Файл: Оценка стоимости бизнеса ( СК «РИФС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С необходимостью оценки бизнеса рано или поздно сталкиваются все руководители или владельцы компаний. Не зная стоимости бизнеса, практически невозможно принимать взвешенные решения по реализации прав собственника, поскольку именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.

Оценка бизнеса необходима для привлечения инвестиций, для оценки залога в виде акций (долей) предприятия при получения кредитов и займов, при разработке бизнес-планов, при выкупе акций (доли) у акционеров (учредителей) предприятия, при ликвидации предприятия и т.д.

В процессе оценки бизнеса выявляются альтернативные подходы к управлению предприятием, и определяется, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

Объектом исследования курсовой работы является Общество с ограниченной ответственностью строительная компания «РИФС» (далее ООО СК «РИФС».

Предметом исследования курсовой работы является стоимость действующего предприятия (бизнеса).

Цель курсовой работы - исследование механизма оценки стоимости действующего бизнеса. При написании данной дипломной работы необходимо было решить следующие задачи:

  • дать понятие оценки стоимости предприятия и обозначить основные цели оценки;
  • определить основные виды стоимостей, применяемых в оценке бизнеса и раскрыть принципы оценки;
  • выявить этапы процесса оценки стоимости предприятия;
  • привести современные теоретические подходы к оценке бизнеса предприятия: доходный, затратный и сравнительный;
  • провести оценку стоимости предприятия на примере ООО СК «РИФС» методами чистых активов и дисконтированных денежных потоков;

Практическая значимость исследования заключается в том, что расчетная часть работы может использоваться в качестве информационной базы для дальнейшего развития фирмы и разработки мероприятий по повышению стоимости бизнеса ООО СК «РИФС».

Информационная база, которая использовалась при написании данной дипломной работы следующая:

  • нормативно – правовая литература в области оценки бизнеса;
  • научно-теоретическая литература по оценке бизнеса;
  • периодическая литература (журналы) с описанием существующих проблем при оценке бизнеса;
  • материалы практической деятельности ООО СК «РИФС».

Структура курсовой работы следующая: введение, основная часть из трех разделов, заключение, список использованной литературы, приложения.


1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия

1.1. Понятие, предмет и основные цели оценки стоимости предприятия

В настоящее время одним из самых значимых и востребованных направлений в оценочной деятельности является оценка стоимости действующего предприятия (бизнеса).

Оценка бизнеса (действующего предприятия) – это акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия либо доли акционеров в его капитале. Упрощенно можно считать, что оценка бизнеса – это оценка рыночной стоимости собственного капитала компании, или какой – либо её части.

Понятие стоимости действующего предприятия является допущением относительно состояния предприятия. Оно означает то, что компания оценивается как жизнеспособная хозяйствующая единица, имеющая собственные активы и товарно-материальные запасы, постоянную рабочую силу, осуществляющая деловые операции, и не находящаяся под непосредственной угрозой прекращения работы.

Предметом оценки бизнеса может быть как все предприятие в целом, так и его часть, а также акции (доли в складочном капитале) других предприятий. То есть, определение предмета оценки – это установление того, что подлежит оценке.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта[1].. Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных

Цели оценки зависят от того, какие обстоятельства побуждают заинтересованных лиц оценивать тот или иной объект. Можно указать следующие обстоятельства, инициирующие оценку стоимости компании[2]:

  • реструктуризация, включая реорганизацию, разукрупнение или ликвидацию;
  • полная или частичная смена собственника (покупка или продажа компании);
  • приватизация государственных предприятий;
  • сдача предприятия в аренду для обоснования стоимости арендной платы;
  • выявление собственником компании способа максимально эффективного её использования;
  • решение об инвестировании (оценка эффективности проектов);
  • проверка кредитоспособности;
  • создание совместного предприятия (оценка вклада компании);
  • выход учредителя или принятие нового;
  • страхование;
  • раздел имущества, внесение недвижимости в качестве доли в уставный капитал новой компании;
  • уточнение стоимости имущества компании как базы для налогообложения.

Стоимость компании по своей сути не является объективной величиной. Стоимость предприятия зависит от того, какие планы в её отношении строят заинтересованные в оценке стороны. Важную роль при этом играют субъективные ожидания и готовность сторон рисковать.

При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости[3].

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенные для реализации его целей: для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли.

Имущественный комплекс включает в себя: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транс портные средства, инвентарь, сырье, запасные детали, части, продукцию, а также имущественные обязательства, фирменное наименование, знаки обслуживания, товарные знаки и другие виды нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость его собственного капитала. Учитывая методические особенности и технологии оценочных работ, различают объекты оценки: предприятие в целом (бизнес); недвижимость, машины, оборудования, транспортные средства, интеллектуальную собственность и нематериальные активы[4].

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав. Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другой немаловажной особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость бизнеса, мы определяем стоимость собственного капитала предприятия (организации). Дело в том, что основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур предприятий (организаций).

Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного капитала с учетом его организационно правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill. Напри мер, при оценке бизнеса ОАО определяется рыночная стоимость 100% пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал этого общества. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.


Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя.

Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении до ходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес, как определенный вид деятельности, и предприятие, как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предопределяют принципы, подходы и методы оценки[5].

1.2. Виды стоимости предприятия и принципы оценки

В зависимости от целей проводимой оценки и других факторов, оценщик рассчитывает различные виды стоимостей.

Стоимость – это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой – либо предмет или объект.

В зависимости от предполагаемого использования результатов, объекта и целей оценки выделяются следующие основные группы оценочных стоимостей:

  • стоимость в пользовании;
  • стоимость в обмене.

Стоимость в пользовании определяется исходя их предположения о том, что компания не будет продаваться на свободном открытом и конкурентном рынке для любых альтернативных целей использования ни полностью, ни путем распродажи по частям. Стоимость в пользовании носит субъективный характер и выражает мнение собственников по поводу возможностей её дальнейшего использования. Основные стоимости этого вида:

  • полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) – это совокупность затрат, требующихся на воспроизводство копии объекта их тех же или иных аналогичных материалов, рассчитанная в текущих ценах;
  • полная стоимость замещения – текущая стоимость нового объекта, являющегося по своим характеристикам наиболее близким аналогом оцениваемого объекта;
  • страховая стоимость – определяется на основании рассмотренных выше стоимостей за вычетом стоимости тех элементов, исключение которых оговорено договором страхования;
  • налогооблагаемая стоимость – рассчитанная в соответствии с нормативными документами и относящаяся к налогообложению имущества;
  • инвестиционная стоимость (в пользовании) – стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования.

Стоимость в обмене рассчитывается исходя из предположения о том, что возможна продажа компании на свободном, открытом и конкурентном рынке в условиях равновесия, устанавливаемого факторами спроса и предложения. При этом предполагается альтернативное существующему использование компании. Основные стоимости в обмене следующие:

  • рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции среди продавцов и покупателей, когда те и другие действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на величине цены не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.
  • нормативно – рассчитываемая стоимость – стоимость объекта собственности, рассчитанная на основе методик и нормативов, утвержденных государственными органами;
  • инвестиционная стоимость (в обмене) – стоимость собственности в результате инвестиций, когда их направление и размер определяются наиболее эффективным характером использования объекта;
  • стоимость действующего предприятия – то есть, стоимость сформировавшейся фирмы как единого целого;
  • залоговая стоимость – стоимость фирмы, которую надеется получить кредитор от продажи фирмы на торгах в случае банкротства заемщика кредита.
  • ликвидационная стоимость – типичная сумма, которую предполагается получить в результате открытой вынужденной продажи оцениваемого имущества, при условии, что у продавца есть некоторый период времени на поиск покупателя и подготовку имущества к продаже[6].

Выбираемый вид (стандарт) стоимости всегда должен соответствовать цели проводимой оценки.

Так как чаще всего заинтересованные лица хотят узнать реальную рыночную стоимость оцениваемого объекта, дадим определение рыночной стоимости (цены), указанной в международных стандартах оценки.

«Рыночная стоимость есть расчетная величина – денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга, при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения»[7].

Исходя из данного определения, рыночная цена фирмы при сделке купли–продажи формируется в результате взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цену спроса определяет полезность фирмы для покупателя, а цену предложения – затраты на воспроизводство аналогичного предприятия для продавца.