Файл: Управление финансами интегрированных корпоративных структур (холдингов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– во-первых, для принимающей стороны такая операция является по сути беспроцентным займом, но при этом не возникает никаких налоговых обязательств;

– во-вторых, в отличие от процентов за предоставленный кредит, дивиденды, выплачиваемые головной компании-акционеру, могут быть практически освобождены от налога на прибыль. Если предприятие-получатель дивидендов имеет долю в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды, не менее 50 %, то ставка по налогу на прибыль равна нулю[23];

– в-третьих, внесение денежных средств в качестве доли в уставный капитал может служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения прибыли между управляющей компанией и структурными подразделениями холдинга. Вклад в уставный или акционерный капитал предприятия, нуждающегося в дополнительном привлечении средств, может быть внесен любой бизнес-единицей холдинговой структуры. Внутренние субхолдинговые структуры, сформированные по отраслевому признаку, при необходимости могут самостоятельно привлекать необходимые финансовые ресурсы, минуя головную компанию. На управляющие компании отраслевых субхолдингов также могут быть возложены разработка и реализация инвестиционных проектов[24].

Учитывая, что в холдинги могут входить крупные предприятия разных отраслей, управление инвестициями целесообразно осуществлять на уровне отраслевых организаций-субхолдингов. Организовать эффективное централизованное инвестиционное планирование в холдинге финансового типа достаточно сложно, это обусловлено масштабами деятельности корпорации.

Подотчетные фирмы являются самостоятельными юридическими лицами и могут автономно проводить не только производственно-хозяйственную, но и инвестиционную политику. В этом случае имеет смысл определить верхние границы лимитов по капитальным вложениям[25].

Описанный ранее способ применим только для внутреннего перераспределения денежных средств между подразделениями холдинговой структуры. Сделки по привлечению денежных ресурсов со стороны лучше оформлять как кредит, так как увеличение уставного капитала за счет внешнего инвестора может привести к потере контроля над фирмой[26].

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

1) Под финансовыми потоками организации следует понимать не только ее денежные потоки, но и потоки прочих активов коммерческой организации в стоимостном выражении, потоки источников средств (пассивов) коммерческой организации, а также финансовые результаты деятельности коммерческой организации и определяющие их факторы (доходы, расходы, налоговые платежи);


2) Финансовые потоки в холдингах представляют собой совокупность всех потоков объединения, потоков отдельных структур, а также финансовых потоков, возникающих между участниками объединения и внешней средой;

3) Движение финансовых потоков в холдингах имеют свою специфику: на фоне юридической и организационной самостоятельности входящих в объединение структур распределение капитала и прибыли может носить централизованный характер;

4) Управление финансовыми ресурсами корпорации должно осуществляться не только головной компанией, но и подразделениями холдинга. При этом полномочия подотчетных фирм надлежит определять на уровне материнской компании;

5) Денежные потоки должны контролироваться финансовой службой головной компании, так как иначе невозможно эффективно управлять ликвидностью бизнес-единиц;

6) Стратегическое планирование должно осуществляться на основе экономического анализа, при этом необходимо формировать консолидированную отчетность и использовать те финансовые показатели, которые обеспечат эффективность принимаемых решений.

Глава 2. Анализ управления финансами ПАО «КАМАЗ» и рекомендации по его совершенствованию

2.1. Краткая характеристика ПАО «КАМАЗ»

ПАО «КАМАЗ» - ведущий производитель грузовых автомобилей в России. ПАО «КАМАЗ» входит в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от20.08.2009 № 122б-р.

