Файл: «Выбор стиля руководства организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты анализа стилей управления

1.1. Понятие и характеристика стилей руководства

1.2. Классификация стилей руководства

1.3. Выбор стиля руководства и понятие идеального стиля

Глава 2. Теоретические основы эффективности управления

2.1. Сущность эффективности управления

2.2. Факторы, влияющие на эффективность управления

2.3. Влияние руководителя на эффективность управления

Глава 3. Анализ стиля управления, применяемого в ООО «Трубные инновационные технологии»

3.1. Характеристика организации ООО «Трубные инновационные технологии»

3.2. Должностные лица организации

3.3. Стиль руководства ООО «Трубные инновационные технологии»

3.4. Набор персонала и его дальнейший отбор

3.5. Оценка трудовой деятельности и доведения ее до работника

3.6. Условия труда

Глава 4. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Трубные инновационные технологии»

4.1. Формирование стиля руководства

4.2. Мероприятия по повышению уровня стиля руководства ООО «Трубные инновационные технологии»

Заключение

Список использованной литературы

Понятие эффективности относится к экономической теории. Эффективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов.

Более точно, эффективность – это конечный результат; соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному и плановому; функциональное разнообразие системы; числовая характеристика удовлетворительного функционирования; вероятность выполнения целевых установок и функций, отношение реального эффекта к требуемому [8, с. 634].

Но эффективность управления нужно определять по-другому. Эффективность управления определяется результатами работы менеджера, то насколько эффективно он использует и наращивает доход и как обеспечивает нормальные условия труда. [6, с. 110].

Эффективность управления можно оценивать по критерию на прибыль и издержки. Так же надо использовать критерии, относящиеся к задачам [25]:

Разработки продукции.

Организации.

Управления персоналом.

Применение стилей управления имеет определенные ограничения:

Правовые.

Этические.

Ценности предпринимательства и т.д.

При этом эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций, так как необходимо учитывать [27]:

Личные качества (представление о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и личный потенциал, уровень образования) [26].

Зависимость от предстоящих задач (содержание творческих или новаторских элементов, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков).

Организационные условия (жесткость оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля).

Условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры) [8, с. 634].

На основе сравнительной таблицы стилей управления, представленной в Приложение 1, можно оценить стили управления в крайних, идеализированных ситуациях, таких как авторитарный и либеральный, по данным критериям в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика авторитарного и либерального стилей управления по заданным критериям

Характеристики ситуаций

Стили управления

Авторитарный

Либеральный


Продолжение таблицы 2

Характеристики ситуаций

Стили управления

Авторитарный

Либеральный

Личные качества

Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы. Исполнение долга.

Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива. Творчество/инновации.

Условия постановки задач

Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков.

Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков.

Организационные условия

Строгая организация, формальные структуры, централизованное распределение, единичная инстанция, вертикальная информация.

"Рыхлая" организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная информация.

Условия окружающей среды

Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей.

Процветание. Освобожденные ценности

[9, с. 37].

Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Оценки эффективности данных стилей управления

Критерий эффективности

Стили управления

Авторитарный

Либеральный

Эффективность достижения цели

Обеспечение выживания в случае кризиса. Снижение издержек в условиях дефицита времени. Большие затраты на квалифицированного менеджера. Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. Частое отсутствие менеджера.

Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников. Снижение убытков в отсутствие менеджера. Большие затраты на координацию.

Эффективность выполнения заданий

Быстрые решения. Решения, приближенные к оптимальным. Использование творческого потенциала только менеджера.

Медленное решение. Решение с пониманием дела. Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.

Четкое распределение ролей. Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников.

Нечеткое распределение ролей. Независимость от менеджера. Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.


Продолжение таблицы 3

Гуманистические факторы

Организационные требования к резерву. Недовольство эмансипированных сотрудников. Стихийность, потеря инициативы сотрудников.

Более высокие требования к резерву менеджеров. Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников.

[10, с. 39].

Таким образом, поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда). 

2.2. Факторы, влияющие на эффективность управления

В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления [16, с. 305]. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией.

Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, а активизирующими – людьми

Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает творческий подход, знаний в области человеческого поведения, интуиции, владение ситуацией и решение проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления. Хороший результат обеспечивается эффективной деятельностью лишь на коротком отрезке времени [11, с. 176].

Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные – область технических навыков. Относительная доля факторов собственно процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. В индивидуально-ситуативном стиле большое значение имеет умение руководителя налаживать межличностные отношения. Использование сильных сторон личности руководителя, что существенно для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть однопорядковыми, идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие временно. [16, с. 300].


К постоянным факторам влияния относятся:

окружающая среда,

социальные нормы,

типичные черты личности,

производственная ситуация;

К временным:

опыт руководства,

эмоции,

психологический климат в коллективе [15, с. 205].

Вывод: Эффективность управления определяется комплексными социальными связями, возникающими непосредственно в практике управления. Это касается, прежде всего, реализации демократических норм социального партнерства и предполагает формальное равенство участников трудового процесса, соблюдение культурных норм языкового контакта, учет руководителем психических и эмоциональных особенностей разных социальных и профессиональных групп. 

2.3. Влияние руководителя на эффективность управления

Важнейшим фактором качества управления является личность самого руководителя, его способности, социально-психологические особенности, уровень коммуникабельности, умение найти с подчиненными общий язык и организовать их работу. На способы работы руководителей и эффективность управления организацией влияет оценка их деятельности, имеющийся опыт работы, мотивированность и уровень поставленных задач [12, с. 480].

Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности [13, с. 89].

Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Но также необходимо умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель – слабых.

В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить:

Способность его доминировать в коллективе.

Уверенность в себе.

Эмоциональную уравновешенность;

Ответственность.

Общительность и независимость.

Эффективность управления во многом зависит от авторитета руководителя. «Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным» [14, с. 135].


Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле руководства. То, как руководитель выглядит в их глазах, и объясняет все его успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно знают, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность [13, с. 158].

Огромное влияние на авторитет руководителя оказывает наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:

Демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе.

Его доступность, внимательность.

Умение создать товарищескую атмосферу доверия.

Вежливость и корректность в обращении.

Точность и ответственное отношение к данному слову.

Руководитель не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других значит распределить между ними конкретные задания. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненным называется делегированием полномочий. От того, насколько руководитель владеет искусством делегирования, зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя.

Делегирование нужно использовать в следующих случаях:

Когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем руководитель. При этом не нужно опасаться признания того, что подчиненные в чем-то лучше разбираются. Главное – умение с максимальной эффективностью использовать знания своих подчиненных [15, с.483].

Когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой.

Когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи должны быть делегированы подчиненным.

Эффективность использования методов делегирования зависит от того, удается ли руководителю избежать следующих ошибок:

Неумение объяснять. От того, насколько правильно подчиненный усвоит первичную информацию, зависит, справится ли он с заданием. Поэтому руководитель после объяснения должен выяснить, все ли понял подчиненный [15, с.484].

Отказ от использования обратной связи.

Ворчливость руководителя по поводу неудовлетворения от сделанной подчиненным работы действует ему на нервы. Поэтому, прежде чем высказать неудовольствие, следует сделать конкретные предложения по изменению ситуации [12, с. 30].