Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Анализ прибыли на примере ООО «Магнит»).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Прогнозирование прибыли в торговой организации, как предмет ее развития
1.1 Понятие прибыли, ее экономическая сущность
1.2 Методы прогнозирования прибыли на примере ее планирования
Глава 2 Анализ прибыли на примере ООО «Магнит»
2.1 Развитие компании за 2012-2015 годы
2.2 Анализ финансово- хозяйственной деятельности ООО «Магнит» за 2012-2014 годы
Введение
Прибыль - цель деятельности любого хозяйствующего субъекта. Без ее получения любая компания не сможет развиваться дальше. Положительный результат финансовой деятельности свидетельствует о том, что компания развивается и способна к модернизации.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство, особенно малых предприятий не умеют адекватно планировать свою прибыль. Без планирования финансового результата нельзя говорить о стратегическом развитии предприятия. Планирование прибыли особенно важно, если речь идет о торговой организации, которая занимается продажей продуктов питания. Дело в том, что в России сейчас более всего развивается именно розничный рынок, который является наиболее конкурентным.
Сам по себе процесс планирования прибыли является трудоемким и требует глубокого анализа рынка, установки четких стратегических целей компании, специальных знаний.
В нашем курсовой работе мы рассматриваем ООО «Магнит». Это крупная торговая сеть, которая лидирует на рынке продуктов питания. По данным российских экономистов, компании является наиболее привлекательной с точки зрения инвестиций. В качестве гипотезы исследования мы рассматриваем тот факт, что быстрое развитие ООО «Магнит» связано с адекватным планированием прибыли, которая вкладывается в экстенсивное развитие компании.
Таким образом, цель нашей курсовой работы - рассмотреть методы прогнозирования прибыли на примере ООО «Магнит».
Исходя из цели, мы поставили перед собой ряд задач.
- Раскрыть понятия «прибыли» и «рентабельности» торгового предприятия.
- Описать методы прогнозирования прибыли.
- Охарактеризовать значимость планирования прибыли в торговой организации.
- Дать характеристику развития ООО «Магнит» и описать стратегические цели компании.
- Проанализировать хозяйственную деятельность организации за последние за 2012-2014 на основе финансовой отчетности, которая находится в открытом доступе на сайте торговой сети.
- Описать прогнозирование прибыли в компании на примере ее планирования на следующий годю
- Сделать выводы, заключения.
Предмет нашего исследования - прибыль торговой компании. Объектом же выступает ООО «Магнит».
В качестве методов исследования выступают: анализ литературы и методы экономического анализа.
Методологической основой работы стала литературы двух групп:
- Монографии и учебные пособия по экономическому анализу и методам расчета прибыли компании.
- Финансовая отчетность компании.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава носит теоретический характер. В ней мы раскрываем экономическую сущность прибыли, описываем методы ее планирования, а так же методику ее расчета. Во второй главе мы описываем развитии компании, рассказываем о стратегических целях, анализируем финансовой положении компании. В заключении мы делаем общие выводы и даем рекомендации по улучшению алгоритмов планирования.
Глава 1 Прогнозирование прибыли в торговой организации, как предмет ее развития
1.1 Понятие прибыли, ее экономическая сущность
Прибыль - главный показатель, который отражает финансовые результаты деятельности предприятия, цель его деятельности. Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия. И одним из главных вопросов экономики и финансов является определение финансового результата деятельности предприятия. Прибыль выступает главной движущей силой экономических процессов и основной целью деятельности предприятия.
Понятие прибыли является дискуссионной категорией. Исследование его экономической сущности берет начало еще с XVII в. и продолжается до сих пор. Среди большого количества экономических теорий, теорию прибыли экономисты характеризуют как одну из самых сложных. Поэтому проблема ее обоснования относится к важнейших проблем экономики и хозяйственной практики.
Весомый вклад в исследование экономической сущности прибыли, определение источников его происхождения внесли такие ученые-экономисты, как А. Бабо, К. Маркс, Ф. Найт , Д. Рикардо , П. Самуэльсон , А.Смит, И. Шумпетер, Е. Чемберлен, Дж. Хикс и др. В современных условиях данному вопросу продолжает уделять первоочередное внимание значительная часть отечественных и зарубежных экономистов.
Необходимо отметить, что как у экономистов-классиков так и у современных ученых-экономистов нет единства мнений относительно определения содержания категории «прибыль», поэтому теория прибыли до сих пор остается незавершенной и содержит в себе определенные противоречия. [4, с.53-54]
Американский экономист Ф. Найт отмечает, что ни один экономический термин не используется в таком количестве значений.
Прибыль предприятия является составной частью дохода, остающегося после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия. Он характеризует превышение поступлений над расходами, цель предпринимательской деятельности и считается одним из главных показателей результативности деятельности предприятия.
Анализ категории «прибыль» позволяет выделить следующие черты данного понятия:
- Прибыль обычно определяют как разницу между валовым доходом и валовыми расходами.
