Файл: Дипломная работа по теме Стратегия совершенствование ассортиментной политики на примере магазина Магнит зао "Тандер" пм 04. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1799

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целью данной дипломной работы является усовершенствование ассортиментной политики, структуры товарного ассортимента и разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли в магазине розничной торговли ЗАО «Тандер»,.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;

  • выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;

  • изучить состояние ассортимента магазина «Магнит» ЗАО «Тандер»;

  • обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Магнит» ЗАО «Тандер».

  • рассмотреть понятие и сущность ассортимента товаров;

  • исследовать ассортиментную политику, как процесс формирования ассортимента товаров;

  • изучить методику анализа товарного ассортимента;

  • провести анализ ассортиментной структуры и выявить слабые места в торговом ассортименте магазина «Магнит» ЗАО «Тандер»;

  • на основании проведённых исследований предложить ряд практических рекомендаций по улучшению выявленных недостатков в структуре ассортимента;

В работе использована учебная литература, учебно-методические пособия по исследуемой теме, монографии, научные труды, материалы периодической печати, а также специальные методы анализа ассортимента.

Практическое применение результатов исследования, проведенного в данной работе, позволит увеличить прибыльность магазина розничной торговли и повысить рентабельность коммерческой деятельности за счет внедрения маркетингового комплекса мероприятий.


РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




1.1. Понятие, сущность ассортимента товаров



Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Термин ассортимент произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. [14, с.127]. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров. Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием. Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент. Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.

Формирование ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого предприятием торговли. Процесс формирования ассортимента должен предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В

связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте и глубине охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей. Классификация ассортимента товаров представлена на рисунке 1.1 [23, с.220, рис. 9.10.2].



Рисунок 1.1 - Классификация ассортимента

Формирование ассортимента – проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли фирма играть роль лидера в предложении принципиально новых видов продуктов, или вынуждена следовать за другими «игроками» на рынке.

Формирование ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

1.2. Показатели ассортимента товаров



Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.


  1. Структура ассортимента – это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

  1. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн (1.1)

где Гф – количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн – общее количество групп товаров, ед.

  1. Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн (1.2)

где Вф – фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

  1. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн (1.3)

где Рф – фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

  1. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = 1 – (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn
/ Рн × n) (1.4)

где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn – фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн – количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n – количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов – 0,80; для специализированных магазинов – 0,75.

  1. Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко = Ро / Рф (1.5)

где Ро – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф – среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.