Файл: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности Фармация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эталоны ответов: 1.3), 2.3), 3.2), 4.4), 5.1), 6.1), 7.1), 8.2), 9.1), 10.4), 11.1), 12.1), 13.1), 14.4), 15.3), 16.1), 17.4), 18.4), 19.3), 20.1), 21.2), 22.1), 23.4).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Понятие наследственности. Свойства наследственности: прерывистость и дискретность.

  2. Виды наследственности, их характеристика.

  3. Виды цитоплазматической наследственности, примеры.

  4. Понятие функциональной преемственности поколений, её значение в онтогенезе.

  5. Современное определение гена. Свойства гена.

  6. Классификация генов, характеристика групп генов.

7.Понятие генома, его структурные компоненты, характеристика. Структура ядерного и митохондриального генома человека.

8.Понятие транскриптона. Особенности строения транскриптона прокариот.

9.Этапы экспрессии генов у прокариот.

10.Особенности строения транскриптона эукариот. Характеристика кодирующей и некодирующей ДНК.

11.Этапы экспрессии генов у эукариот. Альтернативный сплайсинг.

12.Генетический код и его характеристики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Ознакомьтесь с примерами решения ситуационных задач по теме занятия

Задача 1. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нуклеотидов: АЦГЦЦЦАТГГЦЦГГТ. Каким станет начало цепочки аминокислот синтезируемого белка, если под влиянием облучения седьмой нуклеотид удален из молекулы ДНК?

Эталон решения: Вначале по принципу комплементарности находим строение участка молекулы мРНК, образующейся на данном отрезке молекулы ДНК: УГЦГГГУАЦЦГГЦЦА. Затем обращаемся к генетическому коду наследственности и для каждого триплета нуклеотидов, начиная с первого, находим и выписываем соответствующую ему аминокислоту: цистеин – глицин – тирозин – аргинин – пролин.

Дополнительный вопрос представляет собой, в сущности, самостоятельную задачу: надо вычеркнуть из данной последовательности указанный нуклеотид и заново декодировать получившуюся таким образом новую последовательность.

Задача 2. Большая из двух цепей белка инсулина начинается со следующих аминокислот: фенилаланин – валин – аспарагин – глутаминовая кислота – цистеин – лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.

Эталон решения: Чтобы закодировать триплетами нуклеотидов последовательность аминокислот белка, обращаемся к генетическому коду. Для каждой аминокислоты находим ее кодовое «обозначение» в виде соответствующего триплета нуклеотидов и выписываем его. Располагая эти триплеты друг за другом в таком же порядке, в каком идут аминокислоты, получаем строение искомого участка молекулы мРНК. Поскольку генетический код имеет свойство вырожденности, каждой аминокислоте соответствуют несколько кодонов. Выбор между ними делается по желанию решающего задачу (но, конечно, каждый раз берется только один из триплетов). Однако когда такая же аминокислота встретится в том же белке еще раз, можно с равным правом брать для кодирования ее как тот же, так и любой другой триплет – синоним. Таким образом, данная задача допускает огромное множество отличающихся друг от друга правильных решений. Вот некоторые из них:

УУЦГУЦААЦГАГЦАЦЦУЦ или УУЦГУГААУГАГЦАУУУГ или

УУУГУУААУГАГЦАЦУУА и т. д.

Установив последовательность нуклеотидов в мРНК, легко находим (по принципу комплементарности) и искомое строение участка молекулы ДНК: ААГЦАГТТГЦТЦГТГГАГ или ААГЦАЦТТАЦТЦГТАААЦ или АААЦААТТАЦТЦГТГААТ и т. д.

  1. Решите ситуационные задачи по теме занятия из сборника.


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Темы рефератов:

  1. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества.

  2. Возможности изменения генома человека.

Закономерности и виды наследования. Моно- и полигенное наследование. Независимое и сцепленное наследование.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить закономерности и типы наследования, особенности прогнозирования моногенных и полигенных заболеваний, закономерности взаимодействия генов в геноме.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ


  1. Метод скрещивания особей, позволяющий установить на организменном уровне закономерности наследования признаков

    1. генеалогический анализ

    2. селекция

    3. гибридологический анализ

    4. метод дедукции

  1. Моногибридное скрещивание – это

    1. скрещивание особей одного вида

    2. скрещивание особей, отличающихся по одной паре аллельных признаков

    3. однократное скрещивание гибридов

    4. скрещивание потомков одной пары родителей

  1. Дигибридное скрещивание – это

    1. скрещивание особей двух разных видов

    2. скрещивание особей, отличающихся по двум парам аллельных признаков

    3. повторное скрещивание гибридов

    4. скрещивание потомков между собой

  1. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

    1. фенотип

    2. генотип

    3. геном

    4. генетическая система

  1. Название первого закона Менделя

    1. закон расщепления гибридов

    2. закон единообразия гибридов

    3. закон независимого наследования

    4. закон равновесного состояния генов

  1. Название второго закона Менделя

    1. расщепления гибридов

    2. единообразия гибридов

    3. независимого наследования

    4. равновесного состояния генов

  1. Название третьего закона Менделя

    1. расщепления гибридов

    2. единообразия гибридов

    3. независимого комбинирования признаков

    4. равновесного состояния генов

  1. Результаты моногибридного скрещивания гомозиготных организмов

    1. единообразие по фено- и генотипу

    2. расщепление по генотипу 1:1

    3. расщепление по фенотипу 9:3:3:1

    4. расщепление по фенотипу 3:1

  1. При моногибридном скрещивании расщепление по фенотипу, согласно II закону Менделя

    1. 1:2:1

    2. 3:1

    3. 9:3:3:1

    4. 1:2

  1. При моногибридном скрещивании расщепление по генотипу, согласно II закону Менделя

    1. 1:2:1

    2. 3:1

    3. 9:3:3:1

    4. 1:1

  1. Расщепление по фенотипу, согласно III третьему закону Менделя

    1. 1:2:1

    2. 3:1

    3. 9:3:3:1

    4. 1:1

  1. Расщепление по генотипу, согласно III третьему закону Менделя

    1. 1:2:2:4:1:2:1:2:1

    2. 3:1

    3. 9:3:3:1

    4. 1:1

  1. Причиной независимого распределения признаков является локализация генов в

    1. одной хромосоме

    2. разных парах хромосом

    3. аутосомах

    4. гоносомах

  1. Анализирующим называют скрещивание особи с доминантным фенотипом

    1. с организмом, имеющим доминантный фенотип

    2. с организмом, имеющим рецессивный фенотип

    3. фенотипически сходных организмов

    4. гетерозиготных особей

  1. Любое свойство, которое позволяет отличить один организм от другого – это

    1. единица строения

    2. признак

    3. дискретность

    4. ген

  1. Наследование моногенных признаков контролируется парами генов

    1. одной

    2. двумя

    3. тремя

    4. несколькими

  1. Мультифакторные заболевания характеризуются

    1. наследованием болезни

    2. наследованием предрасположенности к заболеванию

    3. прогнозированием по законам Менделя

    4. независимостью от степени родства с больным

  1. Гипотеза, лежащая в основе наследования полигенных признаков

    1. чистоты гамет

    2. раковой трансформации

    3. широкого моноцентризма

    4. полимерии

  1. При полном доминировании расщепление в F2 по фенотипу

    1. 3:1

    2. 1:2:1

    3. 1:1

    4. 2:1:1

  1. Расщепление по фенотипу и генотипу при неполном доминировании

    1. 3:1

    2. 1:2:1

    3. 1:1

    4. 2:1:1

  1. Вид взаимодействия генов, при котором у гетерозигот и доминантных гомозигот проявляются разные фенотипы

    1. кодоминирование

    2. сверхдоминирование

    3. полное доминирование

    4. неполное доминирование

  1. Оба признака проявляются в фенотипе гетерозигот при

    1. кодоминировании

    2. сверхдоминировании

    3. полном доминировании

    4. неполном доминировании

  1. Сцепленное наследование – это

    1. совместное наследование любых генов

    2. наследование генов разных хромосом

    3. наследование генов, контролирующих сходные признаки

    4. совместное наследование генов одной хромосомы

  1. При полном сцеплении генов у дигетерозигот АВ//ab образуются варианты гамет

1)А, В, a, b

2)AB, Ab, aB, ab

3)AB, ab

4)Ab, aB

  1. Одна морганида соответствует % кроссоверных потомков

    1. 8,5

    2. 41,5

    3. 10

    4. 1

  1. Кроссинговер – это

    1. обмен генетическим материалом между различными хромосомами

    2. обмен фрагментами между аутосомами и гоносомами

    3. обмен фрагментами между хроматидами одной хромосомы

    4. обмен идентичными участками несестринских хроматид одной пары хромосом

  1. Кроссинговер происходит в

    1. амитозе

    2. мейозе I

    3. митозе

    4. мейозе II

  1. Степень сцепления генов в хромосоме

    1. не зависит от взаиморасположения генов

    2. прямо пропорциональна расстоянию между генами

    3. зависит от состава генов

    4. обратно пропорциональна расстоянию между генами




Эталоны ответов: 1.3), 2.2), 3.2), 4.1), 5.2), 6.1), 7.3), 8.1), 9.2), 10.1), 11.3), 12.1), 13.2), 14.2), 15.2), 16.1), 17.2), 18.4), 19.1), 20.2), 21.4), 22.1), 23.4), 24.3), 25.4), 26.4), 27.2), 28.4).
1   2   3   4   5   6


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Понятие гибридологического анализа, особенности и цели метода. Виды скрещивания в гибридологическом анализе и их характеристика.

