Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
1.1 Сущность и концепции управления персоналом персонал управление стимулирование
1.2 Способы эффективного управления персоналом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЛЯ «АВРОРА» Г. ЧЕЛЯБИНСК
2.1 Общая характеристика деятельности отеля «Аврора»
2.2 Выявление проблем в системе управления персоналом в отеле «Аврора»
3.2 Расчет социально-экономического эффекта на примере отеля «Аврора»
Принятый на работу человек должен адаптироваться (приспособиться) к организационным условиям, «войти» в культуру данного коллектива.
Э. Мейн определяет социальную адаптацию как «процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации».
Если менеджмент заинтересован в успехе работника, он должен помнить о том, что предприятие – это общественная организация (система), работник – это личность.
Организация использует целый ряд официальных и неофициальных способов, чтобы ввести человека в общество.
Формально во время найма работнику дают информацию о предприятии, работе, ожиданиях от его действий. Основная ответственность лежит на линейных менеджерах.
Ориентация и введение в должность – процесс не одной недели, только достижение последней стадии адаптации характеризует ее завершение.
Успех адаптации – это вовлечение подходящего работника в активную деятельность на основе корпоративных принципов, его полезность организации в целом.
Одним из наиболее важных элементов системы управления персоналом является обучение.
Организация обучения включает процесс, состоящий из нескольких фаз: на уровне высшего руководства и на уровне линейных руководителей.
Существует несколько требований, обеспечивающих эффективность обучения:
- обучение предполагает наличие мотивации у обучаемого. Люди должны понимать, каким образом обучение повысит результат их работы и их благосостояние;
- необходим определенный климат обучения: среда, методы, время;
- обучение должно быть доступным, человек должен быть способен усвоить программу и овладеть навыками;
- наличие «обратной связи» как основа социального и профессионального комфорта, обучающегося;
Оценка является важнейшим ключом к самому управлению персоналом. Она важна как с позиций справедливости, так и эффективного продвижения персонала. Проблема состоит в поиске критериев адекватной оценки.
В эффективных организациях применяются различные способы аттестации персонала. Так, для японских компаний техническая квалификация и способность к сотрудничеству с коллегами, иное качество продукции имеют более важное значение, чем краткосрочный вклад в прибыль. Американцы основным критерием считают ориентацию людей на прибыль.
В любом случае, оценка труда предусматривает наличие определенных процедур, обеспечивающих эффективное и оптимальное исследование данного фактора:
- установление стандартов, норм;
- сбор информации: на сколько эффективно работник выполняет свои обязанности;
- сопоставление с целями компании и сотрудниками, выполняющими аналогичную работу;
- затрачиваемые усилия и степень ответственности работника по достижению корпоративных целей и профессиональных задач.
В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям:
- административной – повышение, понижение, перевод по службе, прекращение трудового соглашения;
- информационной - информация о работнике, его соответствие работе, реальности поставленных целей и задач направления совершенствования работника;
- мотивационная – тот или иной результат приводит к использованию системы воздействия (поощрения, наказания) и закреплению поведения в будущем;
Система оплаты труда.
Главная роль системы оплаты труда – мотивационная. Размер вознаграждения должен соотноситься с экономическим эффектом деятельности работника, тем самым стимулировать ее.
Большинство передовых компаний использует две составляющие в оплате труда: фиксированную постоянную и переменную, представляющую собой вознаграждение за достижение целей компании.
Эффективная оплата предполагает, прежде всего, понимание работником, что должно быть сделано для достижения выдающегося результата. В пользу подхода, учитывающего качество и результат, свидетельствует опыт японских фирм.
Система материального стимулирования, по мнению ведущих специалистов, сегодня базируется на уровне квалификации специалиста и его отношении к делу.
Политика компании применительно к зарплате должна иметь две главные цели:
- обеспечить соответствующий уровень оплаты труда;
- побудить людей к карьере, обеспечивая соответствующую оплату за дополнительную ответственность;
Когда компания имеет продуманную систему вознаграждений, применяется термин – управление заработной платой, что является подсистемой управления персоналом.
Карьера работника теснейшим образом связана с соответствием его поведения основным принципам организационной культуры. А так как эти принципы персонифицированы с руководителем, то его действия и являются решающими.
Л. Яккоки рассуждает следующим образом: «Для заполнения высших управленческих постов я подыскиваю лишь неутомимых работяг. Это не работники, которые стремятся делать больше, чем от них требуется. Они всегда доступны. Они доступны для людей, которые с ними работают и стараются помочь им лучше выполнить возложенные на них обязанности. Я ищу людей напористых. Сила менеджера в том, что он знает, как давать поручения и кому их давать и как их вдохновлять на дело…».
Японская организационная культура довольно строго обуславливает движение кадров. Используя пожизненный найм как способ мышления, обеспечивающий последовательное продвижение работника по служебной иерархии. Суть данного подхода – в ориентации на максимальную отдачу в пользу организации. Использование данных элементов обеспечивает менеджеру возможность осуществлять подбор персонала на основе норм корпоративной культуры и его целенаправленную деятельность с максимальным использованием потенциала работника в интересах предприятия.
1.2 Способы эффективного управления персоналом
Разработка и реализация стимулов в системе управления персоналом – как комплекса материальных, социальных и психологических условий, регулирующих выполнение функций работником, предопределяет эффективность всей системы.
