Файл: Предыстория Руси кто такие индоевропейцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.

Язычество восточных славян

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом

Первые христиане на Руси

Крещение Руси

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Борьба князей за Киев после смерти Владимира

Правда Ярославичей

Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.

Город-государство в Смоленской земле

Город-государство в Галицко-Волынской земле

Начало русского летоисчисления

Центры летописания на Руси

Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Войны Руси с татарами в XIV в.

Куликовская битва

Войны Руси с татарами в XV в.

Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре

Расширение территории Московского княжества в XIV вв.

Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в

Присоединение русских земель к Москве в XV в

Завершение образования единого Русского государства

Судебник 1497 г.

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)


Устав Владимира – включает 4 раздела.

I – правило о десятине церкви. 1/10 часть отдается церкви от: доходов князя (торговых, земель, вотчин, скота, рыбы). Древнерусская церковь была слаба, следовательно, она содержалась за счет князя. Князь был заинтересован в церкви, большинство верующих – язычники, которые ещё не совсем хорошо понимают новую веру.

II – церковный суд. Должен присутствовать представитель князя. Церковному суду подлежат дела семейные, о преступлениях против веры и церкви, об оскорблении словом и действием, о прелюбодеянии и противоестественном разврате. В основе – византийские правила.

III – церковные люди, находящиеся в ведомстве РПЦ: духовенство с семьями, паломники, рабы, отпущенные на волю на помин души, престарелые, вдовы, сироты, калеки, больницы, врачи.

IV – учреждение церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома.

Русская правда – комплекс письменных древнерусских светских законодательных памятников. Выделяют три различные редакции Правды Русской: Краткая, Пространная, Сокращенная. (все названия редакций носят условный, историографический характер)

В свою очередь Краткая Правда делится так:

-Древнейшая правда (ст. 1 -17(18))

-Правда Ярославичей (ст. 19-41) (эта часть принята на съезде князей в 1068 году, после драматических событий в Киеве)

-Покон вирный (статья 42, определяющая размер корма, который взимал с населения для своего пропитания во время исполнения своих служебных обязанностей сборщик уголовных штрафов – вирник)

-Урок мостникам (статья 43, определяет размер выплат за ремонт мостов и деревянных настильных мостовых)

Из статей Краткой Правды в первую очередь стоит обратить внимание на эти:

Первая статья – статья об убийстве Если убивают свободного человека сохраняется кровная мест, т.е. воздаяние равных за равных, причём мстят лишь члены родовой патриархальной семьи. Отомстить может сын за отца, отец за сына, брат за брата, племённик со стороны отца. Если мстители отказываются убивать виновного, тогда они обращаются в княжеский суд и князь решает судьбу убийцы.


В «Русской Правде» нет смертной казни (т.к. не сложился карательный аппарат). Но есть вира (40 грн. – куда идет вира – неясно, вопрос дискуссионный: родственникам, князю, половина родственникам, половина князю).

Вторая статья - статья о нанесении телесных повреждений Если человека избивают или калечат, то преступник платит 40 гривен. Далее с 3 по 18 статью рассматриваются различные телесные повреждения и драки, наказания за них. А также статьи о воровстве. Если у кого-то что-то пропадёт и будет подозреваемый, надо доказать, что именно данный человек совершил преступление. Потом подозреваемого вызывают на свод, допрашивают и тот приносит клятву именем Бога.

Восемнадцатая статья – о порче имущества.

С 19 статьи по 41 статью – это «Правда Ярославичей» Этот документ о вотчинной собственности князя. Жизнь общинника стоит 80 гривен, сельского старосты – 12 гривен (отвечает за пашню), старшего конюха – 80 гривен, рабов, холопов, рядовичей, смердов – 5 гривен. Т.е. у князя коневодство на первом месте, а земледелие на втором. Боевой конь стоит 3 гривны, княжеская птица или охотничья собака стоит 3 гривны. Рассматриваются такие отрасли хозяйства как рыболовство, бортничество, охота. Пахари, которые перепашут межу должны заплатить штраф.

Статья 42 «Покои вирник» От князя приходит вирник со своими людьми, собирает пошлины на княжеский суд, местное население платит деньги и содержит вирника. Развернулась дискуссия по поводу личности и функций вирника. Балтин и Стратонов считают, что вирник судит, как и князь, но тогда княжеский суд теряет свой сакральный смысл (например, Андрей Боголюбский передаёт свои судные функции своим доверенным людям).

Ярослав Мудрый ограничил кровную месть, ввел виру, головничество (компенсация родственникам убитого), была введена вира за оскорбление чести, достоинства, вреда здоровью. Размеры виры зависели от состава преступления.



Следующий документ – Пространная правда (открыли Кристинин и Балтин в 1982 году). Самые давние списки – синодально-троицкая группа (пушкинская и карамзинская). Источники: «Краткая Правда» (дополнена и переработана).

Состав редакций Пространной Правды:

-Суд Ярослава Владимировича (ст.1-52)

-Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53-121)

Изменена Статья первая добавлена статья об убийстве княжеского человека (месть или штраф 80 гривен).

Расширена «Правда Ярославичей» теперь жизнь обычного конюха, ремесленника, повара стоит 40 гривен.

«Записи обычного права» - статьи с 4 до 8, 19 - о дикой вире Если на территории общины найден труп знакомого общинникам человека, то они должны помочь княжеским властям в поисках убийцы. Если общинники не помогают властям или не хотят выдавать преступника, то они платят дикую виру (40 гривен за обычного человека, 80 гривен за княжеского человека). Половину штрафа платит преступник родственникам убиенного, а половину штрафа платят общинники князю. Если человек стал разбойником, то община не заступится за него, а выгонят его и семью из общины, а имущество разделят между собой.

Статьи 21 и 22 отражают Божий суд если нет улик, то начинается испытание железом подозреваемого. Иногда испытывают водой или дают клятву именем Бога.

-Статьи 40-45 – о кражах,

-Статьи 46 и 47 – о долгах,

-Статья 49 – о поклаже,

-Статьи 53-66, за исключение 65 статьи – устав о резах и закупах Владимира Мономаха.

-Статьи 67-88 – княжеское хозяйство,

-Статьи 88-109 – уставное право,

-Статьи 109-121 – о холопах и иных рабах.

Устав о закупах: раньше закуп отрабатывал купу у господина, а если бежит, то превращается в холопа. Теперь закуп может жаловаться на своего господина в суде, может отрабатывать купу у другого господина. Если закуп работает своими орудиями труда, то при утере или поломке ничего не платит, а если хозяйскими орудиями труда, то платит штраф. Закуп может свидетельствовать в суде, только если это небольшие дела. Имущество свободного дворовладельца наследуют сыновья, а если их нет – дочери. Имущество смерда отбирается в пользу князя, если у него нет сыновей. В древнерусском обществе жена не имеет права наследования. Вдова могла жить у любого из своих детей.


Статья 77 – «Гонение следа» (поиски вора по горячим следам) Если вдруг случиться воровство, то общинник должен выйти на улицу и кричать, что у него что-то украли. Приходят соседи и те, кто не вызывают у него подозрения идут с ним искать вора. Они заходят в каждый дом, жители которого должны доказать, что они не укрывают вора и присоединиться к его поискам. Когда вор будет пойман, его надо привести на княжеский суд и там будет решена его судьба.
  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.


По наблюдению отечественных исследователей князь XI—XII вв. был необходимым элементом социально-политической организации общества. Волость без князя существовать не могла, и летописцы с горечью фиксировали периоды бескняжья.

Города-государства нуждались в князьях прежде всего как в военных руководителях, своего рода профессионалах высшей пробы в делах войны.

- Руководство военными действиями — важнейшая функция древнерусского князя.

Успешность этих действий обеспечивала князю популярность среди древнерусского «людья». Военные обязанности были достаточно разнообразны, а с ними переплетались и заботы по «дипломатической» части.

- Внутренний «наряд», охрана мира и порядка — вторая существенная задача княжеской власти.

На переднем плане здесь стоит княжеский суд. Причём, несмотря на появление судебных агентов, главную роль играл личный княжеский суд.

На это время приходится и интенсивная законодательная деятельность князей.

После принятия христианства князья не стали непосредственно отправлять религиозные функции, но на них лежала обязанность по распространению христианства в обществе.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов.

На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов.

Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людьё» решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече, и вне его древнерусских людей, т.е. демократическая масса городского и сельского населения, составляла действенную политическую силу.

Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола». Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств.