Файл: Семинар тренинг Елена Сидоренко Москва 2015.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональный интеллект в бизнесе Семинар - тренинг


©Елена Сидоренко
Москва
2015

Цель программы:





Повышение личной и организационной эффективности
за счет использования эмоциональных ресурсов

Задачи:





1. Расширение представлений об эмоциональном интеллекте, его особенностях, компонентах и функциях.
2. Выявление индивидуальных ресурсных зон эмоционального интеллекта.
3. Овладение технологиями применения эмоционального интеллекта:
      а) в понимании эмоций и отношений;
      б) в использовании энергии и направленности эмоций и отношений;
      в) в управлении эмоциями и отношениями.

«Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего» (Генри Форд)





1. Подлинность


Лучшие из лидеров поднимаются в глазах своих последователей благодаря умению быть собой.


2. Значимость


Последователи хотят, чтобы их заслуги были признаны.


3. Волнение


Люди хотят испытывать волнение, желают, чтобы их заразили страстью, энтузиазмом


4. Общность


Последователи хотят принадлежать к сообществу, хотят общения, отношений и солидарности

Кейс директора Би-би-си





Джон Бирт, генеральный директор Би-би-си, имел предрасположенность к дистанцированию. Это обеспечивало ему необходимый обзор, чтобы видеть изменения в конкурентном пространстве телерадиовещания. И кроме того, близость давалась ему с трудом. Он быстро потерял контакт с талантливыми сотрудниками Би-би-си и все чаще полагался на сторонних советчиков. Бирта считали надменным, не способным поговорить с людьми об их работе. Посещая по долгу службы подразделения компании, он надевал костюм Armani, а беседовал только с начальством…. Он никак не мог найти подходящей ситуации, чтобы заявить о себе…(Гоффи Р., Джонс Г.. 2008, с.137)


www.elenasidorenko.com





1. Подлинность


Лучшие из лидеров поднимаются в глазах своих последователей благодаря умению быть собой.


2. Значимость


Последователи хотят, чтобы их заслуги были признаны.


3. Волнение


Люди хотят испытывать волнение, желают, чтобы их заразили страстью, энтузиазмом


4. Общность


Последователи хотят принадлежать к сообществу, хотят общения, отношений и солидарности

«Опишите ситуации, в которых Вы были высоко мотивированы» (Al-Harthy, M. H., 2008)





Уважение босса


Прозрачность и этика


Хороший баланс работы и жизни


Безопасность и стабильность работы


Рабочие условия и среда


Наделение полномочиями


Обучение и развитие


Достижения


Интересная и вызывающая
работа


Развитие карьеры


Зарплата и
бенефиты


Признание





1. Подлинность


Лучшие из лидеров поднимаются в глазах своих последователей благодаря умению быть собой.


2. Значимость


Последователи хотят, чтобы их заслуги были признаны.


3. Волнение


Люди хотят испытывать волнение, желают, чтобы их заразили страстью, энтузиазмом


4. Общность


Последователи хотят принадлежать к сообществу, хотят общения, отношений и солидарности

Кейс лидера BP





Роберт Гортон в 1990-е протянул на посту председателя с СЕО нефтяного гиганта British Petroleum три года. Выставляя напоказ свои блестящие умственные способности, он создал себе репутацию руководителя кичливого и заносчивого. Роберт делал именно те шаги, в которых компания отчаянно нуждалась, но никак не мог увлечь за собой коллектив. Его чересчур властный стиль шел вразрез с вежливостью, принятой в British Petroleum. Он не сумел приспособиться в степени, достаточной для того, чтобы убедить людей идти за ним (Гоффи Р., Джонс Г., 2008, с.108-109).


www.elenasidorenko.com





1. Подлинность


Лучшие из лидеров поднимаются в глазах своих последователей благодаря умению быть собой.


2. Значимость


Последователи хотят, чтобы их заслуги были признаны.


3. Волнение


Люди хотят испытывать волнение, желают, чтобы их заразили страстью, энтузиазмом


4. Общность


Последователи хотят принадлежать к сообществу, хотят общения, отношений и солидарности


Кейс «Русский эталон»





В компании каждый сотрудник получает 10 % надбавки за выполнение плана продаж всей компанией. Это касается каждого грузчика, секретаря, уборщицы, повара, хотя они непосредственно не участвуют в выполнении плана.
Торговые представители иногда могли бы довольствоваться фиксированной частью своего заработка. Но в этом случае окажется, что бонуса не получат не только они сами, но и все остальные. Торговым представителям не хочется, чтобы из-за них пострадали остальные, поэтому они ежемесячно стремятся выполнить план.
Ежедневно на доску объявлений вывешиваются данные о достигнутом уровне продаж. Каждый из торговых представителей получает обратную связь по поводу этих данных от других сотрудников. Его то хлопают по плечу, то укоряют.

Модель эмоционального интеллекта (Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. 1990; 1997; 2004)


Четыре компонента, или комплекта умений: 1. Понимание того, что такое эмоции и как они работают (Understanding Emotion or Emotion Knowledge).
2. Точность восприятия эмоциональных состояний, как собственных, так и у других людей (Perception of Emotion).
3. Способность эффективно регулировать эмоции, как в себе, так и в других (Managing Emotion).
4. Использование эмоционально-связанной информации для повышения уровня мыслительного процесса, а также для более эффективного принятия решений (Using Emotion to Facilitate Thought). 




Эмоциональный менеджмент





Использование эмоциональных ресурсов людей с целью повышения личной и командной эффективности


Эмоциональный интеллект (EQ)


Способность понимать собственные и чужие эмоции и управлять ими
(Goleman D, 1998; Fisher A., 1998; Кэ де Ври М., 2003; Шекшня С.В., 2003; Гоулман Д. и др., 2005)


Общий интеллект


Эмоциональный интеллект


Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности (Дружинин В.Н. Психология общих способностей, 2000, с. 14)


Общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных проблем, определяющая успешность множества видов деятельности

Эмоциональный интеллект


Способность испытывать и выражать эмоции, использовать эмоции для улучшения мыслительных процессов, понимать причины эмоций и регулировать эмоции в себе и других (Mayer J. D., Salovey P., 1997, p. 6).
Вид интеллекта, направленный на переработку эмоциональной информации (Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G., 2008, p.511).
Профиль взаимосвязанных социальных и эмоциональных компетенций, навыков, которые определяют, насколько эффективно мы понимаем и выражаем себя, понимаем других и взаимодействуем с ними, и справляемся с требованиями повседневной жизни (Bar On R., 2006. p.16).




Эмоциональность





Эмоциональная возбудимость сказывается в силе эмоционального возбуждения, в быстроте, с которой оно охватывает личность, и устойчивости, с которой оно сохраняется (Рубинштейн С.Л., 2006, с.615).


Эмоциональная реакция имеет причину.
Действия, продиктованные эмоциональной реакцией, отвечают на вопрос «ПОЧЕМУ?» или «ИЗ-ЗА ЧЕГО?»


Упреки


Критика

Эмоциональность





Эмоциональная возбудимость сказывается в силе эмоционального возбуждения, в быстроте, с которой оно охватывает личность, и устойчивости, с которой оно сохраняется (Рубинштейн С.Л., 2006, с.615).


Эмоциональная реакция имеет причину.
Действия, продиктованные эмоциональной реакцией, отвечают на вопрос «ПОЧЕМУ?» или «ИЗ-ЗА ЧЕГО?»


Упреки


Критика

Эмоциональный интеллект





Эмоциональный интеллект проявляется в целесообразности действий.
Действия, продиктованные эмоциональным интеллектом, отвечают на вопрос «ЗАЧЕМ?» или «ДЛЯ ЧЕГО?»


Рассмешить


Порадовать

Эмоциональный интеллект (EQ)





Эмоциональный интеллект проявляется в целесообразности действий.
Действия, продиктованные эмоциональным интеллектом, отвечают на вопрос «ЗАЧЕМ?» или «ДЛЯ ЧЕГО?»


Рассмешить


Порадовать


У сколопендры сотни ножек, и у каждой из них — смертоносное «орудие». Рядом с конечностью насекомого находятся две желёзки, разделенные мышцей. В той и другой — особая жидкость.





Железки соединяются с полостью, а в ней вещество, превращающее жидкость железок в цианистый водород.
Стоит многоножке обнаружить врага или жертву, механизм атаки тут же приходит в действие: сокращаясь, мышца выбрасывает жидкость желез в полость, а там она превращается в яд.


Уровни эмоционального интеллекта (Сидоренко Е.В., 2015)





Реактивный
(витальный)


Адекватная эмоциональная возбудимость в ответ на значимые для живого существа стимулы


2. Активный (управляющий)


Способность вызывать определенные эмоции у другого существа, для того, чтобы обезопасить себя или добыть нужные ресурсы


3. Проактивный (созидательный)


Способность превратить эмоции в предмет восприятия, анализа, сознательного управления и целенаправленного использования.

Компоненты эмоционального интеллекта (по: Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., 2005)





1. Понимание себя
(самосознание)


Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей


2. Управление собой (саморегуляция)


Способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением


3. Понимание других (социальная чуткость, эмпатия)


Способность понимать эмоциональное состояние других людей.


4. Управление эмоциями других и отношениями (социальная умелость)


Умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому





Понимание других


Понимание себя


Управление собой




Управление другими


10


5


5


10


5


10


5


10





Понимание других


Понимание себя


Управление собой




Управление другими


10


5


5


10


5


10


5


10


Вертикальная ось - понимание


Горизонтальная ось - управление

Какие компоненты EQ необходимо развивать в первую очередь? (n = 945, их них 427 мужчин и 518 женщин)





Понимание других: 42,96 %


Понимание себя: 28,67 %


Управление собой: 59,68%




Управление другими:
67,83 %


10


5


5


10


5


10


5


10

Компоненты эмоционального интеллекта (по Д.В.Люсину)





Понимание других


Понимание себя


Управление собой




Управление другими


10


5


5


10


5


10


5


10


Внутриличностный EQ


Межличностный EQ

Определения эмоций





Эмоции


= переживание значимости происходящего


Эмоции


= (от лат. motere, двигать) то, что движет


Эмоции


= субъективная форма существования потребностей (мотивов)

Компоненты эмоций





Эмоция = сложный феномен, включающий в себя три компонента:


Нейрофизиологический компонент


Электрическая активность мозга


Телесный (двигательно-экспрессивный) компонент


Изменения в теле, движения и мимика


Субъективная оценка переживания


То, как человек себя чувствует и то, что он чувствует





Компоненты эмоций


Значение эмоций





1. Эмоции являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего, о полезности-вредности воздействий на организм (П.К.Анохин)
2. Эмоции сигнализируют о значимости происходящего и готовят к лучшему восприятию и возможным действиям (В.К.Вилюнас, 2004, с.29)

Значение телесного компонента эмоций





Эмоции создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием (У. Джеймс, 1884)
Эмоции могут быть вызваны многочисленными причинами, решительно не имеющими ничего общего с движениями души, а с другой стороны, часто они могут быть подавлены или смягчены чисто физическими средствами (Г.Ланге, 1896)


www.elenasidorenko.com

Виды эмоций




Базовые эмоции1-2





Страх


Боязнь, опасение, ожидание угрозы или опасности


2. Гнев


Негодование и агрессия по отношению к источникам препятствий и опасностей, мобилизация энергии для борьбы с ними


www.elenasidorenko.com

Базовые эмоции 3-5





3. Печаль


Уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции


4. Радость


Наслаждение миром и собой, единением с миром, ощущение энергии, чувство компетентности и уверенности в себе, легкости и свободы


5. Интерес


Направленность на то, что имеет (приобретает) некоторую значимость Чувство захваченности, зачарованности, любопытства (Изард К.Э., 2003)


www.elenasidorenko.com

Причины эмоций





Ожидание боли, внезапное изменение среды, стремительное приближение объекта, чужой гнев, угрозы, опасность, неопределенность, неудача и др.


Страх


Ограничение физической и психической свободы, нарушение личной территории, оскорбления, препятствия на пути к намеченной цели, материальный и физический вред, неудача, боль, жара, холод, скверные запахи


Гнев


Утрата, разлука, социальная изоляция, отвержение, неудача


Уныние


Комфорт, доброжелательное внимание и принятие, признание, успех, осознание своей силы и компетентности, природа, погода


Радость

Причины эмоций





Причины эмоций


Эмоция


Движение, живые существа, новизна, изменение среды, открытие, использование и развитие своих возможностей и возможностей среды, познание, творчество, успех в деятельности


Интерес

Персонификация эмоций


Эмоции приходят извне


Эмоции приходят изнутри


Другие люди и их действия являются причиной наших эмоций.
Гнев, уныние, страх, радость и интерес вызывают другие люди или события, вызванные другими людьми. «Виновный» всегда найдется.


У каждого человека есть предрасположенность к определенным эмоциям. Во внешнем мире человек ищет лишь поводов для того, чтобы испытывать определенные эмоции.

Общие эффекты эмоций





Гнев


Мобилизация энергии, агрессия


Страх


Оцепенение, ускорение или бегство


Уныние


Апатия и бессилие


Радость


Восстановление энергии, общение


Интерес


Работоспособность, поддержание энергии


Реальный эмоциональный дом





Уныние


Интерес


Страх




Радость


10


5


5


10


5


10


5


10


5


10


Гнев

Идеальный эмоциональный дом





Уныние


Интерес


Страх




Радость


10


5


5


10


5


10


5


10


5


10


Гнев

Пожелания по оптимизации эмоционального дома (n = 839, из них 355 мужчин и 484 женщины)




Оптимальный эмоциональный дом (n = 839)





Уныние


Интерес


Страх




Радость


10


5


5


10


5


10


5


10


5


10


Гнев

Вопрос


На графике представлены пять кривых, отображающих связь между интенсивностью эмоции и результативностью человека.
Каждая кривая отражает действие одной из пяти базовых эмоций.
Определите, какой эмоции соответствует каждая из кривых?




Соотношение результативности и силы эмоций


Результативность


Сила эмоций


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

Технологии эмоционального интеллекта





Эффект Ящерицы
Эффект Змеи
Развитие доверия
Обратная связь
Актерская игра
Внушение и заражение
Создание подходящего эмоционального режима
Регуляция эмоционального напряжения
Преодоление страха, гнева и уныния
Проектирование интереса
Предвкушение радости
Использование интуиции

Эффект ящерицы





Даже если ты потерял хвост, ты можешь продолжать действовать:
управлять эмоциональным состоянием других людей и благодаря этому управлять и собственным эмоциональным состоянием.
Не знаешь, что делать – вызывай радость и интерес

Эффект Змеи





Нужно узнать и принять свой хвост. Это даст тебе энергию
Это поможет понимать и принимать себя и других людей. Механизм проекции: мы ненавидим в других людях чаще всего собственные «хвосты».
Осознание проекций помогает избежать поспешных оценок и импульсивных реакций

Самоанализ


Характеристики


Проекция


«Тайное желание»


Перенос


Вред




Определения механизмов





1. Проекция


Приписывание собственных свойств другому человеку или повышенная чувствительность к тем его чертам и характеристикам, которые ненавидишь в самом себе


2. «Тайное желание»


Недоброжелательность по отношению к людям, которые могут себе позволить то, чего ты не можешь себе позволить в силу воспитания, недостатка средств и иных личных ресурсов. Реактивное образование – формирование импульса, противоположного по смыслу первоначальному импульсу(по З.Фрейду).


3. Перенос


Воспроизведение отношения. Те чувства, которые ранее испытывал к значимому человеку, адресуются теперь другому человеку, чем-то на него похожему


4. Вред


Материальный и физический урон, причиняемый действиями другого человека