Файл: Первобытное общество общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Древний Египет.

Единое египетское государство

Быт жителей Древнего Египта

Пирамиды: загадочные шедевры архитектуры

Верования древних египтян

Культура Древнего Египта

Аккадское царство

Старовавилонское царство

Ассирия

Нововавилонское царство

Древний Китай: особенности конфуцианской модели развития.

Образование единого Китайского царства

Религия и философия Древнего Китая

Достижения Древнего Китая

Ремесла и культура

Искусство и архитектура

Афины и Спарта: сравнительный анализ.

Система ценностей древних греков.

Римская республика: социальная структура общества и система правления.

Кризис Римской империи и ее падение.

Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.

Становление и развитие европейского феодализма, его характерные черты.

История термина

Черты феодализма 

История формирования феодализма

Особенности социально-экономического и политического развития Византийской империи.

Экономические и религиозные

Особенности средневековой ментальности.

Арабские завоевания в VII – VIII вв. и их последствия.

Основные последствия арабских завоеваний

Китай в Средние века.

Становление и развитие государства в Японии в средние века.

Монголия в XII – XIV вв. Завоевания Чингисхана и его преемников.

Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в конце XV – XVI вв.

Технологическое и экономическое развитие западноевропейского общества

Переход от цеховой системы к мануфактуре

Ранняя мануфактура существовала в двух видах

Итоги урока

Возрождение в XV–XVI веках

Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции

Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение.

Мировоззрение и культура эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм в Европе в XVIII в.

Период первой республики

Первая империя во Франции (9 ноября 1799 г. - 1814 г.)

Наполеоновские войны - краткая история

Образование США.

На заре истории США

Декларация независимости 1776 г.

Что мы узнали?

Колониальный раздел мира в XVI – XVIII вв. и его характерные черты.

Особенности колониализма

Империя Цин в Китае в XVII – начале ХIХ вв.

Промышленный переворот в Западной Европе и США и его последствия.

Революционное движение в Европе в 30-40-х гг. XIX в.

Революция в Германии

Австрийская революция

Революция в Венгрии

Революция в Италии

Предпосылки к войне

Гражданская война в США 1861-1865 годов

Объединение Германии

Переход западных стран от промышленного к монополистическому капитализму в конце XIX – начале ХХ вв.

Индия в XIX – первой половине ХХ вв. Борьба за независимость.

Индия - экономическая колония Великобритании

Ост-Индийская компания в Индии

Социально-политическая жизнь Индии

Начало порабощения Китая в XIX – начале ХХ вв.

Особенности развития капитализма в странах Востока.

Революция Мэйдзи в Японии. Особенности японской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.

Европа в 1920-е гг.

Возникновение и развитие фашизма в Европе.

«Новый курс» Ф. Рузвельта.

Политические и социальные преобразования в Европе в послевоенные годы.

Неоконсервативный поворот конца 1970 – начала 1980-х гг.

Латинская Америка во второй половине ХХ в.

, сохранившиеся до наших дней, – законы Хаммурапи (рис. 5).

В 1595 году до н.э. Вавилон был захвачен племенами хеттов. Начинается долгий и тяжелый период упадка Древней Месопотамии. Об этом периоде известно немногое, в основном только благодаря археологическим находкам и переписке с древнеегипетскими фараонами, которая дошла до наших дней.

Ассирия


Большую роль в процессе объединения Месопотамии сыграла Ассирия. Во второй половине VIII века до н.э. ассирийцам удалось создать централизованное государство – первое государство имперского типа в истории человечества. Создание имперского государства историки связывают с переходом от ранней древности к поздней. Технический прогресс делает возможным то, что было невозможно раннее. Например, благодаря новшествам в технике было позволено кормить большую армию и чиновничий аппарат. Стали возможны крупномасштабные завоевания. Если говорить об экономике, то именно в это время появляется товарное производство.

Сравним раннюю и позднюю древность

Что касается экономических отношений, то для ранней древности характерна большая роль общины и коллективное использование земель. В эпоху поздней древности преимущественно происходит распад общинной земельной собственности, распространение частной собственности на землю (с согласия государства), падение роли общины и рост индивидуализма.

Что касается формы государства, то для ранней древности было характерно номовое государство(город-государство) и территориальное царство. В эпоху поздней древности утверждается империя – крупное относительно централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику.

Существовали определенные религиозные различия между государствами ранней и поздней древности. Ранняя древность – это период политеизма (многобожия), децентрализованных родоплеменных религий. А поздняя древность – это период монотеизма (единобожие), этический характер религии, а также появление мировых религий.

Что касается характера рабовладения, то для ранней древности характерно было патриархальное рабство (раб – человек), нередко временный характер рабства. А в эпоху поздней древности господствует классическое рабовладение (раб – вещь).


Возвышение Ассирии было связано с тем, что технический прогресс вызвал к жизни возможность существования крупномасштабных армий. Благодаря реформе Тиглатпаласара III Ассирийского была создана мощнейшая ассирийская армия, имевшая хорошее вооружение. Два раза ассирийцы ходили с походами на Египет в 674 и 671 гг. до н.э. В период расцвета ассирийское государство занимало большую часть современного Ближнего Востока.

Благодаря проведенным военным реформам ассирийская армия насчитывала до 120 тысяч человек. В это время создается рекрутская армия (обязательный государственный набор на военную службу).

Своего культурного расцвета Ассирия достигает во время правления царя Ашшурбанапала (рис. 6) (669–627 гг. до н.э.). При нем была построена новая ассирийская столица – город Ниневия, который сохранился в разрушенном виде. В этом городе во дворце Ашшурбанапала был обнаружен его архив: около 30 тыс. глиняных табличек, на которые нанесены тексты по самым разным областям знаний, которые существовали в то время.

Клинопись – наиболее характерный вариант письма для Древней Месопотамии (рис. 7). Жители Древней Месопотамии писали не на папирусе, как древние египтяне, а на глиняных дощечках, которые обрабатывались при помощи палочки – своеобразного стиля, которым выдавливались необходимые линии. Палочка оставляла после себя клинописные следы, и это стало характерной чертой Месопотамской культуры.

В последние годы правления Ашшурбанипала начинается постепенный закат Ассирийского государства. После того как создается союз многочисленных городов, находившихся в подчинении у Ассирии, ассирийская армия начинает терпеть поражения. В 612 году была взята Ниневия, а окончательный разгром Ассирии относится к 609 году до н.э. – битва при Харране.

Нововавилонское царство


После того, как Ассирия как государство закончила существовать, вновь начинается возвышение Вавилона. Во время правления царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.) Вавилон становится настоящей столицей мира. Это был самый крупный город в то время, крупнейший город древности. В нем проживало не менее 200 тыс. человек. Город был окружен 8-метровой стеной, в которой находились многочисленные ворота и на которой возвышались башни. Стена была двойной для того, чтобы враг никак не мог пробраться через нее. Во время правления Навуходоносора II в центре Вавилона строится новый храм – храм Эсагила (рис. 8). Рядом с этим храмом возводился новый жертвенник – зиккурат, получивший название Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли).Этот храм имел высоту 91 метр. Считается, что именно его имели в виду авторы Библии, когда говорили о вавилонской башне. Однако это было не так.

При Навуходоносоре II Вавилон был значительно перестроен. Были возведены кварталы к западу от центра города. Считают, что в то время в городе находилось несколько десятков национальностей, языки часто смешивались.

Центральное место в Вавилоне занимал рынок, как и в любом другом восточном городе. Центральная улица насчитывала в ширину 35 метров. Это была улица ворот храма богини Иштар. Ворота сохранились до наших дней, но в восстановленном виде.

Именно в это время возникает одно из чудес света – Висячие сады Семирамиды

Государство, созданное Навуходоносором II, оказалось не слишком прочным. В 539 году до н.э. оно было завоевано персами. Персы, кочевое племя, обитавшее на юге современного Ирана, быстро перешли к политике завоевания. Они покорили соседнюю империю Мидию, а в середине VI века до н.э. пришли на территорию Вавилонии. К концу VI века до н.э. Персидская империя заняла огромные территории: Передний и Ближний Восток, полуостров Малая Азия, а также Древний Египет, который в 525 году до н.э. покорился персам.

В Персии также была проведена серия реформ, связанных с именем царя Дария I (522–486 до н.э.). Он разделил все государство на отдельные области, которые получили название сатрапии. Такая форма территориального устройства позволяла перекладывать все функции и полномочия царя на наместников – представителей в регионах. В этом заключалась большая опасность, которая позже привела к распаду Персидской державы. Сатрапы (наместники), находившиеся далеко от столицы, пытались захватить в свои руки всю власть на местах. Нередко возникали восстания, где сатрапы выступали с требованиями получить дополнительные права и полномочия.
Чтобы справиться с таким беспределом, была построена царская дорога, которая проходила через большую часть страны и позволяла в случае опасности быстро перебросить войска в нужное место. Также впервые вводилась монетная система на столь большой территории. Монета получила название дарик (рис. 10) по имени царя Дария.

Историки вывели закономерность: чем меньше государство, тем дольше оно существует. Огромные империи существовали непродолжительное время. Персидская держава также оказалась не достаточно прочным образованием. В V в. до н.э. после греко-персидских войн Персия вступила в эпоху кризиса. В 330-е годы на эти территории пришел Александр Македонский, который положил конец существованию Персидского государства. На этом месте возникла империя Александра Македонского.
  1. Древняя Индия: особенности варно-кастового строя.


Древнейшая история Индии таит в себе много неразгаданного. Однако в старейших литературных источниках, сложившихся во II тыс. до н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о наличии различных категорий рабов. В «Законах Ману», отражающих общественно-государственный строй Индии VI в. до н.э. находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословьям - Варны (их четыре), по профессиональной деятельности - касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные Варны - брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в Варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельность земледелием, ремеслом и торговлей. Доля шудр безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».


В процессе окончательного формирования рабовладения варновый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освещался религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог-творец всего сущего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Обозначившиеся со временем границы между Варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной Варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни - дхармах.

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

Индийская община имеет ряд особенностей:

-замкнутость

-не контактирует с общиной

-коллективная собственность на землю, рабов

-независима

-отдельные общины даже не знают о существовании общины

Рабство. Появление рабства явилось ярким показателем процесса развития имущественного и общественного неравенства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные (недаром вначале «дасью» и «даса» значили враг), но затем в рабскую зависимость стали попадать члены того же коллектива. Некоторые ученые ошибочно полагают, что под «даса» понимались племена, в этническом отношении отличные от ариев, т. е. до-явление рабства объясняется не социальными явлениями, а расовыми различиями, хотя среди рабов даса могли быть и члены автохтонных племен. В «Атхарваведе» имеются интересные данные об использовании труда рабынь для помола зерна. В ведийских источниках, даже в «Ригведе», упоминается о большом числе рабов (иногда говорится о сотнях и даже тысячах рабов у отдельных лиц), но, насколько эти цифры соответствуют действительности, сказать трудно. Логичнее предположить, что здесь мы имеем дело с явным преувеличением, хотя сам факт развития рабства и ведийскую эпоху не вызывает никакого сомнения. Законы Ману, дали сведения того, что являлось источниками рабства: это захват пленных, рожденные рабами, подаренные, купленные, в силу наказания и др. Имущество рабы имели, но им мог свободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились за долги и штрафы, между собой рабы или точнее будет даса, были неравны. В рабскую долю мог попасть человек из любой касты. Права у даса существовали, хотя их и называют рабами, некоторые авторы, даса имели право на собственность,