Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения (Сущность и значение принятия решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, подводя общий итог теоретическому исследованию, проведенному в этой главе, можно сделать следующие основные выводы. В процессе управления многие руководители ориентируются на собственный опыт и интуицию, что может привести к принятию ошибочных и неэффективных решений. Оптимально неполная информация, полученная в определенные временные промежутки, позволяет значительно упростить процесс управления предприятием. Как и любой товар, качественная информация имеет свою определенную стоимость. Следует отметить, что уровень полноты информации будет зависеть от квалификации менеджера, принимающего управленческое решение, то есть его тезауруса. Полнота информации будет также определяться информационными потребностями субъекта управления и важностью проблемы, для решения которой она будет использоваться. Однако всегда существует критическая черта, ниже которой значение объема информации (ее полнота) быть не может, поскольку это приведет к увеличению риска принятия неэффективного управленческого решения. В противном случае, стопроцентное обеспечение полноты информации потребует дополнительных затрат времени на ее сбор и обработку, что значительно снизит своевременность этой информации, а дополнительные расходы на проведение сбора и обработки информации обеспечат снижение ее экономичности. Этот факт обосновывает существование другой критической точки, выше которой значение объема информации тоже быть не может.[20]Методы оценки дополнительной информации, используемые менеджерами, должны позволять установить ее максимальную полезность для работника, принимающего решения. Большая часть информации в реальных задачах будет неполной, потому перспективой дальнейшего исследования этой работы является анализ информационного обеспечения конкретного предприятия (ОАО «Стикс») с целью разработки направлений совершенствования процесса обеспечения принятия управленческих решений необходимой и достаточной информацией.

Глава 2. Анализ информационного обеспечения принятия решений в управленческой деятельности ОАО «Стикс»


2.1. Характеристика деятельности и организационно-функциональнаяструктура ОАО «Стикс»

ОАО «Стикс» является страховой компанией - финансовым учреждением, созданным в форме общества с ограниченной ответственностью. Предметом деятельности ОАО «Стикс» являются следующие виды финансовых услуг: страхование; перестрахование; финансовая деятельность, связанная с формированием, размещением страховых резервов и их управлением. [21]

Сегодня ОАО «Стикс» осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ;[22] Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг»;[23] Уставом, утвержденным решением общего собрания акционеров (Протокол о внесении изменений и дополнений № 1 от 30.05.2013г)[24] и другими законодательными актами РФ.

Согласно годовому отчету ОАО «Стикс» за 2014 год его уставной капитал на 01.01.2015 г. составил 15364945 руб. и представлен номинальной стоимостью обыкновенных акций бездокументарной формы в количестве 14766490 штук стоимостью 1 рубль и привилегированных именных акций бездокументарной формы в количестве 598455 штук номинальной стоимостью 1 руб.[25]

Основная цель деятельности ОАО «Стикс» направлена на получение прибыли и на основе данной прибыли - на решение социальных и экономических задач акционеров и работников компании.

Данные о численности, обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников) ОАО «Стикс» и затратах на содержание персонала приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Данные о численности, обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников и затратах на содержание персонала ОАО «Стикс» на 01.01.2015 г.

Наименование показателя

Среднегодовой показатель

Среднесписочная численность работников, чел.

163

Доля сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование, %

25

Объем денежных средств, направленных на оплату труда, тыс. руб.

5669,1

Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, тыс. руб.

561,7

Общий объем израсходованных денежных средств, тыс. руб.

6230,8


В ОАО «Стикс» официально организационная структура находит свое отражение в штатном расписании.[26] Ею, фактически, обеспечивается согласованность между отдельными видами деятельности и усилиями подразделений, направленными на выполнение основных целей и задач.

Исходя из направлений деятельности исследуемой компании, ее организационно-функциональную структуру можно представить следующим образом (рис. 2.1):[27]

Управление компанией

Страховая сфера

Финансовая сфера

Сфера перестрахования

Техническое обеспечение и развитие

Инвестиционная сфера

Рисунок 2.1. Организационно-функциональная структура ОАО «Стикс»

На полную организационную структуру компании оказывают влияние следующие факторы:

- характер основной деятельности, состав оказываемых услуг, технологии их предоставления, масштаб страховой деятельности;

- формы организации управления;

- соответствие иерархической структуры компании и аппарата управления;

- соотношение между территориальной (по региону) и отраслевой (по продукту) формами управления;

- уровень автоматизации системы управления, квалификации работников, эффективности их труда.[28]

Высшим органом управления ОАО «Стикс» является Общее Собрание акционеров. Организационная структура управления компании представлена на рис. 2.2.[29]

Рисунок 2.2. Организационная структура управления ОАО «Стикс»

Руководство ОАО «Стикс», исследовав перечисленные выше факторы, свои индивидуальные особенности, разработало и приняло линейно – функциональную структуру управления. При данной форме управления скомбинированы линейная и функциональная форма управления, что дает возможность объединить в управлении централизацию и децентрализацию. Ответственность за функции основной деятельности несут функциональные управляющие, которые подчиняющиеся высшему руководству; линейный же персонал концентрируется на текущей деятельности.[30]

Среди недостатков принятой структуры управления можно выделить следующие:

а) во взаимоотношениях аппарата управления и работников отсутствует гибкость ввиду применения формальных правил. В итоге наблюдается затруднение и замедление передачи информации, что сказывается на своевременности принятия управленческих решений;


б) существует необходимость согласовывать действия функциональных служб, что существенно увеличивает объем работы руководителя ОАО «Стикс» и его заместителей, наблюдается чрезмерная централизация оперативного управления деятельностью компании.

Организационная структура управления, принятая в ОАО «Стикс», характеризуется следующими общими чертами:

а) удовлетворяет потребности персонала на разных уровнях управления информацией, необходимой для принятия решений. Система управленческого учета организована здесь в трех уровнях: нулевой, первый, последующие;

б) существует четкая обоснованность в отношении каждого подразделения, функционирующего по принципу «затраты – объем страховых ресурсов – прибыль».

в) управленческая и оперативная информация обобщается по центрам возникновения ответственности, затрат и рентабельности.

В штатном расписании ОАО «Стикс» отражены структура и штатная численность сотрудников, где указаны все структурные подразделения Компании, наименования должностей и количество штатных единиц по каждой из них. Проведем анализ персонала по численному составу и установим общий численный состав работников компании.[31]

Персонал ОАО «Стикс» представлен следующими категориями: руководителями; служащими; специалистами, осуществляющими управление и организацию процессов; рабочими. В табл. 2.2 представлена динамика движения персонала компании.

Таблица 2.2. Динамика движения персонала ОАО «Стикс»[32]

Наименование показателя

2012

2013

2014

Численность на начало года

168

170

162

Принято

7

2

6

Уволено

5

10

4

Численность на конец года

170

162

164

Как видно из данных табл. 2.2, численность персонала ОАО «Стикс» на конец 2014 г. составила 164 человека, и по сравнению с 2012 г. она уменьшилась на 4 штатных единицы, что свидетельствует о невысокой текучести кадров данной компании и ее стабильном функционировании.

Анализ структуры персонала ОАО «Стикс» в зависимости от образования и возраста сотрудников представлен табл. 2.3.[33]

Таблица 2.3. Анализ структуры персонала ОАО «Стикс» в зависимости от образования и возраста сотрудников


Показатель

2012

2013

2014

Сотрудники в возрасте до 25 лет, %

11,90

15,82

14,60

Сотрудники в возрасте 25-35 лет, %

32,30

36,73

35,90

Сотрудники в возрасте 35-55 лет, %

49,50

42,86

45,30

Сотрудники в возрасте более 55 лет, %

6,10

4,59

4,20

Из них:

Имеют среднее и/или полное общее

образование, %

Имеют высшее профессиональное

образование, %

Имеют послевузовское профессиональное образование, %

75,20

5,70

5,70

89,80

5,61

4,59

89,50

6,30

4,20

Таким образом, как видно из данных табл. 2.3, на протяжении исследуемого периода структура персонала по возрасту и уровню квалификации менялась незначительно. Основной списочный состав представлен работниками (сотрудниками) в возрасте от 35 до 55 лет (45,3% на конец 2014 г.). Доля молодых специалистов (от 25 до 35 лет) на конец 2014 г. составляет 35,90%. Совсем небольшой процент составляют работники в возрасте более 55 лет – всего лишь 4,2% на конец 2012 г. Что же касается уровня квалификации персонала ОАО «Стикс», то основная их доля на конец исследуемого периода (89,5%) – это работники (сотрудники) со средним и/или общим образованием, к которым относятся основные рабочие и служащие. Доля сотрудников с высшим профессиональным образованием составляет 6,3%, это специалисты высшего звена. Руководящий состав ОАО «Стикс» представлен лицами, имеющими послевузовское профессиональное образование, их доля на конец 2014 г. составила 4,2%.

2.2. Информационное обеспечение принятия решений в ОАО «Стикс»

Руководителем ОАО «Стикс» принимаются решения на основании поступающей к нему информации. Часть этой информации, в т.ч. в задокументированном виде, попадает к Генеральному директору непосредственно посредством секретаря-референта. От полноты содержания такой информации, ее достоверности и оперативности во многом зависит качество управленческого решения, принимаемого руководителем.[34]

На качество административно-управленческой деятельности влияют также оформление и систематизация предоставляемой информации. Именно секретарь-референт несет ответственность за качество оформления документов, которые поступают Генеральному директору на подпись от сотрудников компании, подбирает информацию в дополнение и сопровождение этих документов, следит за сроками подачи документов для доклада, осуществляет устную передачу руководителю другой необходимой информации.[35]