Файл: Учет поступления основных средств (СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Классификация основных средств
1.2. УЧЕТ НАЛИЧИЯ И ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.3. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.4. УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УЧЕТЕ
Глава 2. АНАЛИЗ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПОЛИМЕР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Полимер»
2.2. Учет основных средств на предприятии
2.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
где А – амортизация за отчетный период; n – объем продукции, выпущенной за отчетный период с использованием данного объекта основных средств; N – предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования.
В отличие от способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования последний метод не предполагает определения годовой суммы амортизации. Сумма начисленной амортизации рассчитывается за каждый месяц отдельно, в соответствии с фактическим объемом произведенной продукции. Этот способ привлекателен для бухгалтерского учета, так как при реальном простое оборудования он позволяет законным путем не начислять амортизацию [17, c. 206].
В ПБУ 14/2007, регулирующем учет нематериальных активов, не предусмотрено возможностей начислять амортизацию пропорционально объему оказанных услуг. Соответственно, предприятия, которые используют нематериальные активы для оказания услуг, не могут списывать их стоимость пропорционально объему оказанных услуг, и должны использовать или линейный способ, или способ уменьшаемого остатка. Приостановление начисления амортизационных отчислений в течение срока полезного использования нематериальных активов возможно только при консервации организации.
В свою очередь, Налоговый кодекс РФ определяет два основных метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Оба эти метода в соответствии с нормами налогового законодательства могут быть использованы для расчета амортизационных начислений, как по основным средствам, так и по нематериальным активам. Однажды избранный метод по определенному объекту основных средств не может изменяться в процессе использования имущества (за исключением ряда случаев, которые предусмотрены законодательством) [5].
При использовании линейного метода сумма начисленной амортизации за один месяц определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, которая определена для данного объекта. Норма амортизации для каждого объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:
НА = (1/n) × 100%, (8)
где НА – норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества; n – срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах.
При использовании нелинейного метода сумма начисленной амортизации рассчитывается как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Остаточная стоимость рассчитывается как разность между первоначальной стоимостью и суммой, которая начислена за время его эксплуатации амортизации. Норма амортизации определяется по формуле:
НА = (2/n) × 100%, (9)
где НА – норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества.
Нелинейный метод начисления амортизации похож на способ уменьшаемого остатка, применяемого для расчета амортизации в целях бухгалтерского учета [10, c. 381].
Для расчета амортизации основные средства объединяют в амортизационные группы на основании постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 10.12.2014)) - таблица 1.6.
Таблица 1.6
Перечень амортизационных групп
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизация не начисляется на следующие группы основных средств:
– объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры);
– объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (ленного хозяйства, дорожного хозяйства);
– продуктивный скот, буйволов, волов и оленей;
– многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
– основные средства, принадлежащие некоммерческим организациям.
Для организации учета таких объектов в конце каждого года производится начисление износа в соответствии с установленными амортизационными отчислениями. Учет износа производится на отдельном забалансовом счете.
На основании Приказа Минфина России от 24.12.2014 №186н, в соответствии с которым внесены изменения в ПБУ 6/01 с 01.01.2011 г. активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, имущество стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, могут быть отражены в учете и финансовой отчетности в составе материально-производственных запасов.
Начисление амортизации должно быть приостановлено:
– если объект основных средств в соответствии с решением руководителя законсервирован на срок более трёх месяцев;
– если объект восстанавливается в течение срока более 12 месяцев.
В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» установлены определенные принципы начисления амортизации:
– амортизационные отчисления начисляются с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учёту, и производятся до момента полного погашения стоимости данного объекта или его списания с учёта;
– амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца, который следует за месяцем продажи объекта основных средств или списания его с бухгалтерского учёта;
– амортизационные отчисления по любому объекту основных средств начисляются ежемесячно независимо от того, как способ начислений принят за основу, в размере 1/12 годовой суммы;
– амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются вне зависимости от результатов деятельности предприятия и отражаются в бухгалтерском учету того периода, к которому они относятся;
– общая сумма начисленной амортизации по каждому из объектов основных средств формируется путем накопления на отдельном счете и отражается по дебету счетов учёта затрат (20, 26, 44 и т.п.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» [9].
1.4. УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Выбытие основных средств имеет место в следующих случаях:
– ввиду их непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате физического износа;
– в результате морального износа;
– в результате того, что основные средств выступили в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия;
– в соответствии с передачей объекта основных средств на правах оперативного управления или хозяйственного ведения;
– в результате продажи;
– в порядке товарообменных операций;
– в случае безвозмездной передачи или дарения;
– в результате сдачи в аренду;
– под действием форс-мажорных обстоятельств (пожара, наводнения, хищения и пр.);
– в результате передачи в совместную деятельность (в соответствии с договором простого товарищества);
– при заключении договора мены и пр. [10, c. 204].
Для определения непригодности объекта основных средств для дальнейшего использования и оформления соответствующих документов на основании приказа администрации может комиссия, действующая на постоянной основе. В ее состав входят главный бухгалтер и лица, несущие ответственность за сохранность основных средств. Для организации работы комиссии могут быть приглашены представители соответствующих инспекций.
Представители созданной комиссии:
– осматривают объект основных средств, подлежащий списанию, применяя соответствующую техническую документацию и используя данные бухгалтерского учета для установления пригодности или непригодности основного средства для дальнейшего использования;
– устанавливают причину списания основных средств (физический и моральный износ, нарушение необходимых условий эксплуатации, стихийное бедствие, авария, длительное использование для нужд производства, оказания услуг или управленческих нужд);
– выявляют лиц, в результате виновных действий которых произошло преждевременное выбытие объекта основных средств из эксплуатации, в соответствии с чем вносится предложение о привлечении данных лиц к ответственности на основании законодательства;
– определят возможности дальнейшего использования отдельных элементов, узлов списываемого основного средства;
– осуществляют контроль за изъятием из списываемого объекта содержащихся в нем цветных и драгоценных металлов, определяют их количество, вес, стоимость;
– составляют акт на списание объекта основных средств по форме № ОС-4 или ОС-4а, прикладывая к последнему необходимые сведения о причинах аварии, если она имела место быть [12, c. 273].
Несмотря на возможность аварийного выхода из строя объектов основных средств, основной причиной списания выступает выбытие основных средств в результате физического или морального износа.
Сама сущность износа связана не только с тем, что в процессе производства объекты основных средств изнашиваются, утрачиваются их первоначальные качества и технические свойства, а также на основании того, что в результате научно-технического прогресса выпускают объекты основных средств, обладающие более высоким уровнем производительности и лучшими техническими характеристиками. В результате рано или поздно возникает необходимость замены основных средств.
Основные факторы, оказывающие влияние на физический и моральный износ объектов основных средств, обозначены на рисунке 1.8.
Физический износ
Степень износа ОС
Моральный износ
время работы
конструктивные особенности
качество материала
интенсивность и характер работы
окружающая среда
качество содержания и ремонта
удешевление новых ОС той же производственной конструкции
внедрение более совершенных средств с большей производительностью
Основные факторы влияющие на физический износ
Основные факторы влияющие на моральный износ
Рис.1.7. Факторы, влияющие на степень износа основных средств
В синтетическом учете все операции, касающиеся выбытия основных средств, отражают на активно–пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете собирается информация о продаже и прочем выбытии основных средств (списание, ликвидация, безвозмездная передача и др.). По дебету этого счета указывается остаточная стоимость списываемого объекта основных средств и величина расходов, понесенных организацией в процессе его выбытия. По кредиту названного счета отражается сумма выручки от реализации имущества в связи со списанием объекта основных средств по стоимости возможного использования (рыночной стоимости).
В качестве первичных документов, подтверждающих продажу основных средств, выступают:
- акт приема-передачи объекта основных средств (по форме № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-16) с приложением договора купли-продажи;
- счет-фактура на реализованный объект основных средств;
- документы (счета и счета-фактуры), которые подтверждают расходы, понесенные при реализации основных средств;
- платежно-расчетные документы, подтверждающие оплату названных выше расходов.
На основании собранных документов, подтверждающих продажу основных средств, бухгалтерия предприятия вносит соответствующие записи в инвентарные карточки (книги) учета объектов основных средств.
В случае продажи объекта основных средств стоимость продажи определяется исходя из соглашения субъектов сделки (покупателя и продавца). Как правило, основой расчетов выступает рыночная цена с учетом физического состояния объекта основных средств.
Выручку от продажи объекта основных средств отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы») [13, c. 312].
По завершении процедуры выбытия объекта основных средств остаточную стоимость, определенную на субсчете «Выбытие основных средств» списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»). Здесь же определяется финансовый результат от продажи объекта основных средств, который по окончании месяца учета списывают со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Для подтверждения безвозмездной передачи объект основных средств используются:
- акты приема-передачи объекта основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1 а или №ОС-16) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающего предприятия о принятии к бухгалтерскому учету данного объекта;
- счет-фактура на объект основных средств, который был безвозмездно передан;
- документы (счета и счета-фактуры), которые подтверждают расходы, понесенные в связи с безвозмездной передачей объекта основных средств;
- платежно-расчетные документы, подтверждающие оплату указанных выше расходов.
Таким образом, проводки, регистрирующие выбытие основных средств и порядок учета данных операций отличаются в зависимости от способа выбытия основного средства, который может быть связан с продажей, меной, невозможностью дальнейшей эксплуатации вследствие износа или действия иных разрушающих факторов.