Группа организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет 91 компанию из России, СНГ и дальнего зарубежья. Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ», который охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения, сконцентрирован в городе Набережные Челны, Республика Татарстан


Крупнейшими заводами, входящими в труппу организаций «КАМАЗ» и расположенными вне основной производственной площадки города Haбережныe Челны, являются:

  • ОАО «НЕФA3» (г. Нефтекамск, Республика Башкортостан) - производство самосвальных надстроек и автобусов на шасси КАМАЗ, производство прицепной техники и запасных частей;
  • ОАО «ТЗА» (г. Туймазы, Республика Башкортостан) - производство бетонотранспортной и противопожарной техники;
  • ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь, Российская Федерация) - производство и реализация автомобильных прицепов и запасных частей к ним;
  • АО «КАМАЗ-ИНЖИНИРИНГ» (г. Кокшетау, Республика Казахстан) - производство и реализация автобусов, автомобилей, спецтехники и запасных частей к ним;
  • «КАМАЗ Моторз Лишгтед» (г. Хосур, Индия) - сборочное производство автомобилей КАМАЗ в Индии.

Компанией созданы совместные предприятия с «Даймлер АГ» по производству грузовых автомобилей марок «Mercedes Benz», «Mitsubishi Fuso» (ООО «МБ Тракс Восток», ООО «ФКТРус»).

Доля рынка ПАО «КАМАЗ» на рынке грузовых автомобилей по итогам 2015 г. составляет 46 % (рис. 4).

Рисунок 4 - Динамика доли ПАО «КАМАЗ» на рынке грузовых автомобилей в России

Благодаря активным усилиям компании и её партнеров доля Общества на рынке по итогам 2015 г. возросла до 46%.

Компания сохраняет лидирующие позиции во всех продуктовых сегментах рынка за исключением магистральных тягачей. При этом ПАО «КАМАЗ» в сегменте магистральных тягачей нарастило долю рынка с 3 до 7% за счёт вывода на рынок нового тягача КАМАЗ-5490. Компания и далее планирует увеличивать долю в сегменте магистральных тягачей.

Рисунок 5 - Доли ПАО «КАМАЗ» в основных сегментах рынка грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн по итогам 2015 года

В 2015 г. на сборочные предприятия за рубежом было поставлено 1 528 единиц СКД, что на 5,2% больше показателей 2014 г. (1 452 единиц СКД). Однако, в общем объёме экспорта доля СКД по сравнению с 2014 г. практически не изменилась, и составила 25,1 % (в 2013 г. - 25,3 %). Основной объём поставок СКД, как и в предыдущие годы, пришёлся на Казахстан (1 273 единиц СКД), существенно меньшие объёмы СКД были экспортированы в Индию. Литву и ОАЭ.

Таблица 1

Динамика поставок СКД КАМАЗ на экспортные рынки

Рынки сбыта

2013

2014

2015

Казахстан, шт. (%)

942 (86,5%)

1 336(92%)

1 273 (81%)

Дальнее зарубежье, шт. (%)

186 (13,5%)

116(8%)

255 (19%)

Итого, шт.

1 128

1452

1528


По итогам 2015 г. в первую десятку импортёров продукции «КАМАЗ» вошли: Республика Казахстан (4 269 единицы автомобилей и СКД), Узбекистан (325 единиц автотехники), ОАЭ (166 единиц автотехники), Вьетнам (139 единиц автотехники), Азербайджан (133 единицы автотехники), Афганистан (90 единиц автотехники), Туркмения (89 единиц автотехники), Алжир (78 единиц автотехники), Индия (70 единиц автотехники), Киргизия (66 единиц автотехники).

Рисунок 6 - Доли стран в общем объёме экспорта автотехники в 2015 г.

Дилерская сеть ПАО «КАМАЗ» за рубежом по состоянию на 31 декабря 2015 г. состояла из 75 субъектов, включая Торговые компании, дистрибьюторов, дилеров по реализации автомобильной техники и запасных частей, в том числе: 21 субъект в странах дальнего зарубежья; 54 субъекта в странах СНГ. В 2015 г. в рамках ежегодной аттестации субъектов дилерской сети ПАО «КАМАЗ» за рубежом были назначены новые субъекты дилерской сети: дистрибьютор в Индонезии - новый регион экспорта, дилер в Сербии, дилер в Узбекистане.

В 2015 г. экспорт автомобилей и СКД КАМАЗ осуществлялся в более чем 30 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки. Сборка автомобилей КАМАЗ из СКД производилась на сборочных предприятиях в Казахстане, Литве, Индии.

9.06.2015 акции ПАО «КАМАЗ» включены в первый уровень котировального списка Фондовой биржи ММВБ. Индекс ММВБ снизился за 2014 г. на 7%, составив 1396,61 пункта. Снижение отраслевого индекса ММВБ машиностроение было более существенным и составило около 46,78%.

Динамика рыночной капитализации ПАО «КАМАЗ» изменялась однонаправлено со значением индекса ММВБ машиностроение.

Рисунок 7 - Изменение капитализации ПАО «КАМАЗ» по сравнению с индексом ММВБ машиностроение

Стратегические приоритеты компании:

  • ключевой рынок - Россия, доминирование на рынках стран СНГ, присутствие на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Южной Америки;
  • позиционирование в среднем ценовом сегменте;
  • интеграция в мировую автомобильную промышленность.

2.2. Анализ финансовых потоков компании

На основе Отчетов о движении денежных средств ААО «КАМАЗ» проведем анализ коэффициентов денежного покрытия. Рассчитанные коэффициенты представлены в таблице 2.


Таблица 2

Коэффициенты денежного покрытия ПАО «КАМАЗ»

Показатель

Год

2014 год

2015 год

Денежный поток по основной деятельности, тыс.руб.

4572582

753912

Проценты уплаченные, тыс.руб.

1086284

916224

Налоги уплаченные, тыс.руб.

826

538537

Долгосрочные обязательства, тыс.руб.

16879348

16025551

Дивиденды выплаченные, тыс.руб.

-

-

Коэффициент денежного покрытия процентов за кредит

5,21

2,41

Коэффициент денежного покрытия долгосрочных обязательств

0,27

0,05

Коэффициент денежного покрытия дивидендных выплат

-

-

По данным таблицы 2 видно, что в ПАО «КАМАЗ» коэффициент денежного покрытия процентов за кредит соответствует рекомендуемому значению (больше единицы). Таким образом, предприятие имеет достаточные средства, генерируемые в процессе основной деятельности, для погашения процентов по кредитам. Однако, за 2015 г. имеет место снижение коэффициента денежного покрытия процентов за кредит.

В то же время коэффициент денежного покрытия долгосрочных обязательств у предприятия ниже нормы, таким образом, привлеченные долгосрочные кредиты и займы не покрываются генерируемым положительным денежным потоком. Для их покрытия необходимо привлечение денежных средств от инвестиционной и финансовой деятельности. ПАО «КАМАЗ» в 2014-2015 гг. дивидендов не выплачивало.

На основе коэффициентов денежного покрытия прибыли дадим оценку соответствия между начисленной прибылью и полученной в деньгах прибылью.

Рассчитанные коэффициенты денежного покрытия прибыли представлены в таблице 3.

Таблица 3

Коэффициенты денежного покрытия прибыли ПАО «КАМАЗ»

Показатель

Год

2014 год

2015 год

Выручка поступившая, тыс.руб.

110803118

104918972

Выручка начисленная, тыс.руб.

127734269

119327519

Денежный поток по основной деятельности, тыс.руб.

4572582

753912

Проценты уплаченные, тыс.руб.

1086284

916224

Налоги уплаченные, тыс.руб.

826

538537

Проценты начисленные, тыс.руб.

1303541

1099469

Налоги начисленные, тыс.руб.

991

646244

Амортизация, тыс.руб.

4815918

4895073

Чистая прибыль, тыс.руб.

66668

4896535

Коэффициент денежного покрытия выручки

0,867

0,879

Коэффициент денежного покрытия прибыли

0,915

0,191