Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»,

Профиль «Музыка»

Дисциплина «Психология»


ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1. Соответствие темы и содержания курсовой работы (проекта) уровню студенческой исследовательской работы

нет□ частично□ да□

1.2. Степень самостоятельности и глубина проработки проблемы исследования

низкая□ средняя□ высокая□

1.3. Стиль и грамотность изложения

низкая□ средняя□ высокая□

1.4. Соблюдение требований к оформлению курсовой работы (проекта)

нет□ частично□ да□

1.5.Теоретический анализ изучаемой проблемы; формулирование теоретической гипотезы

полный □ недостаточно полный □

1.6. Обоснованность программы эмпирического исследования; степень соответствия сбора и методов обработки данных предмету и гипотезе исследования.

низкая□ средняя□ высокая□

1.7. Степень содержательности количественной и качественной обработки эмпирических данных психологического исследования; степень последовательности описания и интерпретации результатов эмпирического исследования.

низкая□ средняя□ высокая□

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА____________

Дата__________________

Подпись_______________

Выполнила: студентка

2 курса, 1 группы,

заочной формы обучения

Факультета искусств и

художественного образования

Демихова Валерия Андреевна



Научный руководитель:

доцент кафедры общей и педагогической психологии

к.пед. н. Колосова Елена

Владимировна

Воронеж – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...3




ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………...………………………………..………..….5


1.1. Понятие межличностных отношений в психологии………………………5




1.2. Психологические особенности межличностных отношений учащихся начальных классов……………...………………………………………….........9




1.3. Приемы и методы развития межличностных отношений в коллективе младших школьников…………………..………………………………..…….15




ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..................19



2.1. Методы диагностики психологических особенностей межличностных отношений в коллективе начальных классов…….……………………...........19



2.2. Экспериментальное изучение психологических особенностей межличностных отношений в коллективе младших школьников……….….21

2.3. Практические рекомендации по выявлению особенностей межличностных отношений младших школьников.........................................23



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………………..………....25




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………….…..……………...27




ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………...……….29




ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………...……….32




ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………...……….33

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………...……….34

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………...……….36

ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………...……….37




ВВЕДЕНИЕ
Опыт межличностных отношений в коллективе, является фундаментом для развития личности ребёнка. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое. В современном научном мире наблюдается значительный рост психологических исследований, которые посвящены проблеме межличностных отношений младших школьников.



Актуальность темы исследования обусловлена, так как формирование и самоопределение школьника, происходит во взаимодействии со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.

Общение составляет внутреннюю основу межличностных отношений, как отмечает Б.Г. Ананьев. Коллектив и общение – является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка [3, с. 15].

Межличностные отношения детей со сверстниками достаточно подробно изучали В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. В ходе многочисленных исследований было накоплено большое количество данных.

Особенностям формирования детского коллектива посвящены работы многих исследователей. Большее количество исследований было направлено на выявление форм организации, о методах сплочения писали Л.И. Новикова, Т. Е. Конникова. Работы о разработке принципов и методов стимулирования коллективной деятельности О. А. Лепнёва, Л. И. Уманский, Р. С. Немова интересовало развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского: «…межличностные отношения – это связи между людьми, которые проявляются в способах взаимных влияний при общении» [4, c. 136].

Цель исследования - выявить психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.

Объект исследования -  межличностные отношения младших школьников.

Предмет исследования - особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие межличностных отношений в психологии.

2. Проанализировать психологические особенности межличностных отношений учащихся начальных классов.

3. Выявить приемы и методы развития межличностных отношений младших школьников.

4. Провести диагностику приемов и методов развития межличностных отношений.

5. Разработать практические рекомендации по мероприятиям, способствующих формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников.

Подобная логика рассуждений подводит к пониманию теоретической и практической важности исследования.

Методы исследования: методика «Социометрия» и методика определения индекса групповой сплоченности Сишора.

Экспериментальная база: МБОУ № 102 г. Воронежа, ученики 4 «А» класса, 10 человек.


Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 20 наименований и 6 приложении. В тексте курсовой работы представлено 2 рисунка.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
Человек становится личностью при условии взаимоотношений с другими людьми. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития младшего школьника.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

По мнению А.В. Петровского: «Межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» [12, с. 56].

Когда ребенок приходит в школу, поведение одноклассников становится для него одним из объектов познания: действия и поступки, которые характеризуют их как учеников. У младшего школьника все время происходит накопление знаний о возможных формах их поведения в разной обстановке и идет осознание причин, вызывающих действия. По мнению Т.В. Безродных: «…во взаимоотношениях детей со сверстниками развиваются важнейшие черты личности – ребенок становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением» [6, с. 111].

На ведущую роль сверстника в социальном развитии ребенка указывают многие авторы, выделяя при этом разные аспекты влияния общения с другими детьми.

Ребенку необходимо учиться формировать свою собственную точку зрения, учиться делать моральный и нравственный выбор. Общение со сверстниками помогает принять решение. По мнению Г.М. Андреевой «…сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом» [4, с. 10].


Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей по совместной деятельности. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания или сочувствия.

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений [2, с. 114].

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между учениками при решении учебных и других проблем, предполагают закрепленные правила поведения по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между учителем и учениками;

б) по горизонтали – отношения между одноклассниками;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между учениками и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении.