Файл: Эффективный лидер и его команда (Понятие лидерства и роль лидера в управлении персоналом).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие лидерства и роль лидера в управлении персоналом
1.2. Развитие лидерства в организации
ГЛАВА 2. ИССЕЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ИНДИТЕКС»
2.1. Краткая характеристика компании «Индитекс»
2.2. Оценка лидерского потенциала работников
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНДЫ ЛИДЕРА
Оценка лидерского потенциала работника имеет первостепенное значение при принятии решения о назначении на должность. В настоящее время возраст директора исследуемого магазина «Zara» - пенсионный. Потенциальным претендентом на эту должность является управляющий магазином. Комплексная оценка качеств управляющего магазином, в том числе лидерского потенциала, проведена на основе опросника, представленного в Приложении 1. В обобщенном виде сформированные компетенции управляющего магазином представлены в таблице 1.
Проведенное исследование показывает, что управляющий магазином быстро разбирается в большом объеме новой, разнородной информации, выделяет главное, формирует целостное представление о ситуации; понимает взаимосвязь всех частей бизнеса, их роль и влияние на результаты деятельности компании; видит отсроченные последствия принимаемых решений, определяет пути достижения долгосрочных целей.
Таблица 1
Карта профессиональных компетенций управляющего магазином «Zara», претендующего на должность директора магазина
Компетенции |
Фактический уровень |
Решение бизнес-задач |
|
Видение бизнеса |
Базовый – 2 |
Коммерческое мышление |
Мастерства – 3 |
Управление рабочим процессом |
|
Организация и контроль |
Мастерства - 3 |
Ответственность |
Мастерства - 3 |
Взаимодействия |
|
Коммуникация |
Базовый - 2 |
Командная работа |
Мастерства – 3 |
Лидерство |
Базовый – 2 |
Личностный потенциал |
|
Приверженность |
Мастерства - 3 |
Стремление к достижениям |
Мастерства - 3 |
Способность к развитию |
Мастерства - 3 |
У управляющего магазином хорошо развито коммерческое мышление: он планирует деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий. Компетенции организации и контроля развиты на уровне мастерства. Управляющий магазином способен оптимально рассчитывать необходимые ресурсы, обеспечивать слаженную работу подразделения, а также контроль промежуточных и финальных результатов. Высокий уровень ответственности управляющего магазином позволяет ему самостоятельно выходить из сложных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом. Исследуемый работник готов нести персональную ответственность за негативные последствия своих действий. Управляющего магазином характеризует коммуникабельность, он способен устанавливать доверительные отношения с людьми любого типа и статуса, умело адаптирует свой стиль взаимодействия под особенности конкретной аудитории, приводит разнообразные аргументы. Ориентирован на кооперацию с коллегами. В ситуации разногласий находит взаимовыгодные решения, ставит во главу угла общие интересы.
Лидерские компетенции развиты на базовом уровне. Управляющий магазином обладает авторитетом, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Он умеет находить союзников среди людей различного статуса и психологического типа. Влияет на окружающих, умело используя как формальные рычаги, так и свои личные качества. Воодушевляет коллег и подчиненных, ведет за собой, мотивирует, находит верные подходы к различным людям. Добивается принятия другими своих идей. Сохраняет конструктивную позицию в ситуациях «жесткого» общения. Уверенно преодолевает сомнения оппонентов, использует различные приемы для того, чтобы добиться реализации нужных ему решений. В то же время, управляющему не всегда удается транслировать организационные ценности другим сотрудникам, формировать у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех. Наглядно профиль компетенций управляющего магазином представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Профиль компетенций управляющего магазином
Вывод: фактический уровень компетенций управляющего магазином «Zara» соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения должности директора магазина.
Для оценки ролевой направленности управляющего магазином «Zara» использованы мнения экспертов: директора магазина, в подчинении у которого находится рассматриваемый менеджер, и старшего кассира. Результаты исследования представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Профиль ролевой направленности управляющего магазином «Zara»
По своей ролевой направленности управляющий магазином «Zara» является стратегом. Качества лидера оценены в 2 балла (максимальный – 3).
Для оценки стиля руководства использован тест Блейка-Мутона. Управленческая решетка Блейка-Моутона включает пять основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями.
По результатам тестирования управляющего магазином «Zara» получены следующие результаты:
- число ответов «Всегда» на вопросы 1, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17 (отражают заботу о людях) равно 6;
- число ответов «Всегда» на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 11, 13, 15, 18 (отражают заботу о процессе производства) равно 7.
Полученный результат, в большей степени характерен для производственно-командного управления, то есть сочетает в себе достаточно высокую степень внимания к подчиненным (6 баллов из 9) и высокое внимание к процессуальной деятельности (7 баллов из 9).
9
7
6
5
4
3
2
1
высокая степень
1.9
9.9
низкая степень
5.5
забота о людях
6.7
ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОМАНДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Успех обеспечивается эффективным сочетанием заботы о людях и производстве
9.1
1.1
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ЗАБОТА О ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА
высокая степень
низкая степень
Рис. 4. Стиль управления управляющего магазином «Zara» на управленческой решетке Блейка-Мутона
Общий вывод по результатам оценки управляющего магазином «Zara», претендующего на должность директора магазина:
Фактический уровень компетенций работника соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения должности директора. Однако, такие компетенции, как видения бизнеса, лидерство и коммуникации находятся на базовом уровне, но не уровне мастерства, то есть требуют развития.
Управляющий магазином применяет достаточно эффективный производственно-командный стиль управления, сочетающий в себе внимание как к подчиненным, так и к коммерческому процессу. По своей ролевой направленности управляющий магазином является стратегом. Таким образом, рассматриваемый работник может претендовать на должность директора магазина.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В компании «Индитекс» используется демократичный стиль руководства. То есть, руководитель прислушивается к мнению подчинённых при принятии каких либо решений. Оценка лидерского потенциала работника имеет первостепенное значение при принятии решения о назначении на должность. Проведенное исследование показало, что в настоящее время возраст директора исследуемого магазина «Zara» в г. Красноярск - пенсионный. Потенциальным претендентом на эту должность является управляющий магазином.
В связи с этим в работе проведена комплексная оценка качеств управляющего магазином, в том числе лидерского потенциала. По результатам исследования сделан вывод, что лидерские компетенции развиты на базовом уровне, но не на уровне мастерства. Управляющему не всегда удается транслировать организационные ценности другим сотрудникам, формировать у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех.
Для оценки ролевой направленности управляющего магазином «Zara» использованы мнения экспертов. Сделан вывод, что по своей ролевой направленности управляющий магазином «Zara» является стратегом. Качества лидера оценены в 2 балла из 3 максимальных, то есть требуют развития.
Для оценки стиля руководства использован тест Блейка-Мутона. Полученный результат, в большей степени характерен для производственно-командного управления, то есть сочетает в себе достаточно высокую степень внимания к подчиненным и высокое внимание к процессуальной деятельности.
Выводы.
Практические аспекты проблемы лидерства исследованы на примере компании «Индитекс» (сеть магазинов «Zara»).
В компании «Индитекс» используется демократичный стиль руководства. То есть, руководитель прислушивается к мнению подчинённых при принятии каких либо решений.
Оценка лидерского потенциала работника имеет первостепенное значение при принятии решения о назначении на должность. Проведенное исследование показало, что в настоящее время возраст директора исследуемого магазина «Zara» в г.Красноярск - пенсионный. Потенциальным претендентом на эту должность является управляющий магазином. В связи с этим в работе проведена комплексная оценка качеств управляющего магазином, в том числе лидерского потенциала.
По результатам исследования сделан вывод, что лидерские компетенции развиты на базовом уровне, но не на уровне мастерства. Управляющему не всегда удается транслировать организационные ценности другим сотрудникам, формировать у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех.
Для оценки ролевой направленности управляющего магазином «Zara» использованы мнения экспертов. Сделан вывод, что по своей ролевой направленности управляющий магазином «Zara» является стратегом. Качества лидера оценены в 2 балла из 3 максимальных, то есть требуют развития.
Для оценки стиля руководства использован тест Блейка-Мутона. Полученный результат, в большей степени характерен для производственно-командного управления, то есть сочетает в себе достаточно высокую степень внимания к подчиненным и высокое внимание к процессуальной деятельности.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНДЫ ЛИДЕРА
В целях развития управленческого потенциала работника и его лидерских качеств нами разработана структура индивидуального плана развития, а также в соответствии с картой профессиональных компетенций и результатов оценки.
Индивидуальный план развития на три месяца управляющего магазином включает посещение обучающего семинара «Главный инструмент управления, который часто отсутствует в компаниях» в целях развития коммуникативных навыков, лидерских качеств, а также курса «Мастер управленческого искусства или мудрый руководитель» для углубления знаний в сфере коммерции.
Таблица 2
Индивидуальный план развития на три месяца управляющего магазином «Zara», состоящего в кадровом резерве
1.Общие сведения |
|||
Ф.И.О. |
|||
Подразделение |
магазин «Zara» |
||
Занимаемая должность |
Управляющий магазином |
||
Предполагаемая должность |
Директор магазина |
||
Дата начала реализации плана |
июль 2016 |
||
Дата окончания реализации плана |
сентябрь 2016 |
||
2.Направления и показатели развития работника |
|||
Компетенция |
Уровень развития в настоящее время |
Методы развития |
|
Видение бизнеса |
Базовый |
Посещение курсов |
|
Коммерческое мышление |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|
Организация и контроль |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|
Ответственность |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|
Коммуникация |
Базовый |
Посещение семинара |
|
Командная работа |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|
Лидерство |
Базовый |
Посещение семинара. Самообучение. Изучение специальной литературы |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
|||
Приверженность |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|||
Стремление к достижениям |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|||
Способность к развитию |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
|||
3. Компетенции, нуждающиеся в развитии |
|||||
1.Видение бизнеса; 2. Лидерство; 3. Коммуникации |
|||||
4. Календарный план мероприятий по развитию работника |
|||||
Мероприятие |
Содержание мероприятия |
Сроки реализации |
Приобретенные навыки и знания |
||
Семинар «Главный инструмент управления, который часто отсутствует в компаниях» |
Семинар по вопросам: эффективная организационная структура; управление временем; мотивация продуктивных сотрудников. |
20 июля 2017 г. |
Коммуникации, лидерство |
||
Курс «Мастер управленческого искусства или мудрый руководитель» |
Искусства управленческой борьбы в структурированном виде. Понимание системы основных механизмов, принципов и приемов управления. |
Август 2017 г. 8 вечерних занятий по 3 часа |
Видение бизнеса, коммерческое мышление, лидерство |
||
Литература, рекомендуемая к изучению: Кауфман Дж. Сам себе MBA. Самообразование на 100 %, 2013; Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013; Дэн С. Кеннеди. Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль. – М.: Альпина Паблишер, 2013. |