Файл: Первобытное общество общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Древний Египет.

Единое египетское государство

Быт жителей Древнего Египта

Пирамиды: загадочные шедевры архитектуры

Верования древних египтян

Культура Древнего Египта

Аккадское царство

Старовавилонское царство

Ассирия

Нововавилонское царство

Древний Китай: особенности конфуцианской модели развития.

Образование единого Китайского царства

Религия и философия Древнего Китая

Достижения Древнего Китая

Ремесла и культура

Искусство и архитектура

Афины и Спарта: сравнительный анализ.

Система ценностей древних греков.

Римская республика: социальная структура общества и система правления.

Кризис Римской империи и ее падение.

Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.

Становление и развитие европейского феодализма, его характерные черты.

История термина

Черты феодализма 

История формирования феодализма

Особенности социально-экономического и политического развития Византийской империи.

Экономические и религиозные

Особенности средневековой ментальности.

Арабские завоевания в VII – VIII вв. и их последствия.

Основные последствия арабских завоеваний

Китай в Средние века.

Становление и развитие государства в Японии в средние века.

Монголия в XII – XIV вв. Завоевания Чингисхана и его преемников.

Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в конце XV – XVI вв.

Технологическое и экономическое развитие западноевропейского общества

Переход от цеховой системы к мануфактуре

Ранняя мануфактура существовала в двух видах

Итоги урока

Возрождение в XV–XVI веках

Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции

Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение.

Мировоззрение и культура эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм в Европе в XVIII в.

Период первой республики

Первая империя во Франции (9 ноября 1799 г. - 1814 г.)

Наполеоновские войны - краткая история

Образование США.

На заре истории США

Декларация независимости 1776 г.

Что мы узнали?

Колониальный раздел мира в XVI – XVIII вв. и его характерные черты.

Особенности колониализма

Империя Цин в Китае в XVII – начале ХIХ вв.

Промышленный переворот в Западной Европе и США и его последствия.

Революционное движение в Европе в 30-40-х гг. XIX в.

Революция в Германии

Австрийская революция

Революция в Венгрии

Революция в Италии

Предпосылки к войне

Гражданская война в США 1861-1865 годов

Объединение Германии

Переход западных стран от промышленного к монополистическому капитализму в конце XIX – начале ХХ вв.

Индия в XIX – первой половине ХХ вв. Борьба за независимость.

Индия - экономическая колония Великобритании

Ост-Индийская компания в Индии

Социально-политическая жизнь Индии

Начало порабощения Китая в XIX – начале ХХ вв.

Особенности развития капитализма в странах Востока.

Революция Мэйдзи в Японии. Особенности японской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.

Европа в 1920-е гг.

Возникновение и развитие фашизма в Европе.

«Новый курс» Ф. Рузвельта.

Политические и социальные преобразования в Европе в послевоенные годы.

Неоконсервативный поворот конца 1970 – начала 1980-х гг.

Латинская Америка во второй половине ХХ в.

политические партии. Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. Классическое Средневековье – также время крестьянских восстаний, волнений и бунтов. Примером может служить восстание под руководством Уота Тайлера и Джона Болла в Англии в 1381г.

Экономика.


Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда.

Средневековые города.


Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход.

Торговля и купечество.


Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней политики. Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было очень динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный демографический обмен, способствуя формированию единой Европы. В начале классического Средневековья банковская деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев.

  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   48

Особенности средневековой ментальности.


Сознание средневекового европейца было религиозным и основывалось на догматах христианства в версии римско-католической церкви. Христианство — религия спасения, ее догматика и обрядность складывались в результате синтеза иудаизма и наследия язычества, для западной церкви особую роль в этом процессе играла латинская культура. Значительный вклад в формирование христианской традиции на раннем этапе внес Аврелий Августин (Блаженный). Он считал, что Бог создал человека праведным, но дал свободу выбора: добро или зло. «Первородный грех» открыл дорогу злу, но божье милосердие дало возможность спасения. Однако победа над злом и спасение возможны только при подчинении разума авторитету веры, единственной носительницей которого является церковь. Поэтому вся жизнь средневекового человека была подчинена церкви. Церковь в католицизме — некая «копилка добрых дел», которые нужно совершать через церковь, чтобы быть угодным Богу. Также Августин считал, что грех — это некий долг человека Богу, который он может выплатить заслугами («сверхдолжпые заслуги») и очиститься уже после смерти в чистилище. Эти идеи легли в основу практики продажи индульгенций.

Учение Августина Блаженного получило развитие в трудах отцов католической церкви. Наибольший вклад в этот процесс внес Фома Аквинский, который пришел к выводу, что веру и разум можно совместить, и реализовал эту идею, применив логику Аристотеля к объяснению постулатов Библии. Его учение получило название «томизм» и долгое время оставалось официальной доктриной католической церкви.

Средневековая картина мира удивительным образом сочетала в себе противоречивые элементы:

двумирностъ — представление о единстве и раздвоенности мира на Небо и Землю, «верх» и «низ», добро и зло, дух и плоть, священное и греховное, созданные и управляемые единым Богом;

иерархиям — соподчиненность всех частей мира, постоянно воспроизводимая в природе, обществе и семье;

символизм — настойчивый поиск в земных вещах символов (тайного смысла), аллегорий потустороннего, но истинно реального;

универсализм — стремление перенести божественный универсальный порядок на землю, где общее,
типичное должно преобладать над индивидуальным;

целостность — представление о единстве всех областей знания как пространства для постижения Бога и его промысла;

дидактизм мышления — поиск и создание нравственной оценки и назидательного смысла в природе, обществе, жизни;

вcеисторичиость миросозерцания — отсутствие реального представления о ходе исторического процесса.

Все это нашло отражение в средневековой культуре, в которой фантазия часто преобладала над наблюдением, общее — над частным, вечное — над временным. Характерной чертой европейской культуры этого периода было также сочетание элитарной культуры, созданной в церковной, рыцарской или патрицианско-городской среде, с практически бесписьменной народной культурой, очень тесно связанной с языческими верованиями. Переплетение христианской религиозности с пережитками языческого наследия присутствовало и в элитарной культуре, но в меньшей степени.

Образование в этот период строилось по античным образцам: в школах преподавали семь «свободных искусств», разделенных на тривиум (грамматика, диалектика — искусство вести спор, и риторика) и квадри- виум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). До XIV в. обучение велось на латыни. Первоначально школ было очень мало, главными центрами образования стали церкви и монастыри, а также королевские дворы. Рост городов привел к возникновению светских школ, многие ученики которых (ваганты или голиарды) становились бродячими певцами и поэтами. В XII в. на базе крупнейших кафедральных школ в Европе возникли университеты, обладавшие юридической, административной и финансовой автономией, дарованной специальными указами государей и пап. Внутренняя жизнь университетов строилась на принципе корпораций (студенты и преподаватели) и была жестко регламентирована. К XV в. в Европе существовало около 60 университетов.

Универсализм средневековой культуры привел к формированию схоластики — своеобразной религиозной философии, стремившейся выработать метод познания мира и Бога. Схоластика исходила из идеи о возможности совмещения веры и знания
, откровения и разума, разрабатывала логику (уточнялись понятия, создавались классификации, определялись правила мышления). Главным инструментом при этом был унаследованный от Античности силлогизм — умозаключение, при котором на основании нескольких различных суждений выводится новое[1]. Схоластика в Средние века пользовалась заслуженным уважением. Утверждая гармонию веры и разума, она дала толчок развитию европейской науки.

Учение Августина Блаженного о церкви как единственной носительнице добра привело к формированию отличного от православия типа католического монашества и священства, которое считало своей целью не отречение от мира, а его спасение. «Деятельное христианство» Европы сделало священника или монаха того времени проповедником, учителем, адвокатом и воином-крестоносцем в одном лице. Монашество активно вмешивалось в светские дела и политику, а церковь погружалась в светский образ жизни. В противовес этому в XIII в. Франциск Ассизский и Доминик призывают монашество отказаться от собственности, уйти в аскетизм и духовное совершенствование, в результате чего создаются ордена францисканцев и доминиканцев, нищенствующих и странствующих монахов- проповедников. Однако они недолго соблюдали идеалы апостольской святости и к XV в. вызывали у населения негативное отношение.

Элитарная (рыцарская) культура воспевала идеальный образ рыцаря, получившего воспитание в духе семи рыцарских добродетелей (обучение верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, соколиной охоте, игре в шахматы, стихосложению в честь Прекрасной дамы) и соблюдавшего «кодекс чести» (быть храбрым, верным, щедрым и справедливым, защищать церковь, вдов и сирот, бороться со злом, служить сюзерену, избегать греха, любить даму сердца и т.д.). Однако в реальности часто на первый план выходила обратная сторона рыцарства: гордыня, жажда мести, неуважение к чужой жизни, пренебрежение к простонародью, откровенная жажда наживы и др. Идеал рыцарства неразрывно связан также с понятием куртуазности (куртуазной любви), которая означала учтивое, восхищенное, преданное отношение к Прекрасной даме, преклонение перед ее красотой и добродетелью (позднее, в более широком смысле, — соблюдение этикета, благородных манер и т.д.). Начало элитарной культуре было положено устной поэзией трубадуров (первым из них считается Гийом Аквитанский), миннезингеров (Германия), воспевающих куртуазную любовь и рыцарские добродетели.