  2. Формулировка и цитологические основы I закона Г. Менделя.

  3. Формулировка и цитологические основы II закона Г. Менделя.

  4. Понятие независимого наследования. Формулировка и цитологические основы III закона Г. Менделя.

  5. Понятие и цели анализирующего скрещивания.

  6. Определение признака.

  7. Моногенные признаки, их характеристика, примеры нормальных и патологических качественных признаков у человека. Особенности прогнозирования моногенных болезней.

  8. Полигенные признаки, их характеристика, примеры у человека. Особенности прогнозирования мультифакторых заболеваний человека.

  9. Понятие сцепленного наследования. Группа сцепления. Виды сцепления генов.

  10. Понятие кроссинговера. Механизм кроссинговера. Значение кроссинговера для онто- и филогенеза.

  11. Виды взаимодействия генов: аллельное и неаллельное.

  12. Полное доминирование, его характеристика, примеры.

  13. Неполное доминирование, его характеристика, примеры.

  14. Кодоминирование, его характеристика, примеры.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Ознакомьтесь с примерами решения ситуационных задач по теме занятия.

Задача 1. Моногибридное скрещивание. Миоплегия наследуется как доминантный признак. Какое потомство можно ожидать, если отец болен и гетерозиготен по данному признаку, а мать здорова?

Эталон решения: Развитие анализируемого признака определяется одной парой аллельных генов. Ген миоплегии – доминантный (обозначим буквой А), ген развития нормального признака – рецессивный (а).

По условию задачи мать здорова, следовательно, ее генотип – аа. Отец болен и гетерозиготен по данному признаку, следовательно, его генотип – Аа. В мейозе гаметогенеза у матери образуется один тип гамет с геном а, у отца два типа гамет с геном А и а. При слиянии гамет получаем возможные варианты, генотипов потомства.

Р: аа × Аа

G: (а) × (А) (а)

F1: Аа, аа

Таким образом в потомстве F1 с равной вероятностью могут появиться дети, страдающие миоплегией (генотип Аа) и здоровые (генотип аа). Вероятность определяется в процентах.


Задача 2. Дигибридное скрещивание. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а праворукость над леворукостью. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза.

Какое потомство в отношении этих двух признаков ожидается от этого брака?

Эталон решения: Сделаем обозначения:

Признак

Ген, его определяющий

Возможные генотипы

Карие глаза

Голубые глаза

Праворукость

Леворукость

A

a

B

B

АA, Aa

aa

ВB, Bb

Bb

Левша гомозиготен по рецессивному гену b, поэтому его сын – правша гетерозиготен по этому гену и гомозиготен по гену а, так как имеет голубые глаза. Генотип жениха ааВb. Невеста гомозиготна по кареглазости (так как в ее роду голубоглазых нет) и по гену b, так как она – левша. Ее генотип ААbb.

Возможные гаметы жениха – аВ и аb, гаметы невесты – Аb. В этом браке равновероятно рождение кареглазых правшей с генотипом АаВb или кареглазых левшей с генотипом Ааbb.

Р: Aabb × аaBb

G: (Аb) × (aB) (ab)

F1: АаВb, Ааbb

Задача 3. Сцепленное наследование. Гены «А» и «Б», отвечающие за разные признаки, находятся в одной хромосоме. Напишите варианты гамет дигетерозиготного организма при наличии кроссинговера и его отсутствии.

Эталон решения: Гены, локализованные в одной паре хромосом, имеют тенденцию наследоваться совместно, так как в одну гамету в процессе мейоза I гаметогенеза отходит одна из пары гомологичных хромосом вместе с локализованными в ней генами. В пахитене профазы мейоза I может происходить кроссинговер, в результате чего образуются хромосомы с иной комбинацией генов. У дигетерозиготы АВ/ab при отсутствии кроссинговера образуются только 2 варианта некроссоверных гамет: (АВ) и (аb). При наличии кроссинговера дигетерозигота формирует 4 варианта гамет: некроссоверные – (АВ) и (аb) и кроссоверные – (Аb) и (аВ).

Задача 4. Неполное доминирование. Одна из форм цистинурии наследуется как рецессивный аутосомный признак. У рецессивных гомозигот наблюдается образование цистиновых камней в почках, у гетерозигот – повышенное содержание цистина в моче, доминантные гомозиготы – здоровы.