Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»,
Профиль «Музыка»
Дисциплина «Психология»
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Соответствие темы и содержания курсовой работы (проекта) уровню студенческой исследовательской работы
нет□ частично□ да□
1.2. Степень самостоятельности и глубина проработки проблемы исследования
низкая□ средняя□ высокая□
1.3. Стиль и грамотность изложения
низкая□ средняя□ высокая□
1.4. Соблюдение требований к оформлению курсовой работы (проекта)
нет□ частично□ да□
1.5.Теоретический анализ изучаемой проблемы; формулирование теоретической гипотезы
полный □ недостаточно полный □
1.6. Обоснованность программы эмпирического исследования; степень соответствия сбора и методов обработки данных предмету и гипотезе исследования.
низкая□ средняя□ высокая□
1.7. Степень содержательности количественной и качественной обработки эмпирических данных психологического исследования; степень последовательности описания и интерпретации результатов эмпирического исследования.
низкая□ средняя□ высокая□
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА____________
Дата__________________
Подпись_______________
Выполнила: студентка
2 курса, 1 группы,
заочной формы обучения
Факультета искусств и
художественного образования
Демихова Валерия Андреевна
Научный руководитель:
доцент кафедры общей и педагогической психологии
к.пед. н. Колосова Елена
Владимировна
Воронеж – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...3 | |
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………...………………………………..………..….5 | |
1.1. Понятие межличностных отношений в психологии………………………5 | |
1.2. Психологические особенности межличностных отношений учащихся начальных классов……………...………………………………………….........9 | |
1.3. Приемы и методы развития межличностных отношений в коллективе младших школьников…………………..………………………………..…….15 | |
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..................19 | |
2.1. Методы диагностики психологических особенностей межличностных отношений в коллективе начальных классов…….……………………...........19 | |
2.2. Экспериментальное изучение психологических особенностей межличностных отношений в коллективе младших школьников……….….21 2.3. Практические рекомендации по выявлению особенностей межличностных отношений младших школьников.........................................23 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………………..………....25 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………….…..……………...27 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………...……….29 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………...……….32 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………...……….33 ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………...……….34 ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………...……….36 ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………...……….37 | |
ВВЕДЕНИЕ
Опыт межличностных отношений в коллективе, является фундаментом для развития личности ребёнка. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое. В современном научном мире наблюдается значительный рост психологических исследований, которые посвящены проблеме межличностных отношений младших школьников.
Актуальность темы исследования обусловлена, так как формирование и самоопределение школьника, происходит во взаимодействии со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.
Общение составляет внутреннюю основу межличностных отношений, как отмечает Б.Г. Ананьев. Коллектив и общение – является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка [3, с. 15].
Межличностные отношения детей со сверстниками достаточно подробно изучали В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. В ходе многочисленных исследований было накоплено большое количество данных.
Особенностям формирования детского коллектива посвящены работы многих исследователей. Большее количество исследований было направлено на выявление форм организации, о методах сплочения писали Л.И. Новикова, Т. Е. Конникова. Работы о разработке принципов и методов стимулирования коллективной деятельности О. А. Лепнёва, Л. И. Уманский, Р. С. Немова интересовало развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского: «…межличностные отношения – это связи между людьми, которые проявляются в способах взаимных влияний при общении» [4, c. 136].
Цель исследования - выявить психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Объект исследования - межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие межличностных отношений в психологии.
2. Проанализировать психологические особенности межличностных отношений учащихся начальных классов.
3. Выявить приемы и методы развития межличностных отношений младших школьников.
4. Провести диагностику приемов и методов развития межличностных отношений.
5. Разработать практические рекомендации по мероприятиям, способствующих формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Подобная логика рассуждений подводит к пониманию теоретической и практической важности исследования.
Методы исследования: методика «Социометрия» и методика определения индекса групповой сплоченности Сишора.
Экспериментальная база: МБОУ № 102 г. Воронежа, ученики 4 «А» класса, 10 человек.
Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 20 наименований и 6 приложении. В тексте курсовой работы представлено 2 рисунка.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
Человек становится личностью при условии взаимоотношений с другими людьми. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития младшего школьника.
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
По мнению А.В. Петровского: «Межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» [12, с. 56].
Когда ребенок приходит в школу, поведение одноклассников становится для него одним из объектов познания: действия и поступки, которые характеризуют их как учеников. У младшего школьника все время происходит накопление знаний о возможных формах их поведения в разной обстановке и идет осознание причин, вызывающих действия. По мнению Т.В. Безродных: «…во взаимоотношениях детей со сверстниками развиваются важнейшие черты личности – ребенок становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением» [6, с. 111].
На ведущую роль сверстника в социальном развитии ребенка указывают многие авторы, выделяя при этом разные аспекты влияния общения с другими детьми.
Ребенку необходимо учиться формировать свою собственную точку зрения, учиться делать моральный и нравственный выбор. Общение со сверстниками помогает принять решение. По мнению Г.М. Андреевой «…сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом» [4, с. 10].
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей по совместной деятельности. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания или сочувствия.
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений [2, с. 114].
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между учениками при решении учебных и других проблем, предполагают закрепленные правила поведения по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между учителем и учениками;
б) по горизонтали – отношения между одноклассниками;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между учениками и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении.