Файл: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности Фармация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эталоны ответов: 1.1), 2.2), 3.4), 4.3), 5.3), 6.3), 7.4), 8.3), 9.1), 10.2), 11.2), 12.3), 13.2), 14.3), 15.1), 16.1), 17.1), 18.2), 19.1), 20.2).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

              1. Тип Круглые черви. Морфофизиологические особенности класса Собственно круглые черви. Медицинское значение. Патогенные формы.

  1. Аскарида. Морфофизиологические особенности. Цикл развития. Название заболевания. Способ заражения и патогенное действие. Лабораторная диагностика аскаридоза: материал, результаты. Профилактика: личная и общественная.

  2. Острица. Морфофизиологические особенности. Цикл развития. Название заболевания. Способ заражения и патогенное действие. Лабораторная диагностика энтеробиоза: материал, результаты. Профилактика: личная и общественная.

  3. Трихина. Морфофизиологические особенности. Цикл развития. Название заболевания. Способ заражения и патогенное действие. Лабораторная диагностика трихинеллеза: материал, результаты. Профилактика: личная и общественная.

  4. Значение работ К.И.Скрябина в области гельминтологии. Понятие о дегельминтизации и девастации.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Изучите макропрепараты.

а) Внешнее строение самца и самки аскариды.

Рассмотрите на макропрепарате строение самца и самки аскариды. Тело аскариды несегментированное, цилиндрическое, заостренное с концов. Самки больше самцов, у самцов задний конец тела спирально закручен на брюшную сторону. Передний конец тела у обоих полов одинаков, но несколько тоньше заднего. Вдоль тела просвечивают четыре продольные линии: две по бокам, одна – по средней линии спинной стороны, одна – по брюшной. Боковые линии выражены более отчетливо – это выделительные каналы, спинная и брюшная линии – нервные стволы.

2. Изучите готовые микропрепараты.

а) Острица (ок. 7, об. 8).

Острица – небольшой червь белого цвета. Передний конец тела острицы окружен прозрачным пузыревидным вздутием кутикулы. Пищевод утолщается и переходит в шаровидное расширение – бульбус. Обратите внимание на половой диморфизм. Самец несколько меньше по размеру, задний конец тела спирально закручен на брюшную сторону. Задний конец тела у самки заострен.

б) Трихина (ок. 7, об. 40).

Рассмотрите половозрелую форму трихины. Тело трихины цилиндрической формы, передний конец несколько сужен. Самка имеет длину 3-4 мм. Под большим увеличением микроскопа виден длинный тонкий пищевод образующий расширение и переходящий в изгибающуюся кишечную трубку, которая открывается на заднем конце тела анальным отверстием. Половые органы самки непарные, имеется один яичник, короткий яйцевод и широкая матка, переходящая во влагалище. Самец значительно меньше самки, около 1,5 мм. Форма тела самца такая же, как и у самки, но у самца на заднем конце имеются два конусовидных кожистых выроста. Непарный семенник соединяется с семяпроводом, открывающимся в концевой отдел кишечника.

3. Изучите и зарисуйте готовые микропрепараты.

а) Яйца аскариды (ок. 7, об. 40).

Найдите оплодотворенные и неоплодотворенные яйца. Оплодотворенные яйца аскариды крупные, слегка овальной формы, покрыты тремя оболочками: наружная – бугристая (окрашена пигментами фекалий в коричневый цвет), средняя – глянцевитая, внутренняя – волокнистая. Неоплодотворенные яйца несколько удлиненной формы, наружная оболочка мелкобугристая. Зарисуйте оплодотворенное яйцо. Сделайте обозначения: бугристая оболочка, глянцевитая оболочка, волокнистая оболочка.

б) Яйца острицы (ок. 7, об. 40).

Яйцо острицы мелкое, бесцветное, покрыто тонкой оболочкой, асимметричной формы (одна сторона уплощена, другая выпуклая). Зарисуйте яйцо острицы и сделайте обозначения: оболочка, выпуклая сторона, уплощенная сторона.

Под каждым рисунком яиц напишите систематическое положение паразита (тип, класс, род, вид).

в) Личинка трихины в мышцах (ок. 7, об. 40).

В кусочке мышцы животного, пораженного трихинеллезом найдите мышечные волокна (розово-красного цвета) с характерной поперечной исчерченностью. Среди них располагаются капсулы с личинками трихины. Капсула имеет овальную форму, напоминающую лимон. В полости капсулы можно увидеть свернутую личинку, иногда – две личинки. Зарисуйте капсулу со спирально закрученной личинкой. Сделайте обозначения: мышечное волокно, капсула, личинка. Напишите систематическое положение паразита.

4. Ознакомьтесь с примером решения задачи по теме занятия.

Задача. В одном из детских садов выявлена большая пораженность детей энтеробиозом. Можно ли избавить детей от остриц без применения медикаментозного лечения?

Эталон ответа: Возможно, при строгом соблюдении больным правил личной гигиены, так как самка живет 1 месяц.

5. Решите ситуационные задачи по теме занятия.

6. Заполните таблицу по паразитическим формам.

Заболевания, вызываемые гельминтами

Название заболевания

Русское и латинское название паразита

Способ заражения

Патогенное действие

Аскаридоз










Энтеробиоз










Трихинеллёз











УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Темы рефератов:

              1. Осложнения нематодозов у человека.

              2. Частота встречаемости различных нематодозов в Тверской области.

Медицинская арахноэнтомология. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Класс Насекомые

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить морфофизиологическую характеристику членистоногих; строение, жизненный цикл и медицинское значение иксодовых и акариформных клещей; представителей отрядов насекомых, имеющих медицинское значение.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ


  1. Тип полости тела членистоногих

    1. первичная

    2. вторичная

    3. смешанная

    4. отсутствует

  1. Тип кровеносной системы членистоногих

    1. замкнутая, 1 круг кровообращения

    2. незамкнутая

    3. отсутствует

    4. замкнутая, 2 круга кровообращения

  1. Тип выделительной системы членистоногих

    1. отсутствует

    2. метанефридиальная

    3. протонефридиальная

    4. видоизмененные метанефридии

  1. Тип нервной системы членистоногих

    1. нервных стволов

    2. брюшной цепочки

    3. узловая

    4. трубки

  1. Латинское название класса Паукообразные

    1. Insecta

    2. Arachnida

    3. Chelicerata

    4. Arthropoda

  1. Количество пар ног паукообразных

    1. 10

    2. 3

    3. 4

    4. 6

  1. Отделы тела паукообразных

    1. голова, грудь, брюшко

    2. головогрудь, брюшко

    3. голова, туловище

    4. голова, туловище, хвост

  1. Стадии жизненного цикла клещей

    1. яйцо, личинка, имаго

    2. яйцо, личинка, нимфа, имаго

    3. яйцо, половозрелая особь

    4. яйцо, личинка, куколка, имаго

  1. Особенности строения личинки иксодового клеща

    1. 3 пары ног, нет стигм и полового отверстия

    2. 3 пары ног, есть стигмы, нет полового отверстия

    3. 4 пары ног, нет стигм и полового отверстия

    4. 4 пары ног, нет стигм, есть половое отверстие

  1. Особенности строения нимфы иксодового клеща

    1. 3 пары ног, нет стигм и полового отверстия

    2. 3 пары ног, есть стигмы, нет полового отверстия

    3. 4 пары ног, стигмы, нет полового отверстия

    4. 4 пары ног, нет стигм, есть половое отверстие

  1. Особенности строения имаго иксодового клеща

    1. 3 пары ног, нет стигм и полового отверстия

    2. 3 пары ног, есть стигмы, нет полового отверстия

    3. 4 пары ног, нет стигм и полового отверстия

    4. 4 пары ног, стигмы, половое отверстие

  1. Таежный клещ – переносчик возбудителя

    1. туляремии

    2. сыпного тифа

    3. весенне-летнего энцефалита

    4. лейшманиозов

  1. Возбудитель весенне-летнего энцефалита

    1. трипаносома

    2. нейротропный вирус

    3. спирохеты

    4. риккетсии

  1. Эпидемиологическая цепь весенне-летнего энцефалита

    1. собаки, шакалы → клещи рода Ixodes → человек

    2. дикие млекопитающие и птицы → таежный клещ → человек

    3. грызуны → блохи → человек

    4. копытные → муха це-це → человек

  1. Трансовариальная передача возбудителя происходит через

    1. яйцеклетки

    2. переносчика

    3. пищу

    4. кожу и слизистые оболочки

  1. Локализация чесоточного клеща в организме человека

    1. нервная система

    2. эпидермис кожи

    3. внутренние органы

    4. лимфатические узлы

  1. Название заболевания, вызываемого Sarcoptes scabiei

    1. весеннее-летний энцефалит

    2. возвратный тиф

    3. чесотка

    4. лейшманиоз

  1. Способ заражения чесоткой

    1. пищевой

    2. трансмиссивный

    3. контактный

    4. воздушно-капельный

  1. Латинское название класса Насекомые

    1. Insecta

    2. Arachnida

    3. Chelicerata

    4. Arthropoda

  1. Количество пар ходильных конечностей насекомых

    1. 10

    2. 3

    3. 4

    4. 6

  1. Стадии жизненного цикла вшей

    1. яйцо, личинка, имаго

    2. яйцо, личинка, нимфа, имаго

    3. яйцо, половозрелая особь

    4. яйцо, личинка, куколка, имаго

  1. Эпидемиологическое значение головной вши: переносчик возбудителей

    1. туляремии

    2. сыпного тифа

    3. сыпного и возвратного тифов

    4. возвратного тифа

  1. Возбудитель сыпного тифа

    1. трипаносома

    2. нейротропный вирус

    3. спирохеты Обермейера

    4. риккетсии Провачека

  1. Эпидемиологическая цепь вшивого сыпного тифа

    1. собаки → шакалы → клещи рода Ixodes → здоровый человек

    2. млекопитающие и птицы → клещи → человек

    3. больной человек → головная вошь → здоровый человек

    4. копытные → муха це-це → человек

  1. Медицинское значение платяной вши

    1. переносчик туляремии, эктопаразит

    2. эктопаразит, переносчик возбудителей сыпного и возвратного тифа

    3. возбудитель весенне-летнего энцефалита

    4. резервуар лейшманиозов

  1. Заболевание, вызываемое вшами

    1. сыпной тиф

    2. возвратный тиф

    3. чесотка

    4. педикулёз

  1. Способ заражения человека педикулёзом

    1. пищевой

    2. контактный

    3. гемотрансфузионный

    4. трансмиссивный

  1. Личная профилактика педикулёза

    1. специальная одежда для похода в лес

    2. осмотр тела и одежды при возвращении из леса

    3. гигиена тела и одежды

    4. репелленты, профилактические прививки

  1. Локализация спирохет в организме платяной вши

    1. гемолимфа

    2. просвет кишечника

    3. слюнные железы

    4. половые клетки

  1. Локализация риккетсий в организме головной вши

    1. гемолимфа

    2. просвет кишечника

    3. слюнные железы

    4. половые клетки

  1. Переносчик возбудителя чумы

    1. Ixodes persulcatus

    2. Pulex irritans

    3. Dermacentor marginatus

    4. Sarcoptes scabiei

  1. По способу заражения чума относится к инфекциям

    1. пищевым

    2. факультативно-трансмиссивным

    3. облигатно-трансмиссивным

    4. контактным

  1. Меры борьбы с блохами

    1. влажная уборка, инсектициды

    2. осмотр тела и одежды при возвращении из леса

    3. не ночевать в пещерах, снос заброшенных построек

    4. осушение болот

  1. Личинка комара Culex

    1. имеет дыхательный сифон

    2. не имеет сифона

    3. имеет форму запятой

    4. имеет щиток

  1. Личинка комара Anopheles

    1. имеет дыхательный сифон

    2. не имеет сифона

    3. имеет форму запятой

    4. имеет щиток

  1. Форма дыхательного сифона куколки Anopheles

    1. круглая

    2. цилиндрическая

    3. воронковидная

    4. овальная

  1. Форма дыхательного сифона куколки Culex

    1. круглая

    2. цилиндрическая

    3. воронковидная

    4. овальная

  1. Медицинское значение комаров Anopheles

    1. возбудители малярии

    2. механические переносчики малярии

    3. специфические переносчики малярии

    4. ядовиты


Эталоны ответов: 1.3), 2.2), 3.4), 4.2), 5.2), 6.3), 7.2), 8.2), 9.1), 10.3), 11.4), 12.3), 13.2), 14.2), 15.1), 16.2), 17.3), 18.3), 19.1), 20.2), 21.1), 22.2), 23.3), 24.3), 25.2), 26.4), 27.2), 28.3), 29.1), 30.2), 31.2), 32.2), 33.1), 34.1), 35.2), 36.3), 37.2), 38.3).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения членистоногих. Типы развития членистоногих. Классификация типа по латыни.

  2. Класс Паукообразные. Отряд Клещи. Особенности внешнего и внутреннего строения. Тип развития.

  3. Семейство Иксодовые клещи. Таёжный клещ. Особенности внешнего строения. Эпидемиологическая цепь переносимого заболевания, его возбудитель. Профилактика: личная и общественная.

  4. Семейство Акариформные клещи. Чесоточный клещ. Особенности внешнего строения. Локализация в организме человека. Медицинское значение. Патогенное действие. Способ заражения. Профилактика: личная, общественная.

  5. Характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения. Типы развития.

  6. Отряд Вши. Головная и платяная вошь. Особенности внешнего строения. Цикл развития. Значение как возбудителя и переносчика заболеваний. Меры борьбы.

  7. Отряд Блохи. Человеческая блоха. Особенности внешнего строения. Стадии жизненного цикла. Эпидемиологическое значение блох. Локализация возбудителя в организме переносчика. Механизм заражения. Меры борьбы.

  8. Отряд Двукрылые. Малярийный и обыкновенный комар. Тип развития. Отличительные особенности строения личинки, куколки и имаго. Медицинское значение. Меры борьбы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Изучите и зарисуйте готовые микропрепараты.

а) Личинка, нимфа и имаго иксодового клеща (ок. 7, об. 8).

На малом увеличении микроскопа рассмотрите личинку с брюшной стороны. Личинка малых размеров и полностью помещается в поле зрения микроскопа, ее тело имеет овальную форму. Передний конец тела можно определить по выступающему ротовому аппарату, образованному хелицерами и педипальпами. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Личинка питается кровью и является эктопаразитом. Передняя часть спинной поверхности личинки покрыта уплотненным хитином, образующим щиток (просвечивает сквозь покровы и поэтому виден с брюшной стороны). Личинка имеет три пары членистых конечностей. По этому признаку стадию личинки отличают от других стадий развития клещей. На брюшной стороне в задней части тела по срединной линии расположено анальное отверстие. Дышит личинка через покровы, поэтому дыхательные стигмы у нее отсутствуют. Половая система не развита, полового отверстия нет.

Нимфа, как и личинка, овальную форму, но большего размера. На переднем конце тела находится ротовой аппарат колюще-сосущего типа – хелицеры и педипальпы. Количество ходильных ног составляет 4 пары. Позади последней пары ходильных ног найдите стигмы (дыхательные отверстия) трахейной дыхательной системы. По средней линии кзади располагается анальное отверстие. Половая система у нимфы не развита и не имеет выходного отверстия, что является важным диагностическим признаком в сравнении с имаго.

У половозрелой особи по бокам тела расположены четыре пары ходильных конечности. Найдите стигмы трахейной дыхательной системы, половое отверстие, которое расположено между конечностями последней пары. На заднем конце тела по средней линии располагается анальное отверстие.

Зарисуйте личинку, нимфу и имаго клеща. Сделайте обозначения: ходильные конечности, анальное отверстие, стигмы дыхательной системы, половое отверстие, ротовой аппарат. Под рисунком всех стадий развития клеща сделайте единую подпись положения таежного клеща в системе животного мира (тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид).

б) Ротовые аппараты самок комаров (ок. 7, об. 8).

Рассмотрите ротовой аппарат самки комара кулекс на малом увеличении микроскопа. Найдите хоботок (видоизмененная нижняя губа). Рядом с хоботком (справа или слева от него) найдите верхнюю губу, имеющую вид длинной и узкой пластинки желтоватого цвета. По обеим сторонам от хоботка расположены нижнечелюстные щупики, которые у комаров кулекс короче хоботка и составляют примерно 1/3 его длины. Кнаружи от щупиков найдите усики или сяжки.

Сравните строение ротового аппарата самки малярийного комара и самки комара кулекс, рассматривая на малом увеличении микроскопа. Найдите отличия. Нижнечелюстные щупики и хоботок равны по длине.

Зарисуйте ротовые аппараты комаров. Сделайте обозначения: хоботок, нижнечелюстные щупики, усики. Под рисунком напишите систематическое положение паразитов (тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид).

в) Личинки комаров (ок. 7, об. 8).

Рассмотрите микропрепарат личинки обыкновенного комара на малом увеличении микроскопа. Найдите голову, грудь, брюшко, состоящие из сегментов. Посередине брюшка виден кишечник, заполненный пищей. Вдоль боковых сторон брюшка видны стволы трахей, которые на предпоследнем сегменте соединяются в один общий, он заканчивается расположенным под углом к нему дыхательным сифоном. Сифон имеет вид конусовидной трубки. На последнем членике располагаются листовидные анальные жабры и пучок щетинок.

Отличительным признаком личинки малярийного комара является отсутствие дыхательного сифона. Вместо него на предпоследнем сегменте брюшка находится пара дыхалец, или стигм.

Зарисуйте личинки комаров. Сделайте обозначения: дыхательный сифон, стигмы.

г) Куколки комаров.

По форме тела куколка обыкновенного комара напоминает запятую. Утолщенная передняя часть – головогрудь, затем следует более узкое, сегментированное брюшко. Найдите на верхней стороне головогруди два дыхательных сифона в виде трубочек цилиндрической формы. На нижней стороне головогруди видны глаза.

Обратите внимание на форму дыхательной трубки малярийного комара. Она воронковидной формы.

Зарисуйте куколки комаров. Сделайте обозначения: головогрудь, брюшко, дыхательная трубка.

2. Изучите демонстрационные препараты.

а) Чесоточный зудень (ок. 7, об. 40).

Клещ имеет микроскопические размеры и не виден невооруженным глазом. На большом увеличении микроскопа на поверхности заметны многочисленные чешуйки, шипики и длинные, направленные назад щетинки. На переднем конце тела имеется короткий ротовой аппарат грызущего типа, образованный сросшимися педипальпами. Ходильные конечности резко укорочены и две пары направлены вперед, две пары – назад.

б) Вошь (ок. 7, об. 8).

Рассмотрите тотальный препарат вши под малым увеличением микроскопа. Найдите три отдела: голову, грудь, брюшко. По бокам головы найдите членистые усики. Грудной отдел не расчленен на сегменты и нерезко отделен от брюшка. По бокам груди найдите конечности (сосчитайте их). Обратите внимание на последний сегмент ходильных конечностей. Он отличается крупными размерами и несет коготок. Предпоследний членик имеет выступ и вместе с коготком образует подобие клешни, с помощью которой вошь удерживается на волосах или белье. Брюшко расчленено на десять сегментов. Определите вид вши. У головной вши усики короткие и толстые. Наружные края сегментов брюшка имеют форму фестонов и пигментированы. У платяной вши усики длинные и тонкие, вырезки между сегментами брюшка плохо выражены, брюшко не пигментировано.

в) Блоха (ок. 7, об. 8).

Под малым увеличением рассмотрите тотальный препарат блохи. Обратите внимание на то, что тело блохи сплющено не в дорсовентральном направлении, а с боков; крылья отсутствуют. Голова спереди закруглена и соединена широким основанием с переднегрудью. На голове найдите короткие усики, ротовой аппарат, глаза. Грудь имеет три сегмента, каждый из которых несет по паре конечностей. Обратите внимание на размеры конечностей последней пары: они значительно длиннее и служат для прыганья. На поверхности головы, грудных сегментах и других частях тела расположены придатки в виде волосков, щетинок, зубчиков.

3. Ознакомьтесь с примером решения задачи по теме занятия.

Задача. В поликлинику обратился мужчина, у которого на шее и на правой лопатке находятся два присосавшихся клеща коричневого цвета. Выяснилось, что накануне он выезжал из города в лес. Какими заболеваниями они могут заразить человека? Как предупредить нападение клещей на людей?

Эталон ответа: весенне-летним энцефалитом, энцефалитом западных районов, болезнью Лайма. Для предотвращения нападения: репелленты, одежда, покрывающая все тело, головной убор.

4. Решите ситуационные задачи по теме занятия.

5. Заполните таблицу по паразитическим формам.

Заболевания, переносимые и вызываемые членистоногими

Название заболевания

Русское и латинское название паразита

Способ заражения

Патогенное действие

Весенне-летний энцефалит










Чесотка










Педикулёз










Вшивый сыпной тиф










Вшивый возвратный тиф










Чума










Малярия











УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Темы рефератов:

1. Распространение весенне-летнего энцефалита в РФ.

2. Демодекс, его медицинское значение.

1   2   3   4   5   6

Модуль IV. Общая и медицинская экология


Биологические аспекты экологии человека

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить классификацию экологических факторов и механизмы их воздействия на организм; экологическую дифференциацию человечества; биогеоценоз как структурную единицу биосферы, его блоки, виды; источники и биологические последствия загрязнения окружающей среды и пути борьбы ними.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ

  1. Наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей их средой

    1. биология

    2. экология

    3. гистология

    4. орнитология

  1. Раздел экологии, который изучает основные принципы строения и функционирования различных надорганизменных систем

    1. прикладная экология

    2. геоэкология

    3. общая экология

    4. экология человека

  1. Живая и неживая природа, окружающая растения, животных и человека

    1. планета Земля

    2. среда обитания

    3. экологическая ниша

    4. экосистема

  1. Отдельные элементы среды обитания

    1. блоки биогеоценоза

    2. экологические факторы

    3. структурные элементы

    4. экосистемы

  1. Факторы неживой природы

    1. биотические

    2. абиотические

    3. движущие

    4. антропогенные

  1. К абиотическим факторам относят

    1. паразитизм

    2. комменсализм

    3. половой отбор

    4. климатические

  1. Факторы, связанные с деятельностью живых организмов

    1. биотические

    2. абиотические

    3. климатические

    4. антропогенные

  1. К биотическим факторам относят

    1. ультрафиолетовое излучение

    2. паразитизм

    3. содержание кислорода в воздухе

    4. климатические

  1. Факторы среды, обусловленные присутствием человека и результатами его трудовой деятельности

    1. биотические

    2. абиотические

    3. климатические

    4. антропогенные

  1. Биосоциальный процесс приспособления человека к окружающей среде, направленный на поддержание нормальной жизнедеятельности в конкретных условиях среды

    1. регенерация

    2. адаптация

    3. выживаемость

    4. репарация

  1. Территория обитания, чрезвычайная в отношении возможного неблагоприятного влияния на организм человека – это зона

    1. опасная

    2. экстремальная

    3. риска

    4. неблагоприятная

  1. Высокая температура и влажность, повышенный уровень УФО – это экстремальные факторы зоны

    1. аридной

    2. тропиков

    3. высокогорья

    4. умеренной

  1. Высокая дневная и низкая ночная температура воздуха, повышенное УФО, сухость воздуха, ветер, пыль – это экстремальные факторы зоны

    1. аридной

    2. тропиков

    3. высокогорья

    4. умеренной

  1. Низкое атмосферное давление, пониженное содержание О2, низкие температуры – это экстремальные факторы зоны

    1. аридной

    2. арктической

    3. высокогорья

    4. континентальной Сибири

  1. Низкие температуры, сильный ветер, недостаточность солнечной радиации, резкие колебания метеоусловий – это экстремальные факторы зоны

    1. арктической

    2. континентальной Сибири

    3. высокогорья

    4. умеренной

  1. Высокий рост, худощавость, удлинение пропорций тела, узкий нос, сильная пигментация кожи характерны для жителей зоны

    1. тропиков

    2. аридной

    3. арктической

    4. континентальной Сибири

  1. Удлиненная форма тела и головы, худощавость, умеренная пигментация кожи, курчавоволосость, широкий нос характерны для жителей зоны

    1. тропиков

    2. аридной

    3. арктической

    4. континентальной Сибири

  1. Увеличение длинных костей скелета и массы тела, сильное развитие грудной клетки характерно для жителей зоны

    1. высокогорной

    2. аридной

    3. арктической

    4. континентальной Сибири

  1. Плотное телосложение, развитая костно-мускульная масса, цилиндрическая грудная клетка, повышенное содержание гемоглобина, белков, липидов в крови характерны для жителей зоны

    1. высокогорной

    2. аридной

    3. арктической

    4. влажных тропиков

  1. Кожные и паразитарные заболевания с хроническим течением, полиинфекции и полиинвазии – это особенности патологии зоны

    1. высокогорной

    2. арктической

    3. тропической

    4. континентальной Сибири

  1. Заболевания простудного характера, глазные болезни, природно-очаговые заболевания, связанные с сухолюбивыми переносчиками – это особенности патологии зоны

    1. высокогорной

    2. аридной

    3. арктической

    4. континентальной Сибири

  1. Низкая частота сердечно-сосудистой патологии, простудных заболеваний и обморожений; высокая частота рахита, авитаминозов, желудочно-кишечных заболеваний, бруцеллеза и тениаринхоза – это особенности заболеваемости зоны

    1. высокогорной

    2. аридной

    3. арктической

    4. континентальной Сибири

  1. Геологические оболочки Земли

    1. литосфера, гидросфера, атмосфера

    2. экосистема, агроценоз, литосфера

    3. тундра, озера, почва

    4. биогеоценоз, гидросфера, агросистема

  1. Совокупность всех живых организмов планеты

    1. биомасса

    2. биогенное вещество

    3. биокосное вещество

    4. витасфера

  1. Вещество, образованное при участии живых организмов

    1. биогенное

    2. биомасса

    3. биокосное

    4. косное

  1. Вещество, образованное с участием живых организмов и косного вещества

    1. биогенное

    2. биокосное

    3. гетерогенное

    4. гомогенное

  1. Миграция газов и их превращения между живым веществом и газовой компонентой биосферы – это функция

    1. газовая

    2. концентрационная

    3. деструкционная

    4. энергетическая

  1. Способность живых организмов аккумулировать химические элементы из внешней среды — это функция

    1. газовая

    2. энергетическая

    3. деструкционная

    4. концентрационная

  1. Способность живых организмов совершать различные химические превращения – это функция

