Файл: Оценка стоимости бизнеса (Цели и объект оценки стоимости бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты». Эта преисполненная здорового цинизма интерпретация известной поговорки весьма распространена в мире бизнеса, особенно на Западе. С предпринимателем, который не может сказать, сколько стоит его бизнес, невозможно вести серьезные переговоры об инвестициях, кредитовании, осуществлении совместных проектов. Это аксиома. Однако в России до недавнего времени о ней предпочитали не вспоминать - слишком быстро все меняется в нашей стране: богатейшие компании и банки вдруг становятся банкротами, а их место моментально занимают вчера еще никому не известные новички. Какие уж тут объективные оценки!

И только совсем недавно российские предприниматели начали понимать, что именно в условиях такой неопределенности особенно важно знать, сколько стоит сегодня и будет стоить завтра их бизнес.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ оценки бизнеса и их практическое применение.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • определить роль и основные цени оценки бизнеса в современных условиях;
  • определить особенности бизнеса ка предмета оценки;
  • выявить и раскрыть основные этапы, подходы и методы оценки бизнеса;
  • произвести оценку стоимости бизнеса АО «Ярославский бройлер»

Предметом исследования в данной работе являются методы оценки стоимости бизнеса и их практическое применение.

В теоретической части работы представлены цели проведения оценки бизнеса, правовое регулирование оценочной деятельности в России. Также рассмотрены подходы и методы оценки стоимости бизнеса. Подробно рассмотрен доходный подход, с помощью которого была проведена оценка стоимости АО «Ярославский бройлер».

Объектом оценки является предприятие, как имущественный комплекс. Но бизнес – это не совсем имущественный комплекс, это действующее предприятие и его стоимость превышает стоимость имущественного комплекса, на эту разницу влияют так называемые неосязаемые активы, например налаженные связи или хорошие взаимоотношения с клиентами.

Профессиональная оценка бизнеса помогает решать важные задачи: более обоснованно совершать сделки купли-продажи и аренды с недвижимым имуществом, брать кредит под залог имущества. Оценка также необходима и в случае страхования имущества, так как требуется определить страховую стоимость этого имущества или оспорить сумму, в которую страховая компания оценила ущерб. Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область её использования.


Глава 1. Теоретические основы оценки бизнеса

1.1 Цели и объект оценки стоимости бизнеса

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается, как реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и систем страхования также формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.[1] Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразований в нашей стране.

Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночной системе хозяйствования. Уже 10 лет результаты оценки стоимости различных объектов собственности служат основой для принятия большинства решений в частном и государственном секторах. Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без представлений об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю. Цель оценки состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п.

В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п. Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.


Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.[2] Оценка бизнеса осуществляется:

  • для повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
  • для купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
  • для принятия обоснованного инвестиционного решения;
  • для определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
  • для страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь, и др.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы. Оценка стоимости отдельных элементов имущества предприятия проводится в случаях:

  • продажи какой-либо части недвижимости;
  • получения кредита под залог части недвижимости;
  • страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;
  • передачи недвижимости в аренду и др.

Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область её использования: купля- продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т.д.[3]

Анализ рынка оценочных услуг за 2014–2015 годы свидетельствует о замедлении развития данного сектора. Несмотря на то, что при принятии управленческих решений бизнесом и государством оценщики играют по-прежнему значительную роль, спрос на их услуги в 2014–2015 годах был не слишком высоким из-за снижения деловой и инвестиционной активности в отечественной и мировой экономике. На основании анализа рынка оценочных услуг можно выделить ряд факторов, которые влияют на выбор заказчиком той или иной оценочной организации:

  • наличие внутренней аккредитации и аккредитаций большого числа других компаний;
  • наличие международного статуса;
  • положение в различных рейтингах;
  • деловая репутация;
  • членство в профессиональном объединении и т.д.

Среди перечисленных факторов наибольшее значение, по мнению оценщиков, имеют деловая репутация оценщика и наличие различных рекомендаций от партнеров или клиентов, а в ряде случаев и личное знакомство с руководством компании, что отметили 26% от числа опрошенных клиентов и оценщиков.[4] Среди приоритетов деятельности оценщиков на ближайшую перспективу, по мнению заказчиков, стоит выделить:


  • стандартизацию требований к оценке и совершенствование методологической базы;
  • контроль за качеством услуг и борьбу с недобросовестными оценщиками;
  • экспертизу отчетов оценщиков
  • членов СРО по заказу потребителей;
  • оказание содействия в повышении квалификации оценщиков;
  • создание эффективных маркетинговых инструментов взаимодействия с потребителями оценочных услуг, в том числе через советы потребителей.

