Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Понятие и роль управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях жесткой конкуренции с учётом осложняющих особенностей ведения бизнеса на первый план выходит профессиональное отношение к управлению функционированием организации. Данное отношение должно базироваться на высококвалифицированном подходе ко всем сферам деятельности предприятий и организаций, основываться на обновляемых знаниях, накопленном жизненном опыте и, в некоторых случаях, даже на интуиции руководителя. Реальность ставит задачи принимать и воплощать в жизнь своевременные обоснованные перспективные и эффективные управленческие решения.

В этой связи особый интерес вызывает профессиональный подход к процессу разработки и принятия управленческих решений в бизнесе. Необходимо исследовать мероприятия, позволяющие повысить качество и эффективность решений, проводить сравнительный анализ используемых методов принятия решений в организациях малого, среднего и крупного бизнеса. Следует изучать алгоритмы принятия решений в зависимости от их срочности и сложности, а также вопросы о перспективах внедрения компьютерных программ поддержки принятия решений в процессы управления организациями.

Актуальность темы исследования подтверждается не только важностью процесса принятия решений для любого предприятия, но и необходимостью изучения самых передовых научных достижений в данной сфере.

В этой связи цель исследования состоит в анализе процесса построения модели управленческого решения на примере работающих предприятий. Задачи исследования следующие:

- рассмотреть понятие и роль управленческого решения;

- изучить этапы разработки и выбора управленческого решения, сформулировать оптимальную модель принятия управленческого решения;

- исследовать модели управленческого решения в ЗАО «Ульяновский», ЗАО «Сокур-63» и ЗАО «Жировой комбинат»;

- дать сравнение этих моделей принятия решений и сделать необходимые выводы.

Объектом исследования данной работы выступают предприятия ЗАО «Ульяновский» Саратовской области, ЗАО «Сокур-63» и ЗАО «Жировой комбинат» г. Саратова. Предмет исследования - процесс принятия решения на данных предприятиях.

Теоретической основной курсовой работы стали научные труды, раскрывающие сущность управленческого процесса таких авторов, как Е.П. Голубков, А.А. Лексина, Н.К. Скворцова, Л.А. Трофимова, Е.А. Шеховцева и др.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, принципы системного анализа, микросистемный и институциональный подходы, приемы и средства логического, экономического и графического анализа.


Практическая значимость работы. Результаты исследования могут стать основой для написания дипломной работы, а также для продолжения исследования затронутых проблем.

Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретические основы процесса построения модели управленческого решения

1.1. Понятие и роль управленческого решения

Принятие решений является наиболее важным видом деятельности, осуществляемой менеджерами, и представляет собой единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий по достижению целей организации.

Необходимость принятия решений обусловлена тем, что организации под влиянием изменений внешней среды вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования с помощью обратных связей - информации о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от целей, называемых проблемой.

Проблема в процессах управления есть противоречие цели и ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации в направлении принятой цели. Под ситуацией при этом понимают состояние объекта управления относительно выбранной цели.[1] Цель есть желаемое состояние объекта управления. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта управления и приемлемых ресурсов для ее достижения.

Таким образом, на принятие решения оказывает влияние совокупность целей организации (стратегических, тактических, оперативных) и информации, поступающей в виде обратной связи о состоянии объекта управления (анализ ситуации). Место решения в процессе управления представлено на рис. 1 (приложение 1).

Исходными моментами управленческого процесса являются целевая функция (цель) и отклонение (проблема), а задача управления состоит в устранении этого отклонения через принятие управленческого решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления (ситуацией) и желаемым (целью). Другими словами, задача управления - ликвидация противоречия, возникающего между фактическим и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления.


Управление описывается взаимосвязью «цель - решение», которая не является однозначной из-за большого числа путей, ведущих к одной и той же цели. Особенно это справедливо для иерархического представления целей (дерева целей). На самом высоком уровне находятся цели, носящие директивный характер (стратегические цели), которые отражают стратегию управления предприятием. Ниже находятся тактические цели, которые вырабатываются менеджерами (ЛПР). Тактические цели подчинены стратегической цели и детализируют ее в зависимости от уровня управления. Кроме стратегических и тактических целей существуют и ситуационные (оперативные) цели, которые формулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления.[2]

Управленческие решения являются важнейшим элементом процесса управления организацией, своеобразным центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Во многих случаях от решений, принимаемых руководителями, зависят реальные возможности достижения целей организацией, ее эффективное функционирование.[3]

Принимая во внимание столь большое значение управленческого решения, было бы полезно разграничить решения, принимаемые в организациях, с другими многочисленными решениями, которые могут приниматься кем угодно в неформальной обстановке. В организациях принимаются деловые решения, направленные на достижение целей организации. Деловые решения подразделяются на экспертные и управленческие. Экспертные решения носят рекомендательный характер и принимаются лицами (экспертами, аналитиками, консультантами), не имеющими линейных полномочий, связанных с управлением организацией. Управленческие решения принимаются линейными руководителями и направлены на достижение целей управления организацией.

Авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают различные аспекты и трактуют его как:

- продукт управленческого труда, организационную реакцию на возникшую проблему;

- выбор определенного курса действий из возможных вариантов;

- обдуманный вывод о необходимости осуществлять какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей;

- результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы;


- общее имя для результатов управленческих функций.[4]

С позиций общей теории принятия решений управленческие решения - это выбор из множества наиболее предпочтительного варианта действий (альтернативы). Под решением же понимается элемент множества возможных альтернатив; нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса; регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели; нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.); реакция на раздражитель.[5]

Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что управленческие решения оказывают влияние на все функции менеджмента в любой формальной организации; показатели работы менеджера также неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Более того, управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения, так как подлинная сущность менеджмента проявляется в успехе принятых решений по прошествии определенного промежутка времени.

1.2. Этапы разработки и выбора управленческого решения

Научно обоснованная и наиболее универсальная процедура разработки и выбора управленческого решения представляет собой следующую последовательность этапов[6]:

  1. Выявление и описание проблемной ситуации
  2. Оценка располагаемого времени
  3. Определение ресурсов, необходимых для выработки решения
  4. Анализ проблемной ситуации
  5. Выработка предположений (гипотез)
  6. Определение целей
  7. Выявление полного перечня альтернатив
  8. Выбор допустимых альтернатив
  9. Предварительный выбор лучшей альтернативы
  10. Оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решения (ЛПР)
  11. Экспериментальная проверка альтернатив
  12. Выбор единственного решения.

Отсюда следует, что данный процесс представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных этапов, требующих профессионального подхода и затрат времени руководителя или ЛПР. Наиболее сложными и ответственными этапами, по мнению руководителей, являются этапы 6, 7, 9, 12.[7]


Практика показывает, что причины неудач в работе российских предприятий на 26% обусловлены отсутствием грамотно сформулированной цели, на 35% - неудовлетворительной организацией и контролем программ работ, ещё на 26% - неправильным распределением ресурсов и неудовлетворительным экономическим анализом и только 13% зависят от частных специфических трудностей индивидуального характера[8].

Наукой выделены и изучены наиболее распространенные методы разработки и принятия решений в Российских бизнес - структурах (таблица 1). В данной таблице на основании изучения периодической литературы и экспертных оценок руководителей предприятий и организаций охарактеризовано использование современных методов путем сравнения ведения управленческой деятельности в организациях малого, среднего и крупного бизнеса.

Таблица 1

Использование методов принятия управленческих решений

Название метода

Применение в организациях ма­лого бизнеса

Применение в организациях среднего бизнеса

Применение в организациях крупного бизнеса

1. Аналитический метод

+

+

+

2. Статистический метод

+

+

+

3. Эвристический метод

+

+

+

4. Экспертный метод

+

+

+

5. Декомпозиция

-

-

+

6. Диагностика

-

-

+

7. Экспериментальные оценки

+

+

+

8. Метод Дельфи

-

-

+

9. Метод неспециалиста

+

-

-

10. Метод линейного програм­мирования

-

+

+

11. Имитационное моделирова­ние

-

-

+

12. Метод теории вероятности

-

-

+

13. Метод аналогии

+

+

+

14. Метод теории игр

-

-

+

15. Риск - менеджмент

-

+

+