Файл: Предыстория Руси кто такие индоевропейцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.

Язычество восточных славян

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом

Первые христиане на Руси

Крещение Руси

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Борьба князей за Киев после смерти Владимира

Правда Ярославичей

Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.

Город-государство в Смоленской земле

Город-государство в Галицко-Волынской земле

Начало русского летоисчисления

Центры летописания на Руси

Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Войны Руси с татарами в XIV в.

Куликовская битва

Войны Руси с татарами в XV в.

Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре

Расширение территории Московского княжества в XIV вв.

Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в

Присоединение русских земель к Москве в XV в

Завершение образования единого Русского государства

Судебник 1497 г.

общины.

Ввоз/импорт цветные металлы, вино, растительное масло, украшения, оружие, ткани.

Вывоз/экспорт пушнина, кожа, мед, воск, рабы. Через путь «Из Варяг в Греки»: «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Чёрное море — Царьград (Константинополь).

Общественный строй восточных славян:

Переход от родовой общины к соседской. Родовая община гой (члены – гои, только кровные родственники, все принадлежит роду). Соседская община вервь (члены – родственники или соседи). Произошел раздел собственности: к семье отошли дом, орудия труда, скот, урожай, утварь; в собственности общины остались земля, выпасы, лес, реки).

Древнейшей формой семьи была «парная семья». Наиболее типичной большая семья (т. к. было полное единообразие всего инвентаря в жилищах). Каждая семья самостоятельно вела хозяйство, обрабатывая земельный надел, примыкавший к ее поселению. Формы семей: как нуклеарные, так и расширенные (свойственные для земледельцев, т.к. было необходимо обрабатывать большие куски земли).

Общины объединялись в племенные союзы (их было 15, упоминаются у Нестора). Каждый союз имел свой центр. Таким образом, князь – руководитель племенного союза, бояре – старшие дружинники, отроки детские – младшие дружинники, нарочитые мужи – племенная знать, люди – свободные люди, челядь – рабы. Власть делилась между тремя структурами: князь, «старцы градские» – совет старейшин, вече. Два вида войска: дружина – войско князя, ополчение – «тысяча» («полк»).

Общество делилось на 2 типа:

1) Знать
– вожди, князья (в отличие от вождя, князь был постоянным, а не временным руководителем), старейшины.

  • Городничий – глава города, выполнял функции всех ветвей власти, собирал дань. Штрафы, накладывающиеся судом на населения, шли в городскую казну, в том числе и на содержание посадника и дружины. Налоги, полюдье и торговые пошлины шли не в городскую, а в княжескую казну.

  • Князь – вершил суд во время объезда своих владений; большинство обязанностей князя в градах были делегированы посаднику.

2) Рядовая масса

  • Дружинники – помощники князя. Занимали особое место в общественной иерархии: они не были отделены от общества, однако имели власть над ним, например, устанавливать монополии на ловлю определенных видов рыб.

  • Рабы – чужеземцы (челядь). Подлежали купле/продаже. У рядовой массы могли входить в семью, у знати служили при доме. Рабствоне имело производственной пользы.

  • Духовенство приезжие греки. Состояло на кормлении у князя (у церкви практически не было своих земель была крайне зависима от государства).
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Язычество восточных славян


Древнейшие формы язычества:

Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Фетишизм — поклонение неодушевлённым материальным предметам (камням, лесам, деревьям, рощам и т.д.)

Тотемизм вера в происхождения человеческого рода от конкретного тотема.
Характерные черты язычества восточных славян:

  • Культ предков, почитание которых являлось обязательным: домовой – умерший глава рода, леший – умерший предок, ответственный за лесные угодья; кикимора – болота, водяной вода, полевик земельные угодья, русалка – подземный мир. Часть родственников, погибших насильственной смертью или не похороненных должным образом, стали злыми духами: мавки, упыри, вурдалаки.

  • Обычаи: брачный обычай (не ходит зять за невестой, но приводят невесту в дом жениха вечером, а её родственники приносили приданое), зверской обычай (убивать друг друга, есть всё нечистое) и др.

  • Погребальный обычай: когда кто-то умирал, делали большой погребальный костёр, справляли тризну – обед, труп сжигали, а прах и кости собирали в специальный сосуд и ставили на дорогах. Капище – место для проведения религиозных церемоний.

  • Языческие праздники: коляда, масленица, купала.


У славян не существовало понятие «главный бог», в разные периоды эту функцию исполняли разные божества. Большая часть божеств – антроморфны (человекоподобные), а несколько пришедших извне – зооморфны: Семаргл – пёс, Хорс – белый конь.


Пантеон богов:

Перун – бог грозы

Дажьбог – бог солнца

Велес – бог скота

Макошь -- богиня плодородия

Стрибог – бог ветра

Сварог – покровитель кузнецов

Языческих храмов у славян не существовало, их заменяли капища украшенными идолами. Существовал слой жречества, обладавший тайными знаниями и возможностью коммуникации с богами. Функций жрецов часто выполняли сами правители, приносившие богам жертвы, которые должны были обеспечить стране мир и урожай.

Среди служителей культа – 4 сословия:

1) Волхв – знаток церемоний, функция судьи, по рангу выше князя

2) Вещун – знаток предсказаний

3) Ведун – знаток религиозных текстов

4) Кудесник – знаток магии.
  1. Новгород)'>Два центра объединения восточнославянских племён (Киев и Новгород)


Начало возникновения государства у руссов относят к VI веку. Возникновение постоянных племенных союзов диктовалась необходимость защиты от врагов. На юге главным врагом были кочевники (хазары, печенеги), на севере – викинги (норманны).

862 г. – призвание варягов, три брата: Рюрик – Ладога, затем Новгород, Трувор – Изборск, и Синеус – Белоозеро. Двое дружинников Рюрика – Аскольд и Дир ушли на юг и обосновались в Киеве. Такимобразом образовались два центра государственности.

Образование государства у восточных славян — закономерный итог разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Благодаря развитию хозяйства внутри общин сформировалась их зажиточная часть — родоплеменная знать (князья). Для поддержания своего господства и подчинения рядовых общинников князья начали создавать государственные структуры управления: дружину (армию) для защиты территории и чиновников для сбора дани (налогов). Начальную форму древнерусской государственности представляли собой восточнославянские союзы племен.

882 г. – образование Древнерусского государства; поход князя Олега (879-912) на Киев, убийство Аскольда и Дира.


Олег впервые объединил северные и южные славянские земли в составе единого государства. Обосновавшись в Киеве, князь подчинил племена древлян, северян и радимичей. Столица была перенесена из Новгорода в Киев.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28