В ходе исследования были определены основные положительные и отрицательные тенденции (тренды) в оценочном сегменте рынка. К преобладающим положительным тенденциям более трети опрошенных экспертов-оценщиков отнесли «повышение ответственности за счет внутренней дисциплины», «полное саморегулирование рынка оценочных услуг». Свыше четверти респондентов выделили «значительный рост объема и расширение рынка оценочных услуг».[5]

К отрицательным тенденциям, затрудняющим оперативный диалог с заказчиками, клиенты отнесли: недостаточно уверенное владение оценщиков современными информационными технологиями, отсутствие навыков работы с большими массивами информации, слабое знание специализированных компьютерных программ. Закрытость (высокая степень конфиденциальности) коммерческой финансово-экономической информации по от- дельным отраслям экономики и ее высокая стоимость для оценщиков явились непреодолимыми препятствиями для пятой части экспертов. Как следствие этой тенденции – «неадекватность используемой информации при проведении работ по оценке». К отрицательным тенденциям рынка оценочных услуг было отнесено следующее:

  • высокая стоимость информации – 21%;
  • слабая ресурсная база оценки – 25%;
  • низкий уровень договорных отчетов – 29%;
  • непрозрачность конкурсов – 13%;
  • низкий образовательный ценз – 12%.

Рост производства в России ведет к развитию различных рынков и диверсификации экономики, и потребность в оценке постоянно растет. По итогам проведенного исследования определено, что в первую очередь заказчики оценочных услуг прибегают к оценке недвижимости и земельных участков, а также ценных бумаг. На втором месте – услуги по оценке машин, оборудования и имущественных комплексов. Наименее востребованы услуги по оценке различного вида задолженностей. Стоит отдельно отметить достаточный рост спроса на услуги по оценке нематериальных активов.

Структура оценочных услуг, которые занимают наибольшую долю в объеме заказов, практически не изменилась. Более того, доля некоторых из них даже возросла. В большей степени на рынке присутствуют компании, предоставляющие услуги по оценке недвижимости (за исключением кадастровой оценки) и оценке бизнеса, это говорит о том, что оценщики имеют четкое представление о спросе на определенные виды услуг. Услуги по оценке для целей бухгалтерского учета, финансовой отчетности, страхования и налогообложения, услуги по оценке различного вида нематериальных активов на сегодняшний день тоже востребованы.


Среди наименее представленных стоит отметить услуги по государственной кадастровой оценке, оценке различных инвестиционных проектов и участков недр. Основными заказчиками оценочных услуг, по данным оценщиков, являются финансово-кредитные учреждения, строительные и девелоперские компании, предприятия топливно-энергетического комплекса, органы государственной власти, транспортные организации.[6] Изучение системы ценообразования оценочных услуг в режиме рейтингового мониторинга выявило следующее. В течение анализируемого периода ценовые пределы не претерпели значительных количественных изменений, однако вышли на более высокий качественный уровень. Положительные структурные ценовые тренды наглядно отражают стремление российских оценщиков к формированию цивилизованного рынка бизнес-услуг.

В настоящее время имеются самые широкие возможности для размещения заказов любой сложности, рассчитанные на любой клиентский запрос. К базовым принципам ценообразования современного рынка оценочных услуг можно также отнести количество оцениваемых единиц объекта, срок выполнения заказа, цель оценки, характеристику объекта, комплектность исходных данных, предоставляемых заказчиком, прейскурант цен (прайс-лист), соглашение о минимальных ценах (тарифах). Иногда расценки на оценочные услуги формируются исходя из почасовой ставки работы эксперта-оценщика и трудозатрат, типичных для оценки каждого конкретного объекта.

Таким образом, мощным стимулом для клиентов, прибегающих к услугам российских оценщиков, являются индивидуальные программы лояльности. Широко распространены бонусно-дисконтные привилегии для постоянных клиентов. Они рассчитаны на работу как с физическими, так и с юридическими лицами.[7] Выросло количество и заметно улучшилось качество предоставляемых услуг. Заказчики больше ориентируются на получение комплексных услуг. Появились уникальные отечественные консалтинговые технологии, методы, подходы, ноу-хау и т.п. Возросла вероятность создания в ближайшее время общероссийского единого классификатора бизнес-услуг.

В основу оценки стоимости предприятия положено представление о предприятии, как об объекте гражданских прав. В 132 статье Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывается понятие предприятия, как имущественного комплекса. Предприятие, как имущественный комплекс, включает в себя все виды имущества, предназначенного для его деятельности: