Файл: Организационные структуры управления будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуумы могут входить сначала в одну, затем в другую команду, а команды, в свою очередь, меняются в зависимости от новых требований. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком организации. При самоуправлении групп ограничивается руководящая роль управляющих в организации. Группа имеет общую цель. Ответственность и подотчетность используются для оценки степени достижения поставленных целей. При этом основным показателем успеха становится удовлетворение запросов потребителей. Считается, что прибыль будет обеспечена и выпуск товаров будет расти, если запросы потребителей будут удовлетворены. Главное значение имеет то, что оценки и система оплаты труда будут устанавливаться по результатам деятельности группы, а не только индивидуальные достижения. Также будут поощряться развитие различных умений и овладение персоналом несколькими профессиями вместо узкой специализации.

Новая корпоративная модель, развитие кооперации между конкурентами, поставщиками и потребителями меняют традиционные представления о границах компании. Благодаря профессиональным знаниям и умениям каждого партнера можно будет создавать лучшую организацию, в которой любая функция и процесс будет реализовываться на мировом уровне, что невозможно достичь в отдельной компании. В результате повышается эффективность производства, возникает обстановка взаимного доверия и ответственности.

Партнерство является здесь менее формальным. Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых компаний не существуют.

Информационные сети помогут устанавливать связи между компаниями. Если учитывать процессы организационного развития, которые в разных сочетаниях уже осуществляются в настоящее время, можно предполагать, что в будущем получат распространение структуры, которые образуют горизонтальные корпорации.

Организация будущего должна стремиться к диверсификации рабочей силы и поставщиков. Диверсификация используется для повышения конкурентоспособности компании и расширения, предоставляемых клиентам услуг и товаров. Важно предоставить возможность работникам внести свой вклад в изменения, выделить требуемое время для их обучения. Связь с диверсификацией проявляется в том, что организации моделируются по-разному: для достижения различных целей, выполнения разной работы, для различных людей и культур. Новейшая тенденция состоит в движении к множественности и плюрализму организаций. Компании, неважно большой или маленькой, чтобы достичь успеха, должна стремиться функционировать как транснациональные корпорации. Их рынок может оставаться местным или региональным, но конкуренция на этом рынке будет реализовываться на глобальном уровне. Их стратегия также должна быть глобальной в области технологий и финансов, продукции и рынков, информации и охвата населения. Это можно отнести и к организациям, которые не занимаются бизнесом.


В сущности, говоря, уже формируется новая функция управления, в задачу которой будет входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний. Непосредственный практический интерес представляет характер влияния новой функции на организацию деятельности компании.

В ближайшей перспективе можно предвидеть разделение крупной организации на маленькие самоуправляемые структуры. Крупный завод будто уступает дорогу малым «целевым фабрикам», которые производят небольшие партии разнообразных товаров или составляющие части для более сложной продукции. Такой же подход разделяет крупные организации, где работают служащие, на малые офисы, которые предоставляют какие-то определенные услуги.

Этот переход от крупномасштабных систем к малым автономным подразделениям минимизирует численность бюрократического аппарата, предполагает тесное взаимодействие между подразделениями и делает изменения более гибкими. Интеграция всех операций в единое целое осуществляется с помощью информационных систем.

Каждое подразделение управляется самостоятельной группой, которой предоставлен почти полный контроль - от проектирования продукции до ее производства, сбыта и оказания сервисных услуг. Рабочие группы несут ответственность за распределение бюджета, заработной платы, премий и других ресурсов. Они обычно выбирают своих лидеров, используемые операционные системы и механизмы для работы с поставщиками и другими подразделениями.

Группы должны координировать свою деятельность с другими подразделениями организации. Указанные выше изменения открывают для организаций новые возможности географического расширения рынков и увеличения производственных линий.

Гибкость и способность к изменениям станут более главными факторами, чем постоянное стремление добиваться результатов любой ценой.