    1. энергетическая

    2. газовая

    3. окислительно-восстановительная

    4. концентрационная

  1. Аккумуляция солнечной энергии растениями – это функция

    1. энергетическая

    2. окислительная

    3. восстановительная

    4. концентрационная

  1. Разрушение и гниение погибших организмов – это функция

    1. газовая

    2. деструкционная

    3. окислительная

    4. энергетическая

  1. Блок биогеоценоза, включающий фото- или хемосинтетиков

    1. хемосинтезирующий

    2. автотрофный

    3. фотосинтезирующий

    4. смешанный

  1. Блок, включающий жи­вые организмы, использующие готовые органические вещества

    1. автотрофный

    2. хемотрофный

    3. гетеротрофный

    4. косный

  1. Состав гетеротрофного блока

    1. консументы и биоредуценты

    2. продуценты и консументы

    3. биотоп и биоредуценты

    4. почва и продуценты

  1. Разложение мертвых органических веществ до минеральных осуществляют

    1. биоредуценты

    2. автотрофы

    3. паразиты

    4. сапрофиты

  1. Виды биогеоценозов

    1. климаксовые, агроценозы

    2. агроценозы, экотопы

    3. агроценозы, фитоценозы

    4. климаксовые, зооценозы

  1. Биологическими последствиями загрязнения гидросферы является рост болезней

    1. наследственных хромосомных

    2. экологических

    3. наследственных цитоплазматических

    4. желудочно-кишечного тракта

  1. Примеры экологических болезней

    1. болезнь Минамата и итай-итай

    2. болезнь Паркинсона и фенилкетонурия

    3. миаз и гемофилия

    4. лямблиоз и синдром Альпорта

  1. Причина болезни Минамата

    1. отравление ртутью

    2. отравление солями

    3. отравление грибами

    4. изменение в генотипе

  1. Болезнь итай-итай возникает при отравлении

    1. кадмием

    2. цинком

    3. ртутью

    4. пищевыми продуктами


Эталоны ответов: 1.2), 2.3), 3.2), 4.2), 5.2), 6.4), 7.1), 8.2), 9.4), 10.2), 11.2), 12.2), 13.1), 14.3), 15.1), 16.2), 17.1), 18.1), 19.3), 20.3), 21.2), 22.3), 23.1), 24.1), 25.1), 26.2), 27.1), 28.4), 29.3), 30.1), 31.2), 32.2), 33.3), 34.1), 35.1), 36.3), 37.2), 38.1), 39.1), 40.1).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

              1. Предмет экологии. Характеристика разделов общей экологии по уровням организации. Антропоэкология.

              2. Факторы среды: их классификация, характеристика.

              3. Виды приспособительных реакций организма человека. Адаптация: определение, виды, значение адаптации. Акклиматизация: определение, характеристика, отличия от адаптации, примеры.

              4. Понятие экстремальной зоны. Основные экстремальные зоны на планете. Понятие адаптивного типа, его особенности.

              5. Экстремальные факторы тропиков, характеристика тропического адаптивного типа; основные морфофункциональные особенности коренного населения. Особенности патологии тропиков.

              6. Экстремальные факторы аридных областей и морфофункциональные особенности адаптивного типа аридной зоны. Особенности патологии аридных зон.

              7. Характеристика экстремальных факторов высокогорья; морфофункциональные особенности населения высокогорья, особенности патологии.

              8. Арктический регион: экстремальные факторы, демографическая структура населения; характеристика адаптивного типа. Особенности патологии арктического района.

              9. Экстремальные факторы континентальной зоны Сибири и характеристика адаптивного типа. Морфофункциональные особенности населения умеренного пояса.

              10. Геологические оболочки Земли, их характеристика.

              11. Состав биосферы, характеристика основных компонентов.

              12. Понятие биомассы. Количественная и качественная характеристика живого вещества. Функции биомассы.

              13. Биогеоценоз – структурная единица биосферы. Основные блоки биогеоценоза, определение, состав, характеристика основных групп организмов.

              14. Виды и направления антропогенного влияния на биосферу.

              15. Понятие экологических заболеваний, их классификация.

              16. Основные пути борьбы с загрязнениями окружающей среды, их характеристика.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Изучите и зарисуйте готовые микропрепараты.

а) Лёгкое кошки (ок. 7, об. 8).

На препарате видна ткань лёгкого, которая состоит из разветвлений бронхов, образующих бронхиальное дерево, системы альвеол и сосудов, сопровождающих бронхиальное дерево и оплетающих отдельные альвеолы. Стенка мелких бронхов состоит из слизистой оболочки, собранной в многочисленные складки, и наружной адвентициальной оболочки, образованной соединительной тканью. Альвеолы имеют вид открытого пузырька, их внутренняя поверхность выстлана однослойным плоским альвеолярным эпителием, находящимся на базальной мембране. Снаружи к базальной мембране прилежат кровеносные капилляры, проходящие по межальвеолярным перегородкам, а также плотная сеть эластических волокон, оплетающих альвеолы. Зарисуйте участок ткани лёгкого. Сделайте обозначения: мелкий бронх, альвеолярный ход, альвеолы, капилляры.

б) Силикоз лёгкого (ок. 7, об. 8).

Силикоз лёгкого вызывается длительным вдыханием пыли, содержащей свободную двуокись кремния SiO2. Лёгкие при силикозе увеличены в объёме, плотные, вследствие распространенного склероза. В них обнаруживаются типичные силикотические узелки, имеющие округлую форму с концентрическим или вихреобразным расположением пучков соединительной ткани. Зарисуйте участок лёгкого. Сделайте обозначения: силикотический узелок, соединительная ткань.

в) Антракоз лёгкого (ок. 7, об. 8).

Антракоз лёгкого развивается при длительном вдыхании угольной пыли. Угольный пигмент обычно равномерно распределен во всех долях и вызывает развитие склероза. Склероз при антракозе характеризуется развитием соединительной ткани в местах отложений угольной пыли – межальвеолярных перегородках, вокруг сосудов и бронхов. Пыль располагается в многочисленных пылевых клетках и вне их. Участки новообразованной соединительной ткани с пылевыми клетками называют антракотическими очажками. При слиянии мелких антракотических очажков возникают крупные, антракотические узлы. При диффузном антракозе значительные участки лёгких оказываются безвоздушными, плотными, серо-черного, аспидного цвета. При антракозе альвеолярные стенки истончаются и выпрямляются, ходы расширены. Зарисуйте участок лёгкого с антракотическим очажком. Сделайте обозначения: альвеолы, соединительная ткань, отложения угольной пыли.

г) Рак лёгкого (ок. 7, об. 8).

На препарате виден участок злокачественной опухоли, расположенной в ткани лёгкого. Он не имеет четких границ и состоит из лимфоцитоподобных клеток, которые растут в виде пластов или тяжей. Зарисуйте участок опухоли лёгкого и обозначьте атипичные клетки опухоли.

2. Заполните таблицу по характеристике адаптивных типов человека.

Характеристика адаптивных типов человека

Адаптивный тип

Особенности среды обитания

Морфофизиологическая характеристика

Структура заболеваемости














УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема реферата:

Биогеохимические провинции и экологически зависимые заболевания, распространенные на их территориях.

ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

1. Чебышев Н.В., Биология. Руководство к лабораторным занятиям [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. Н.В. Чебышева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 384 с. - ISBN 978-5-9704-3411-6 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434116.html
Дополнительная литература:

  1. Биология. Модуль Генетика. Модуль Медицинская паразитология: сборник ситуационных задач / М. Б. Петрова, Е. А. Харитонова, Н. В. Павлова [и др.]. – Тверь: Триада, 2015. – 72 с. – Текст : непосредственный.

  2. Биология. Модуль Медицинская арахноэнтомология : интерактивный атлас /М. Б. Петрова, Е. А. Харитонова, Н. В. Павлова [и др.]. – Тверь, 2017. – 12,1 МБ. . – Текст : электронный.

  3. Биология. Модуль Медицинская гельминтология : интерактивный атлас /М. Б. Петрова, Е. А. Харитонова, Н. В. Павлова [и др.]. – Тверь, 2017. – 13,6 МБ. . – Текст : электронный.

  4. Биология. Паразитология. Простейшие : интерактивный атлас /М. Б. Петрова, Е. А. Харитонова, Н. В. Павлова [и др.]. – Тверь, 2017. – 13,5 МБ. . – Текст : электронный.

  5. Клетка: электронное наглядное пособие / Петрова М.Б., Стручкова И.В., Харитонова Е.А. и др. - Тверь, 2018. - 606 МБ. – Текст : электронный.

  6. Пехов А.П., Биология: медицинская биология, генетика и паразитология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.П. Пехов. - 3-е изд., стереотип. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с. - ISBN 978-5-9704-3072-9 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430729.html

  7. Формы размножения : электронное наглядное пособие / Петрова М.Б., Щелоченкова Е.В., Харитонова Е.А. и др. Тверь. 2018. - 337 МБ. Текст : электронный.

  8. Экологические основы паразитизма : учебно-методическое пособие / Петрова М.Б., Павлова Н.В., Харитонова Е.А. и др. / Тверь: РИЦ Тверского гос. мед. унив. - 2021. – 72с. – Текст : непосредственный.