Файл: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности Фармация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра биологии

БИОЛОГИЯ


Методические указания к практическим занятиям

для студентов, обучающихся по специальности «Фармация»

Тверь, 2021

УДК 575: 616-007

ББК28.02

П 588


Авторы-составители:

М.Б. Петрова, Е.А. Харитонова, И.В. Стручкова, Н.В. Павлова, Н.В. Костюк, М.А. Петровская, Н.В. Исакова, М.Н.Яковлева

Рецензенты:

заведующая кафедрой анатомии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, доцент С.А. Ульяновская

заведующая кафедрой гистологии и эмбриологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, кандидат биологических наук, доцент В.Г. Шестакова
Утверждено Центральным координационным методическим советом ТГМУ

Биология: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Фармация».

Петрова М.Б., Харитонова Е.А., И.В. Стручкова и др. [Электронный ресурс] / Тверской гос. мед. унив., [Тверь]: 2021 г. – 875 КБ.

Методические указания составлены коллективом преподавателей кафедры биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России и предназначены в помощь студентам I курса, обучающимся по специальности «Фармация», при подготовке и выполнении практических занятий по дисциплине «Биология». Авторы-составители: зав. кафедрой, профессор, доктор биологических наук М.Б. Петрова; доцент, кандидат биологических наук Е.А. Харитонова; доцент, кандидат биологических наук И.В. Стручкова; доцент, кандидат медицинских наук Н.В. Павлова; старший преподаватель, кандидат химических наук Л.А. Курбатова; доцент, кандидат биологических наук Н.В. Костюк; ассистенты М.А. Петровская, Н.В. Исакова, М.Н.Яковлева.

Содержание


Модуль I. Хранение, передача и реализация генетической информации 4

Работа с микроскопом. Техника микроскопирования 4

Клеточный уровень организации биологических систем 7

БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ 12

Онтогенез 18

МОДУЛЬ II. ОБЩАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА 22

Молекулярные механизмы наследственности 22

Закономерности и виды наследования. Моно- и полигенное наследование. Независимое и сцепленное наследование. 26

Генетика пола. Изменчивость. 32

Методы исследования генетики человека 37

Наследственные заболевания человека 41

Модуль III. Общая и медицинская паразитология 46

Экологические и медико-биологические основы паразитизма. Медицинская протозоология. Тип Простейшие 46

Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви 52

Тип круглые черви 58

Медицинская арахноэнтомология. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Класс Насекомые 62

Модуль IV. Общая и медицинская экология 69

Биологические аспекты экологии человека 69

ЛИТЕРАТУРА 75



Модуль I. Хранение, передача и реализация генетической информации


Работа с микроскопом. Техника микроскопирования

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить устройство светового микроскопа и правила работы с ним; строение основных структурных компонентов клетки на различных увеличениях микроскопа; выявить различия между растительными и животными клетками.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Методы изучения клетки.

  2. Увеличительные приборы: лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп.

  3. Устройство светового микроскопа, принцип работы.

  4. Правила работы с микроскопом на малом увеличении.

  5. Правила работы с микроскопом на большом увеличении.

  6. Неклеточные и клеточные формы жизни.

  7. Основные компоненты прокариотических клеток, примеры.

  8. Структура эукариотических клеток, примеры.

  9. Отличия растительных клеток от животных.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом на малом и большом увеличении.

Световой микроскоп состоит из трех основных частей: механической, оптической и осветительной. В механическую часть микроскопа входят штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты (позволяют поднимать и опускать тубус). Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала либо электрической подсветки, служащих для направления светового пучка на объект, конденсора, диафрагмы. К оптической части микроскопа относятся окуляры и объективы. На окуляре и объективе имеются цифры, показывающие увеличение. Чтобы узнать увеличение объекта, необходимо перемножить увеличение, указанное на окуляре и объективе.

Правила работы с микроскопом на малом увеличении.

  1. Поставьте микроскоп слева, штативом к себе и предметным столиком от себя.

  2. Движением пластинки револьвера подведите до фиксации под тубус объектив малого увеличения («8»).

  3. Вращением макрометрического винта установите объектив на расстоянии 1 см от предметного столика микроскопа.

  4. Установите вогнутое зеркало. Смотрите в окуляр левым глазом, правый не закрывайте. Большим и указательным пальцем (не закрывая поверхность зеркала) поворачивайте зеркало к источнику света до максимального освещения поля зрения.

  5. Положите препарат покровным стеклом вверх на предметный столик микроскопа так, чтобы объект совпадал с осью объектива.

  6. Макрометрическим винтом опустите объектив малого увеличения на расстояние 0,5 см от препарата. СМОТРИТЕ СБОКУ!

  7. СМОТРИТЕ В ОКУЛЯР. Движением макрометрического винта К СЕБЕ плавно поднимите тубус до появления четкого изображения препарата.


Правила работы с микроскопом на большом увеличении.

  1. Только после нахождения объекта на малом увеличении и постановки интересующей детали в центр поля зрения можно изучать препарат на большом увеличении. Двигать препарат после установки на малом увеличении НЕЛЬЗЯ!

  2. Макрометрическим винтом приподнимите объектив на пол-оборота, вращением пластинки револьвера смените объектив «8» на объектив «40».

  3. СМОТРИТЕ СБОКУ! Опустите объектив «40» почти до контакта с покровным стеклом препарата.

  4. Очень медленно, глядя в окуляр, поднимайте тубус с помощью макрометрического винта до появления изображения объекта.

  5. Четкость изображения получите с помощью микрометрического винта, вращая его вперед или назад на пол-оборота.

  6. Изучите препарат и зарисуйте.

  7. После окончания работы снимите препарат с предметного столика. Замените объектив «40» на «8». Опустите объектив на расстояние 0,5 см от предметного столика. Накройте микроскоп салфеткой.

2. Изучите самостоятельно изготовленные микропрепараты.

Клетки пленки лука (ок. 7, об. 40).

Возьмите предметное стекло из чашки Петри, держите его за боковые грани. Вытрите предметное стекло с двух сторон салфеткой и положите на стол. Капните в центр стекла каплю воды из пипетки. С внутренней стороны мясистой чешуи лука снимите кусочек тонкой пленки размером около 1 см2. Положите на середину предметного стекла, расправьте препаровальной иглой и нанесите 1–2 капли красителя. Закройте изготовленный препарат покровным стеклом. С помощью фильтровальной бумаги уберите влагу, выступившую за пределы покровного стекла. Рассмотрите объект на малом, а затем – на большом увеличении. Обратите внимание на форму и размеры клеток, их толстую двухконтурную оболочку, округло-овальное ядро и мелкозернистую цитоплазму. В некоторых клетках среди зернистой цитоплазмы видны места, лишенные зернистости – вакуоли. Зарисуйте 2–3 клетки пленки лука. Сделайте обозначения: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

3. Изучите и зарисуйте готовые микропрепараты.

а) Эритроциты лягушки (ок. 7, об. 40).

Рассмотрите одиночные клетки эритроцитов. Обратите внимание на тонкую цитолемму клетки и крупное фиолетовое овальное ядро, повторяющее форму клетки. Зарисуйте 2–3 клетки. Сделайте обозначения: цитолемма, цитоплазма, ядро.

б) Клетки печени аксолотля (ок. 7, об. 40).

Клетки с тонкими оболочками (границы клеток иногда плохо различимы) плотно прилежат друг к другу. В структуре окрашенного ядра четко видны кариолемма, хроматин и ядрышки.
Зарисуйте 2–3 клетки. Сделайте обозначения: цитолемма, цитоплазма, ядро, ядрышко, хроматин, кариолемма.

4. Просмотрите демонстрационные препараты и электронограммы.

На предложенных микрофотографиях изучите структуру основных компонентов эукариотической клетки.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

  1. Приобретение навыков самостоятельной работы с микроскопом.

  2. Изготовление временных микропрепаратов.

  3. Приобретение навыков работы с постоянными препаратами.

Клеточный уровень организации биологических систем

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить уровни организации живого; основные положения клеточных теорий; строение и функции структурных компонентов эукариотической клетки; виды включений, их роль в клетке.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ

  1. Элементарная единица молекулярно-генетического уровня организации жизни

    1. клетка

    2. биосфера

    3. ген

    4. популяция

  1. Элементарное явление клеточного уровня организации жизни

    1. онтогенез

    2. метаболизм клетки

    3. редупликация ДНК

    4. изменение генофонда

  1. Элементарное явление организменного уровня организации жизни

    1. метаболизм клетки

    2. изменение генофонда

    3. изменения организма в онтогенезе

    4. мутации ДНК

  1. Элементарное явление популяционно-видового уровня организации жизни

    1. изменение генофонда

    2. онтогенез

    3. метаболизм клетки

    4. мутации ДНК

  1. Элементарная единица биосферного уровня организации жизни

    1. клетка

    2. биогеоценоз

    3. ген

    4. популяция

  1. Клеточные формы жизни, имеющие оформленное ядро

    1. фаги

    2. вирусы

    3. прокариоты

    4. эукариоты

  1. Клеточные формы жизни, лишенные оформленного ядра

    1. фаги

    2. вирусы

    3. прокариоты

    4. эукариоты

  1. Компоненты, отсутствующие в прокариотической клетке

  1. клеточная мембрана

  2. рибосомы

  3. кольцевая ДНК

  4. митохондрии

  1. Хранение, передачу и реализацию генетической информации обеспечивают

    1. ядрышко

    2. клеточное ядро

    3. лизосомы

    4. митохондрии

  1. Главным структурным компонентом ядра является

    1. хроматин

    2. рибосомы

    3. кольцевая ДНК

    4. РНК

  1. Хроматин – это

    1. гаплоидный набор хромосом

    2. интерфазное состояние хромосом

    3. компонент кариолеммы

    4. интенсивно окрашиваемая часть хромосомы

  1. Химический состав хроматина эукариот

    1. РНК, белки, углеводы

    2. ДНК

    3. ДНК и белки

    4. ДНК, белки, углеводы

  1. Ядерная структура, обеспечивающая обособление наследственного материала и регуляцию взаимодействий ядра и цитоплазмы

    1. кариолемма

    2. кариоплазма

    3. ядрышко

    4. хроматин

  1. Ядерная структура, отвечающая за синтез рРНК и сборку субъединиц рибосом

    1. кариолемма

    2. кариоплазма

    3. ядрышко

    4. хроматин

  1. Современные представления о строении мембраны отражает модель

    1. бутерброда

    2. жидкостно-мозаичная

    3. билипидного слоя

    4. белковых монослоев

  1. Основные химические компоненты плазматической мембраны

    1. белки и углеводы

    2. углеводы и фосфолипиды

    3. фосфолипиды, белки, углеводы

    4. нуклеотиды, АТФ и белки

  1. Перемещение веществ через мембрану против градиента концентрации с затратой энергии

    1. диффузия, осмос

    2. дисперсия

    3. активный транспорт

    4. пассивный транспорт

  1. Перемещение веществ через мембрану по градиенту концентрации без затрат энергии

    1. дисперсия

    2. циклоз

    3. активный транспорт

    4. пассивный транспорт

  1. Внеядерная часть клетки, содержащая органеллы и ограниченная плазмалеммой

    1. гиалоплазма

    2. цитоплазма

    3. вакуоль

    4. цитоплазматическая сеть

  1. Коллоидный раствор белков и других веществ цитоплазмы

    1. гиалоплазма

    2. рибосомы

    3. цитоскелет

    4. пероксисомы

  1. Только с помощью электронного микроскопа обнаруживаются

    1. пластиды

    2. митохондрии

    3. ядра

    4. рибосомы

  1. Органеллы, отвечающие за сборку полипептидных цепей белков

    1. ядро

    2. ядрышко

    3. гладкая цитоплазматическая сеть

    4. рибосомы

  1. Специальные органеллы присутствуют в

    1. фибробластах

    2. эритроцитах

    3. сперматозоидах

    4. яйцеклетках

  1. Функции митохондрий

    1. секреторная

    2. защитная

    3. транспортная

    4. энергетическая

  1. Органеллы, имеющие две мембраны

    1. реснички

    2. митохондрии

    3. пластинчатый комплекс

    4. рибосомы

  1. Органеллы, имеющие собственную ДНК

  1. пластинчатый комплекс

  2. лизосомы

  3. цитоплазматическая сеть

  4. митохондрии

  1. Клеточная структура, представляющая собой стопку цистерн, окруженную мембранными пузырьками

    1. пластинчатый комплекс

    2. митохондрии

    3. лизосомы

    4. цитоплазматическая сеть

  1. Функции пластинчатого комплекса

    1. разложение перекисей

    2. трансмембранный транспорт веществ

    3. энергетическая

    4. образование лизосом, секреторная

  1. Клеточная структура, представляющая собой систему канальцев, образованных биологическими мембранами

    1. пластинчатый комплекс

    2. митохондрии

    3. лизосомы

    4. цитоплазматическая сеть

  1. Функция шероховатой цитоплазматической сети – синтез

    1. белков

    2. липидов

    3. углеводов

    4. АТФ

  1. Лизосомы содержат

    1. нуклеиновые кислоты

    2. гидролитические ферменты

    3. углеводы и жиры

    4. синтетические ферменты

  1. Функция лизосом

    1. окисление глюкозы

    2. транспорт электронов

    3. внутриклеточное пищеварение

    4. синтез полисахаридов

  1. Органеллы, содержащие оксидазы и пероксидазы

    1. вакуоли

    2. включения

    3. лизосомы

    4. пероксисомы

  1. Временные компоненты клетки - продукты её жизнедеятельности

    1. включения

    2. лизосомы

    3. пероксисомы

    4. вакуоли

  1. Клеточные включения, содержащие запас питательных веществ

    1. трофические

    2. секреторные

    3. экскреторные

    4. пигментные

  1. Клеточные включения, содержащие вещества, для удаления из клетки и организма

    1. трофические

    2. секреторные

    3. экскреторные

    4. пигментные





Эталоны ответов:1.3), 2.2), 3.3), 4.1), 5.2), 6.4), 7.3), 8.4), 9.2), 10.1), 11.2), 12.3), 13.1), 14.3), 15.2), 16.3), 17.3), 18.4), 19.2), 20.1), 21.4), 22.4), 23.3), 24.4), 25.2), 26.4), 27.1), 28.4), 29.4), 30.1), 31.2), 32.3), 33.4), 34.1), 35.1), 36.3).

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Основные уровни организации жизни, их характеристика.

  2. Основные положения клеточных теорий, значение.

  3. Основные компоненты эукариотической клетки.

  4. Строение и химический состав плазматической мембраны (плазмалеммы).

  5. Цитолемма, структура и функции. Транспорт веществ в клетку.

  6. Клеточное ядро, его строение и функции.

  7. Цитоплазма. Структурная организация и свойства гиалоплазмы.

  8. Определение и классификация органелл.

  9. Митохондрии, строение и функции.

  10. Комплекс Гольджи: локализация в клетке, структурная единица, функции.

  11. Структура центросомы в интерфазной и метафазной клетке. Функции.

  12. Пластиды, строение и функции.

  13. Цитоплазматическая сеть каналов: структура, виды, функции.

  14. Лизосомы, структура, место образования, виды лизосом. Функции.

  15. Пероксисомы. Строение и функции.

  16. Рибосомы. Полисомы. Химический состав, структура, функции. Место образования.

  17. Цитоплазматические микротрубочки. Строение, локализация, функции.

  18. Включения, их отличия от органелл. Функциональная классификация включений.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Изучите и зарисуйте микропрепараты.

а) Гликоген в клетках печени (ок. 7, об. 40).

Гликоген выявляется в клетках печени в виде глыбок, окрашенных в ярко-малиновый цвет и неравномерно заполняющих весь объем цитоплазмы. Зарисуйте 2–3 клетки и сделайте обозначения: цитолемма, ядро, глыбки гликогена.

б) Жир в клетках печени (ок. 7, об. 40).

Включения жира выявляются в виде округлых капель, темно-коричневого или черного цвета. Зарисуйте 2–3 клетки. Сделайте обозначения: цитолемма, цитоплазма, ядро, капли жира.

в) Клеточный центр в яйце аскариды (ок. 7, об. 40).

На разрезе матки аскариды найдите яйцеклетку на стадии метафазы митоза. В ней хорошо видны две хромосомы, расположенные по экватору клетки, центриоли в виде точек на полюсах клетки и лучистая центросфера. Нити центросферы, направленные от полюсов к хромосомам, образуют веретено деления.

2. Просмотрите демонстрационные микропрепараты.

а) Комплекс Гольджи в нервных клетках (ок. 7, об. 40).

Крупные округлые нервные клетки имеют сероватый цвет, ядро светлое, практически неокрашенное. В центре ядра находится ядрышко. В цитоплазме вокруг ядра в виде темных извитых структур располагается пластинчатый комплекс.

б) Митохондрии в клетках канальцев почек (ок. 7, об. 40).

На готовых препаратах митохондрии видны в виде красных мелких зерен, разбросанных по всей цитоплазме клеток.

в) Пигментные включения (ок. 7, об. 40).

На неокрашенном препарате кожи головастика видны пигментные включения в особых многоотростчатых клетках – хроматофорах в виде мелких зерен коричневого цвета.

г) Желточные включения (ок. 7, об. 40).

В бластомерах амфибий включения окрашены в желтый цвет и видны в форме зерен, расположенных по всей цитоплазме.

3. Изучите электронные микрофотографии эукариотических клеток.

На микрофотографиях изучите ультраструктуру микроскопических и субмикроскопических органелл. Обратите внимание на их функциональную морфологию и локализацию в клетке.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Темы рефератов:

  1. Цитоскелет и двигательный аппарат клетки.

  2. Автолиз и лизосомные болезни.

БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить строение и классификацию хромосом; фазы жизненного и митотического цикла клетки; способы размножения животных организмов; особенности строения и формирования половых клеток человека.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