии и привлечение к сотрудничеству коммерческих структур для реализации нефтепродуктов компании при передаче им в аренду на условиях франчайзинга собственных АЗС и нефтебаз.
Таблица 6
Компании, работающие с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" по договору франчайзинга
Название компании |
Область |
Количество АЗС |
ООО «Нефте Парк» |
Ивановская |
6 |
ООО "Альфа-нефтепродукт" |
Ивановская |
1 |
ИП Куликов |
Ивановская |
1 |
ООО "ЖБИ-100-Транс" |
Ивановская |
1 |
Вичугское РайПо |
Ивановская |
1 |
ООО ТЗК "Южа" |
Ивановская |
1 |
ООО «Петролинк» |
Республика Мордовия |
8 |
ИП Григорьев |
Владимирская |
1 |
ЗАО "Владимир-ОПТОН" |
Владимирская |
5 |
ООО "КСК-М" |
Владимирская |
3 |
ООО «Павлово-нефтепродукт» |
Нижегородская |
2 |
ООО "Стандарт-Ойл" |
Нижегородская |
2 |
ООО "Дизель" |
Костромская |
2 |
По каждому из направлений развития франчайзинговой деятельности компанией разрабатывается соответствующий порядок, учитывающий специфику потенциальных франчайзи и включающий в себя регламентацию подготовки, согласования и подписания и исполнения договоров коммерческой концессии и других связанных с ними договоров[29].
Мировая и отечественная практика свидетельствует, что применение франчайзинга в состоянии обеспечить гибкое эффективное управление производством и сбытом в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом максимальная отдача от внедрения этой системы происходит очень быстро, что выдвигает ее в разряд важных стимулов развития и повышения эффективности нефтяного бизнеса.
Интересным также является развитие франчайзинга в российской сфере услуг и ИТ. Примеров успешно построенной сети, состоящей из дилеров и франчайзи является компания 1С, которая путем франчайзинга открыла офисы на территории всего СНГ. Территориальное распределение приведем в таблице 7[30].
Таблица 7
Офисы компании 1С в городах-миллионниках