Файл: Россия на рубеже 1920 веков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия на рубеже 19-20 веков.

Россия в период столыпинских реформ.П.А Столыпин как гос деятель. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы Столыпина. ее влияние на экономическое и социальный развитии России.Экономический подъем .

Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.

Причины проведения реформ


К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа революционных организаций.

Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).

Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав.

Отразим в таблице реформы Столыпина.

Реформа

Суть

Дата

Аграрная

Решить крестьянский вопрос (проблему малоземелья крестьян)

1906-1911

Военная

Модернизация армии

1906-1907

Земская

Введение земств в западных губерниях

1911

Образования

Введено обязательное начальное образование

1908

Социальная

Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя

1908

Судебная

Учреждение военно-полевых судов

19.08.1906




Аграрная реформа


Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:

  • Повышение производительности труда крестьян

  • Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде

  • Вывод крестьян из общинной зависимости и конечное разрушение общины

Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству. Здесь важно запомнить такие термины, как отруб – земля на территории общины, хутор – земля за пределами общины.

Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привлечь крестьян Столыпин разработал ряд условий: они освобождались от налогов на 5 лет, мужчины освобождались от военной службы, получали пособие в 200 рублей, а земля давалась в собственность.

Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.

Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков (зажиточных крестьян) и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.

Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.

Военная реформа


Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.

Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки. Его знаменитая фраза: “Успокоение и реформы, или дайте России 20 лет спокойствие внутреннего и внешнего…”Рис. 3. Строительство железной дороги в Российской империи 20 век.

Иные реформы Столыпина


В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.

Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.

В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а также установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.

Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной
Причины аграрной реформы:

Реформа 1861 г не разрешила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными противоречиями оставались следующие:

  1. Сохранение крупного помещичьего землевладения, при малоземелье основной массы населения;

  2. Сохранение выкупных платежей за надельную землю (2,5 млрд. к началу XX в. выплатили крестьяне в пользу государства);

  3. Наличие 2-х видов крестьянского землевладения: общинного (на праве общей совместной собственности всех членов общины) и подворного (на праве единоличной частной собственности; приусадебная земля, как правило).


Идея реформы:

Сделать крестьянина реальным собственником своего земельного надела, чтобы он мог реально им распоряжаться. Одни разбогатеют и скупят земли разорившихся, введут прогрессивные технологии, начнут использовать сельскохозяйственную технику. Другие же, разорившись, смогут выгодно продать свой земельный участок и поедут в город (работать) либо на север (развивать земли). Государству же останется только не допускать перенаселение городов, направляя потоки переселенцев в незаселенные местности, пригодные для сельского хозяйства.Содержание реформы (этапы):

I этап: 3.11.1905г. был принят Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». В этом Манифесте было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1.01.1906г. наполовину и их отмене с 1.01.1907г. Манифест обещал расширение льготного кредитования крестьянским банкам по купле-продаже земли.

II этап: Указ от 9.11.1906г «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Этот закон детально регламентировал порядок выхода крестьян из общины и порядок оформления земельных наделов в собственность. Требование о закреплении земли в собственность подавалось через сельского старосту общине, которое в течение месяца должна была определить земельные участки, подлежащие оформлению в собственность. В случае нарушения сроков, размеры надела определялись земским начальником, он же рассматривал все спорные вопросы. Указ устанавливал, что все земли, находящиеся в подворном владении сразу признаются частной собственностью их владельцев и снимал все ограничения распоряжения ими. Общине предоставлялось право установления отрывного землевладения, если за это решение проголосовало 2/3 членов общины.

III этап: Указ от 14.06.1910г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», который развивал основные положения предыдущего указа. Так во всех общинах, где давно не было земельных переделов (20 лет; далее сроки сокращались), земля автоматически объявлялась частной собственностью. Расширялись возможности перехода к отрывной системе землепользования, как отдельными хозяевами, так и всей общиной. Порядок землеустроительных работ был определен Положением «О землеустройстве» от 29.05.1911г.Переселенческая политика:

Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточные районы страны: в Сибирь, на Урал и проч. Государство оказывало экономическую помощь переселенцам.


Результаты реформы:

Аграрное законодательство начала века имело прогрессивное значение. Оно дало толчок в развитии сельского хозяйства. В деревне начался кооперативный бум. Однако вопрос о феодальном землевладении реформа могла бы решить только по истечении некоторого времени, по мере укрепления капитализма в сельском хозяйстве.

Реформа 1861 года - первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило, в будущем, свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными.

Составные элементы его программы - переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которая реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, развития частной собственности на селе и достижения, на этой основе, экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает".