Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Теоретическая часть изучения Процесса построения модели управленческого решения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическая часть изучения Процесса построения модели управленческого решения
1.1 Что такое модель управленческого решения(понятие модель)
1.2 Сущность и основные характеристики управленческих решений
3. Процесс построения модели управленческого решения
3.1 Методы управленческих решений
1 Теоретическая часть изучения Процесса построения модели управленческого решения
1.1 Что такое модель управленческого решения(понятие модель)
Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, к примеру, - это и есть модель, представляющая ее структуру.[1]
Имеется большое количество определений модели и моделирования. Так, например, в Советском энциклопедическом словаре (СЭС, М. 1980) дается следующее определение: Модель – любой образ какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заменителя» реальности, представления». Модель определяется как «упрощенное, абстрактное отображение реальности, предназначенное для разъяснения или прогнозирования поведения моделируемых явлений.
Модель (от лат. modulus – образец, изображение, образ) – это создаваемое человеком подобие реального объекта. Наиболее широко моделирование используют в технике, в автомобилестроении, в авиации, в космосе, в геодезии, в архитектуре и др. Моделирование как метод исследования систем управления применяется при разработке достаточно сложных управленческих решений и представляет собой построение моделей или системы моделей исследуемого объекта для его изучения.[2]
Модель, проще говоря, это некий объект исследования, представленный в виде макета. Будь то это макет автомобиля или шаблон действий, написанный на бумаге в виде какого-то плана. Создание модели в бизнесе или экономике довольно трудное занятие по разным причинам.
Однако для оценки решений можно использовать не прямые аналоги – образцы исходного объекта, а описания, схемы, расчетные математические соотношения, которые аналитически, с помощью формул, связывают между собой его характеристики. Подобный подход ничем не отличается от традиционного моделирования, но в качестве модели (образца) выступает не физический аналог некоего объекта, а система математических соотношений. Таким образом, появляются виды моделей, различающиеся способами описания и просчетами какой-то конкретной ситуации. Количество всяческих моделей так же велико, как и число проблем, для решения которых они были придуманы. Мы должны лучше понять возможности таких моделей и виды решений для которых они были придуманы. Это понимание даст возможность понять, как модели могут помочь в принятии управленческих решений.[3]
1.2 Сущность и основные характеристики управленческих решений
Принятие решений это то без чего человек не может существовать т.к каждый день мы принимаем те или иные решения, но прежде чем их принять мы делаем этим действиям и решениям оценку. Допустим, мы решили прыгнуть через лужу и для этого нам нужно оценить наши возможности, а сможем ли мы это сделать, а допрыгнем ли мы. По сути это и есть то что называется решениями.
И так, Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям[4].
Принятие решения - это выбор определенного действия из множества возможных вариантов (альтернатив). В простейшем случае - это выбор из двух альтернатив: принять решение или не принимать. В управленческой работе руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен постоянно делать правильные выборы из многочисленных альтернативных возможностей.[5]
Управленческое решение является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей организации. Управленческие решения также являются основным элементом каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля, так как их осуществление также требует принятия решения.
Управленческие решения являются важнейшим элементом процесса управления фирмой, своеобразным центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Во многих случаях от решений, принимаемых руководителями, зависят реальные возможности достижения целей фирмы, ее эффективное функционирование.
Г.А. Саймон (Herber A. Simon, 1960). В своей классической работе о науке принятия решений в менеджменте определяет управленческое решение как процесс, синонимичный самим процессам руководства. Когда в ходе выполнения своих обязанностей менеджеры принимают решения, то всегда присутствует ожидание успеха. Менеджеры всегда получают вознаграждение в той или иной форме за принятие эффективных решений, и их неизбежно критикуют или даже «наказывают» за допущенные ошибки. Неизбежным атрибутом эффективного менеджмента являются достигнутые успехи в области принятия решений. Они являются наиболее эффективным показателем управленческих навыков и умений. Они также являются наиболее существенным вкладом, который каждый менеджер может внести в
профессиональную организацию.[6]
В менеджменте используются следующие категории: объект и субъект управления, прямые и обратные связи между объектом и субъектом, система управления, окружающая среда. При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов. Перейдем теперь к рассмотрению непосредственно категорий.
Объект управления это то, чем управляют, т.е. отрасль предприятие, подразделение и т.п. Субъект управления это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления. Характерная особенность предприятия (организации) заключается в том, что и субъектом и объектом управления являются люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, как часть производственных отношений.
Структура управления – это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей. Главная производительная сила организации – люди. [7]
При принятии решений очень важно знать структуру компании. Знать производственные возможности, и оценить квалификацию тех людей, которые в ней состоят. В первую очередь нужно учитывать именно людские ресурсы и их вовлеченность в проект, так как успешная реализация чего-либо зависит, в конечном итоге, будет именно от них. Ведь как сказано выше организация это социум людей. Чем сильнее социальные связи внутри организации, а значит и лучше функционирует, тем лучше выполняются поставленные задачи.
Управление: логика и логическая схема.
Логика управления – это система целенаправленных управленческих действий, осуществляемых в строго определенной последовательности в установленный период времени. Логику управления можно представить в виде схемы, важнейшими элементами которой являются предвидение, решение, программирование, исполнение, контроль и анализ.
Решение - это выбор цели. Вместе с тем решение - это продукт управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или снижает эффективность работы организации. Принятие решения требует определения целевой установки. Перспектив развития объекта управления, выбора средств, для достижения цели и разработки программы действий.
Программирование - это, прежде всего разработка программы действий и выбор средств. Программа действий базируется на ресурсах предприятия, т.е. в соответствии с установленной целью необходимо четко представлять желаемую ситуацию и этапы ее достижения, а также на каждом этапе увязывать задачи с ресурсами предприятия. Иначе говоря, необходимо определить наличие недвижимости, оборудования, сырья, денежного капитала и других средств, как для реализации конечной цели, так и для успешного осуществления каждого этапа ее достижения.
Следующим звеном логической схемы управления является исполнение - система конкретных действий, направленных на реализацию программы. Для успешного осуществления программы в целом необходимо наряду с выделением этапов ее выполнения устанавливать задания для каждого подразделения, участвующего в реализации программы.
Для того чтобы довести до минимума количество непредвиденных отклонений от заданий программы в ходе ее исполнения, требуется контроль, или проверка исполнения, - необходимая функция управления и важнейшее звено в логической схеме управления.
Анализ - это изучение элементов программы и их взаимосвязей, выявление наиболее важных из них, определяющих состояние системы в целом, подготовку выводов и рекомендаций по улучшению функционирования системы управления.[8]
Управленческое решение представляет собой устранение противоречия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей организации.
Управленческие решения могут быть направлены в ту или иную сферу управления или деятельности: внешнюю или внутреннюю, финансовую, экономическую, социальную, организационную. Есть особенности разработки и реализации управленческих решений в каждой из этих сфер.
Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием видов. Говорят, что решение принадлежит к определенному виду, если оно обладает каким-либо общим признаком, характерным для некоторого множества решений. Среди основных признаков, которые применяются для построения классификации решений, выделяют такие, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации и степень достижение цели управленческого решения.
Классификация управленческих решений:
Виды решений |
Краткая характеристика |
Запрограммированные решения |
Принимаются с помощью стандартных процедур и правил |
Незапрограммированные решения |
Требуют разработки новых процедур или правил принятия решений |
Интуитивные решения |
Основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные |
Логические решения |
Принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений |
Рациональные решения |
Принимаются на основе -знаний, опыта и логических суждений |
Допустимые решения |
Удовлетворяют всем объективными ограничениям и могут быть реализованы на практике |
Недопустимые решения |
Нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям |
Неразумные решения |
Решения, не приводящие к достижению цели управления |
Удовлетворительные решения |
Решения, приводящие к достижению цели управления |
Оптимальные решения |
Решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией |
Запрограммированные решения представляют собой уже заложенную последовательность шагов и действий в часто повторяющихся ситуациях. Данные решения являются хорошо структурированными и формализованными.
Незапрограммированные решения применяются, когда факторы неизвестны, а информация ложная не достоверная. В данном решении нельзя прибегнуть к стандартным математическим моделям и нужно искать альтернативное решение. Запрограммированные и незапрограммированные решения применяются по уровню управления. На верхних уровнях управления используют незапрограммированные решения, тогда как на низших уровнях используют стандартные модели и процедуры управления.
Интуитивные решения принимаются, как правило опытными управленцами имеющими четкое понимание и большой опыт в конкретной ситуации.
Логические решения - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их принятия может быть не очевидна. При принятии таких решений руководитель использует опыт разрешения аналогичных ситуаций в прошлом, знание о текущей ситуации и ее отличиях от встречавшихся ранее и выбирает альтернативу, которая уже приносила успех, или видоизменяет ее в соответствии с имеющимися различиями в ситуациях.