1.3 Перспективные развития организации

Перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений. В этой связи интерес представляет исследование эволюции организационных структур управления и ее этапов, характерных для развития организаций в XX веке.


Если определять роль и предстоящие изменения в управлении, важно исходить из реально складывающихся факторов его развития в России при становлении рыночной экономики.

Важной чертой переходного периода является создание принципиально новых институциональных условий рыночных отношений и на этой основе - новых моделей поведения предприятий.

Последние года показывают, что реализовать либерализацию цен и приватизацию проще, чем добиться ощутимых и долговременных изменений в поведении предприятии. В этот период, который может занять десятилетия, ни объем производства, ни прибыль, никакой иной показатель или сфера деятельности сами по себе не могут служить конечным показателем. Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями развивается по ряду конкретных направлений результативности управления. В равной степени важным является и положение на рынке, и инвестиционная активность, и производительность, и развитие человеческих ресурсов, и качество труда и финансовые результаты. Контроль за всеми этими параметрами непосредственно зависит от управления.

Ещё одним из важных факторов управления является отношение к людям как к ведущему ресурсу, капиталу. Совместить интересы акционеров с интересами экономики и общества в целом - коренная проблема управления в переходный период. От ее решения будет зависеть способность российских предприятий конкурировать на мировых рынках.

В новейшей литературе в области управления много места уделяется рассмотрению путей перехода к так называемым горизонтальным корпорациям. Анализирую накопленный опыт можно сказать, что простое уменьшение размеров организации не приводит к существенному увеличению производительности.

Далее происходит переосмысливание путей развития. Те или иные различия новых организационных моделей не исключают того, что имеются некоторые общие признаки горизонтальной корпорации, которая, как утверждается, займет ведущее место среди деловых организаций будущего.

В современных условиях управляющие могут реально лидировать только в том случае, если они широко используют информационные технологии. «Принятие обоснованных решений находится в прямой зависимости от того, какой объем информации поступает и как она используется.

Руководители постоянно получают большой объем различной информации, но стоит помнить, что многие из них не могут достаточно эффективно ее использовать. Эта проблема в ближайшем будущем станет еще более актуальной».


На сегодняшний день можно только предположить, как будет выглядеть организация XXI века и какими будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структуры и поведение.

Глава 2. Виды организаций будущего

2.1 Сетевые организации

В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») помогло к жизни новым типам структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети мы представляем совокупностью фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, которая отвечает новейшим требованиям внешней среды. Также можно заметить, что при этом снижается эффективность сетевых организаций из-за ошибок руководства при разработке организационных структур и в процессе управлением ими.

Развитие сетевой организации осуществлялось следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков уже устоявшихся форм, которые уже не отвечают требованиям внешней среды. Руководители проводили эксперименты с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше у неё возможностей для неправильного использования. Новая форма теряет свою жизнеспособность, поскольку не учитываются текущие недочеты в организации.

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков:

- фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.


- сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы - не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.

- хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

- в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы - производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Хоть сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутренние сети внимают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм.

В итоге «сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации. Однако сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений».

Наиболее распространенная угроза эффективности стабильной сети - это требование полной утилизации ее ресурсов в интересах центра фирмы. В этом случае цены, качество продукции и технические параметры организации не совершенствуются путем рыночной конкуренции. Это может выразиться в неспособности поставщиков конкурировать на рынке, а центра фирмы - использовать их потенциал в полной мере.

Каждая фирма (подразделение) должна поддерживать собственную компетентность и противостоять факторам, угрожающим деятельности сети.

2.2 Виртуальные корпорации

В настоящее время часто обсуждается вопрос о появлении нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или услуги) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск данной продукции становится доступным в любое время и в любом. Идеальным виртуальным продуктом, мы можем назвать то, что производится мгновенно, по требованию заказчика. Общей чертой подобной продукции является то, что она оплачивается потребителем моментально.