- Прибыль - один из важнейших показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
С целью более глубокого и правильного понимания прибыли как конечного результата деятельности хозяйствующего субъекта важно обратить внимание на подходы к классификации прибыли по разным критериям. Чаще всего в научной литературе упоминаются такие виды прибыли, как чистая, нераспределенная, балансовая, налогооблагаемая, экономическая и бухгалтерская прибыль.
Для владельцев важна информация о доходности отдельных видов деятельности, величине прибыли, которая идет на развитие. Заинтересованность государственных органов в информации о прибыли предприятия определяется необходимостью уплаты налогов. Интерес к прибыли от отдельных видов деятельности возникает у кредиторов в случае наличия финансовых обязательств заемщика. Относительно чистой прибыли, то ее наличие является одним из средств защиты от возможного банкротства предприятия, и как следствие является определенной гарантией выполнения предприятием своих обязательств. [18, с.94-97]
Проанализировав различные подходы к определению категории «прибыль», можно констатировать, что существующие подходы являются взаимодополняющими. Прибыль - это доход на вложенный капитал, который является вознаграждением предпринимателя за риск, мотив его деятельности и который рассчитывается как разница между совокупным доходом и совокупными затратами.
1.2 Методы прогнозирования прибыли на примере ее планирования
Прибыль является наиболее важным показателем результативной работы предприятия, в условиях рынка.
При планировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основного капитала, машин и оборудования, технологий, организации производства и труда и др. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.
В научных источниках при планировании прибыли, как правило, используется два метода – метод прямого расчета и аналитический метод.
Метод прямого расчета базируется на исключении из чистого дохода предприятия всех его расходов.
Аналитический метод - на основе показателя затрат на 1 рубл. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.
Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по различными видами хозяйственной деятельности отдельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавленную стоимость (НДС), это повышает точность и объективность расчетов базы налогообложения, величины налогов на прибыль. [1, с.25-26]
Расчет величины целевой (необходимой) прибыли на плановый период можно осуществлять двумя методами:
1-й способ - на основе чистой прибыли, удельного веса налогов и платежей в балансовой прибыли. Он реализуется в такой последовательности:
- Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для производственного и социального развития, которые формируются за счет чистой прибыли. К таким потребностям или необходимым направлениям использования прибыли можно отнести: финансирование развития материально-технической базы предприятия; пополнение собственных оборотных средств; создание финансовых резервов; погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банка; и т.д.
- Определяется удельный вес налогов и платежей из прибыли в ее общей величине в отчетном периоде.
- Рассчитывается величина целевой (необходимой) прибыли до налогообложения, которую должно получить предприятие:
, (1)
где Пц - целевая прибыль до налогообложения;
-потребность в чистой прибыли предприятия в денежном измерении;
Р - средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к
балансовой прибыли.
2-й способ - на основе чистой прибыли и ее удельного веса в балансовой прибыли. Он реализуется в такой последовательности:
- Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для
производственного и социального развития, от полученной величины отсчитывают сумму амортизационных отчислений.
- Определяется удельный вес прибыли, которая направляется на производственное и социальное развитие, в общей величине чистой прибыли на основе данных отчетного периода.
- Определяется сумма чистой прибыли для осуществления самофинансирования:
, (2)
Где - чистая прибыль;
- потребность предприятия в финансовых ресурсах для производственного и социального развития;
УВ - удельный вес прибыли, направленной для производственное и социальное развития, в общей величине чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
- Определяется удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли на основе фактических данных за отчетный период.
- Рассчитывается сумма целевой балансовой прибыли.
, (3)
Для эффективного планирования прибыли расчет величины возможной
прибыли на плановый период может осуществляться различными методами: [8, с.193-195]
- Метод прямого счета:
Расчет плановой суммы прибыли проводится для каждого вида продукции (услуг) с суммированием результата в целом по предприятию.
Сумма прибыли для каждого вида продукции определяется как разница между плановой величиной чистого дохода предприятия и его плановыми текущими затратами.
- Расчетно-аналитический метод:
Размер возможной прибыли по данному методу определяется:
, (4)
где - величина возможной прибыли;
- уровень рентабельности товарооборота отчетного периода,%;
- плановый товарооборот;
- прогнозируемые изменения прибыли предприятия за счет факторов, которые влияют на его величину.
Эффективным методом планирования прибыли является определение точки безубыточности. В современных условиях предприятия должны рассчитать, при каком объеме реализации возможно обеспечение безубыточной деятельности, а затем установить объем реализации, который обеспечит плановую прибыль.
Точка безубыточности - это величина дохода, позволяющая предприятию только возместить все его расходы, без получения прибыли:
или , (5) (6)
где - величина дохода от реализации в точке безубыточности;
- постоянные затраты;
- постоянные затраты;
- уровень переменных затрат;
- плановый объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.
Для эффективного управления определение точки безубыточности позволяет сохранить финансовую устойчивость предприятия.
Таким образом, плановый объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия может равняться: