Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики и ее задачи).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1. Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.2. Классификация видов финансовой политики
1.3. Финансовая стратегия финансовая тактика
2.1. Особенности финансовой политики в России
2.2 Оֹцеֹнֹкֹа финансовой пֹолֹитֹиֹкֹи в России в 2014-2015 гֹг
2.3. Основополагающие направления финансовой политики на 2015 год
Глֹаֹвֹа 3. Проблемы развития финансовой политики государства
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития государства основными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития государтсва в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики РФ.
Целью курсовой работы является изучение финансовой политики и пути ее реализации в РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
- изучить принципы формирования финансовой политики государства;
- рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
- проанализировать современную финансовую политику в России;
- выявить проблемы финансовой политики РФи и определить пути их решения.
Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам авторов, таких как Подъяблонская Л.М., Сенчагов В.К., Поляк Г.Б., материалы периодической печати, Конституция РФ, электронные ресурсы.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении направлений финансовой политики на 2015 год. Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения, горизонтальный анализ, графический метод и др.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматривается сущность, цели, задачи, принципы организации финансовой политики, и ее виды. Во второй главе проводится анализ финансовой политики РФ и её оценка в 2013-2015 гг., а также представляются основополагающие направления финансовой политики на 2015 г. В третьей главе выявляются проблемы финансовой политики РФ и пути ее развития.
финансовая политика стратегия тактика
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1. Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Различные авторы предлагают различные определения финансовой политики. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно Л.М. Подъяблонской, финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса и решения отдельных задач государства [18, c.147].
По мнению, В.К. Сенчагова, финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений [23, c.49].
Как считает Г.Б. Поляк, финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития [19, c.74].
Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы государтсва.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основополагающие направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства [1, c.15].
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
В качестве основной цели финансовой политики государства могут выступать только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека. Из-за кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, наоборот, ухудшилось. Это шло "в разрез" с основой целью государственной финансовой политики.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития [13, c.258].
Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:
повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
оздоровление и структурная перестройка экономики;
достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Можно следующим образом сформулировать основополагающие задачи финансовой политики [24, c.176]:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
Содержание финансовой политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие принципы [25, c.63]:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения.
Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание положительных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). Из-за перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает [8, c.114]:
методы распределения национального дохода;
способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных;
методы образования государственных целевых фондов;
виды платежей в бюджет и целевые фонды;
финансовое планирование и прогнозирование;
финансовый контроль.
4) регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.
Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).
Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);
Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).
Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы государтсва. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.
1.2. Классификация видов финансовой политики
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает [6, c.244]:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой государтсва уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.