В данном случае будем понимать под стимулами комплекс направлений следующего порядка:
- условия труда;
- методы стимулирования персонала;
- стиль управления;
Данная модель показывает базовый объем работ, позволяющий испытывать работнику три основных психологических состояния удовлетворенности:
- воспринимаемая значимость;
- ощущаемая ответственность;
- знание результатов труда.
Смысл управления персоналом – обеспечить эффективную отдачу работника, удовлетворенность его трудом, использование максимального потенциала работника в интересах предприятия. Именно это обеспечивается системой стимулов.
Условия труда обеспечивают не только «цивилизованную» организацию труда, когда работник рассматривается не просто как рабочая сила, а как человек, требующий определенных условий для удовлетворения своих потребностей и обеспечивающий в конечном итоге повышение производительности труда.
Под условием труда будем понимать не только производственные условия, в которых трудится работник, а также понятие как содержание и характер труда, организация труда.
Содержание и характер труда – это разнообразие работ, самостоятельность, творчество, способности их реализации, соответствие работы уровню образования и профессиональной квалификации; соответствие «интересы – работа», «организация труда – продолжительность рабочего времени», сменность, рабочее задание, автоматизация, оснащенность рабочего места.
Среди эффективных методов стимулирования труда, обеспечивающих решение задач управления персоналом, метод обогащения труда непосредственно связан с условиями труда в данном понимании.
Концепция обогащения труда предполагает:
- ответственность за результаты труда;
- достижение результата на основе проектирования своих заданий;
- предоставление не большого объема работ, а более сложного и значимого;
- контроль работника над ресурсами
- контроль работника над условиями работы – выбор оптимальных условий;
- получение информации о результатах работы.
Данная концепция имеет тесное взаимодействие с методом стимулирования проектирования работ, которое включает:
- разнообразие работы – путь выбирает работник – важен конечный результат;
- законченность работы – то есть получение определенного результата;
- значимость работы;
- самостоятельность;
- благоприятное психологическое состояние работника (внутренняя и внешняя мотивация, эффективность труда, отсутствие негативных поведенческих аспектов).
Все это возможно реализовать, если все три переменные: условия труда, содержание труда, организация труда будут эффективно использоваться менеджментом и будут рассматриваться работником как стимулы (или факторы, обеспечивающие выполнение им своих функций).
Система стимулирования персонала преследует цель повышения удовлетворенности трудом путем соответствия «стимул – мотив индивида». Она позволяет работнику реализовать себя, достичь успеха. Но, вместе с тем, необходим учет людей и условий, в которых протекает процесс управления.
Выделим методы улучшения мотивации работника и повышения результативности труда:
- экономические методы;
- целевой метод;
- коммуникационный метод;
- метод обогащения труда;
- метод соучастия работника в решении проблем предприятия.
Суть экономических методов – в материальном прямом или косвенном вознаграждении за труд. Обратим внимание на ряд условий эффективного использования данных методов.
«Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею», - считает Л. Морито[3].
Вместе с тем, есть случаи, когда деньги утрачивают свое симулирующее значение:
- размер премии должен составлять не мене 30% основной зарплаты;
- ближайшее социальное окружение может блокировать активность своих членов;
- уровень запросов работника настолько низок, что стимулирующее значение денег для него не значительно;
- недостаточные физические или интеллектуальные возможности человека;
- недоверие к администрации;
Слишком далекие выгоды.
Приносящий видимые результаты труда, функциональный, сплочённый коллектив формируется не сразу - происходит достаточно длительный процесс его становления и развития. Формирование стабильного трудового коллектива во многом связано с созданием благоприятного социально-психологического климата, который является одним из основных условий повышения производительности труда, удовлетворенности сотрудников результатами своей деятельности и местом работы.
В последнее время отмечается непреходящий интерес во многих сферах, включая официальную науку и руководителей-практиков, к изучению влияния психологического настроя сотрудников организации на деятельность трудового коллектива. В системе государственной гражданской службы так же внедряются новые технологии управления персоналом, хотя ранее все ограничивалось кадровым сопровождением. Но в условиях постоянных организационных изменений в системе органов государственной власти, требования к эффективному функционированию учреждений и кадрового состава, выходят на первый план, что стимулирует решение задач в области эффективного управления персоналом.
Приносящий видимые результаты труда, функциональный, сплочённый коллектив формируется не сразу - происходит достаточно длительный процесс его становления и развития. Формирование стабильного трудового коллектива во многом связано с созданием благоприятного социально-психологического климата, который является одним из основных условий повышения производительности труда, удовлетворенности сотрудников результатами своей деятельности и местом работы.
В последнее время отмечается непреходящий интерес во многих сферах, включая официальную науку и руководителей-практиков, к изучению влияния психологического настроя сотрудников организации на деятельность трудового коллектива. В системе государственной гражданской службы так же внедряются новые технологии управления персоналом, хотя ранее все ограничивалось кадровым сопровождением. Но в условиях постоянных организационных изменений в системе органов государственной власти, требования к эффективному функционированию учреждений и кадрового состава, выходят на первый план, что стимулирует решение задач в области эффективного управления персоналом.
Приносящий видимые результаты труда, функциональный, сплочённый коллектив формируется не сразу - происходит достаточно длительный процесс его становления и развития. Формирование стабильного трудового коллектива во многом связано с созданием благоприятного социально-психологического климата, который является одним из основных условий повышения производительности труда, удовлетворенности сотрудников результатами своей деятельности и местом работы.