Файл: Семинар тренинг Елена Сидоренко Москва 2015.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема механизмов проекции, «тайного желания» и переноса





Я


Человек А


Человек Б


Значимый человек из прошлого


Человек Г


Проекция


«Тайное желание»


Перенос

Пример самоанализа


Характеристики


Проекция


«Тайное желание»


Перенос


Вред


Бестактность


+


Безответственность


+


Лицемерие


+


Глупость


+


Навязчивость


+




Доверие





Фактором, дающим лидеру основания… требовать высочайшей отдачи от нации или проектной команды из 7 человек… является степень ДОВЕРИЯ к нему/к ней (Том Питерс, 2006)

Создание и поддержание доверия





Последовательное сотрудничество, даже в случае обособления партнера
Правдивость и откровенность
Верность слову
Прочность отношений в стрессе
Принятие людей

Правило 3С


Порядковый номер действия


Доверие


1


2


3


4


5


-60


-40


-20


0


20


40


60


80


100

Джек Уэлч: Доверие испаряется по двум причинам





Отсутствие откровенности, когда руководители приукрашивают неприятные сообщения и нарочно вносят в них неясность, призывая на помощь профессиональную лексику и пустословие, чтобы затушевать свою причастность к делу.
Расхождение слова и дела. Этим тоже больше всего грешат начальники. Они вынуждают людей рисковать, но осуждают их за последующие неудачи (Уэлч Д., Уэлч С., 2007, 55-56).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ





Обратная связь – сообщение об отклике системы или человека на те или иные воздействия
Обратная связь как инструмент:
желание и умение систематически запрашивать и получать отклик на свои высказывания и действия, не наказывая за это ни других людей, ни самого себя умение совершенствовать и оптимизировать свои высказывания и действия с учетом информации о том, какой отклик они вызывают умение предлагать и предоставлять отзыв о деятельности других людей, не нарушая их личностной целостности

Компоненты эффективной обратной связи





1. Предложение


Желание, готовность и умение приглашать другого человека к открытому диалогу о том, что вы думаете о его словах и действиях


2. Предоставление


Желание, готовность и умение формулировать сообщения другому человеку о его словах и действиях, процессе и результатах его работы, взаимодействии в команде и др.


3. Запрашивание


Желание, готовность и умение приглашать другого человека к открытому диалогу о том, что он думает о вашей работе, предложениях, деловом взаимодействии и др.


4. Принятие


Желание, готовность и умение выслушать обратную связь, не защищаться от нее, не опровергать и не наказывать за нее, и использовать полученную информацию для повышения своей эффективности

Подготовка к подаче обратной связи (на основе: M.Dawney, 2003)


1. Подготовка данных
    Нет негативной обратной связи, нет позитивной обратной связи
    Есть просто обратная связь – данные, факты
    Данные должны быть самого высокого качества

    2. Осознание своих целей (намерений)

    Единственное ценное намерение – повысить осведомленность
    Если намерение – доказать свою правоту или сорвать злость – лучше не давать обратной связи

    3. Регуляция эмоционального заряда

    Наша эмоциональная реакция присутствует почти во всем, что мы говорим, даже помимо нашей воли
    Эмоциональный заряд нужно осознавать и управлять им
    Если эмоциональный заряд сильнее цели, лучше не давать в этот момент обратную связь


Алгоритм подачи обратной связи





Спросить человека, готов ли он получить обратную связь.
Отметить позитивные моменты: подчеркнуть значимость человека, выразить ему свое уважение, симпатию, принятие.
Описать событие, факты.
Описать свои чувства, вызванные этим событием.
Высказать предложение на будущее.
Закончить позитивно.

Алгоритм получения обратной связи





Сделать запрос на получение обратной связи:
      Я хотел бы узнать твое мнение по поводу недавних событий (моего предложения, высказанной идеи и т.п.).

    Задать открытый вопрос:

      Какой отклик в твоей душе, князь, нашли эти события (эта идея?)

    Задать уточняющие вопросы:

      Что именно вызвало такую реакцию?
      Какие аспекты здесь имеют важнейшее значение?
      Как можно было бы это сделать лучше?
      Какой способ действий был бы оптимальным?
      Что бы ты посоветовал?

    4. Задать отсекающие вопросы:

      Что еще нужно было бы мне учесть?
      Есть ли еще какие-то важные моменты, которых необходимо коснуться?
      Что еще я мог бы изменить в дальнейшем?

    5. Поблагодарить за обратную связь.
    6. Пошутить, угостить и т.п.- чтобы закончить позитивно.

Преобразование эмоций: Актерская игра





1. Совет Игнатия Лойолы (XVI век)


Сыграй чувство веры - и уверуешь


2. Теория Джеймса -Ланге (1884; 1885)


Мы сначала смеемся, потом радуемся.
Смейся –
и обрадуешься


3. Совет Фриды Фромм-Рейхманн (1970)


Сыграй другого человека –
и поймешь его

Технология актерской игры





1. Примите позу другого человека.
2. Превратитесь в него: говорите то и так, как делает это он, при этом двигайтесь, улыбайтесь, смотрите, хмурьтесь и т.п. так, как делает это он.
3. Определите по изменениям своего собственного состояния, каково это – быть тем человеком? Что он чувствует? Что ему легко делать? Что ему трудно делать?
4. Определите, как изменилось Ваше отношение к этому человеку.

Заражение





Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.
Заразить можно только тем, чем сам заражен
Менеджер = комедиант
Менеджер = психотерапевт

ВНУШЕНИЕ


Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям




Факторы внушения и заражения





Факторы


Внушение


Заражение


1. Уверенная, несколько замедленная (веская) речь


2. Положительные формулировки с повтором


3. Индивидуализированное обращение


4. Привлекательная картина будущего


5. Высокая энергетика поведения с постепенным нарастанием


6. Использование элементов зрелища и артистизм





Внушение: внушающий находится в одном состоянии, а внушает другое


Заражение: заражающий передает то состояние, которым заражен сам

Динамика заражения





Время


Интенсивность

Эмоциональные режимы





Острый режим


Мягкий режим


Вызов
Риск
Неопределенность
Азарт
Адреналин
Опасность
Скорость
Громкость и шум
Контраст
Яркость


Предсказуемость
Надежность
Определенность
Комфорт
Безмятежность
Безопасность
Запас времени
Негромкость и тишина
Гармония
Умеренность


Признаки Funky и Sexy





Громкость и шум


Тишина


2. Скорость
(темп движений, темп речи, нетерпение, поглядывание на часы)


2. Умеренность


3. Положительная реакция на «щипки сверху» и выраженная положительная реакция на «щипки снизу»


3. Положительная реакция на «щипки сверху» и отрицательная реакция на «щипки снизу»

Соотношение результативности и активации


Результативность


Уровень активации
(общий тонус нервной системы)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


www.elenasidorenko.com




Соотношение результативности и активации для FUNKY и SEXY


Результативность


Уровень активации
(общий тонус нервной системы)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


www.elenasidorenko.com








Уровень активации


Результативность


Максимальный результат

Режимы FUNKY и SEXY





Инвертированная U-образная зависимость: повышение активации от 0 до точки А* способствует повышению результативности
При повышении уровня активации сверх точки А** результативность начинает снижаться, т.к. нарушается психомоторная координация деятельности
Люди, предпочитающие режим SEXY, нуждаются в мягкой активации, их точка А* оказывается гораздо левее, чем у людей, предпочитающих режим FUNKY и нуждающихся в более острой активации
Руководителям FUNKY кажется, что и подчиненные нуждаются в режиме FUNKY, а руководителям SEXY кажется, что и подчиненные нуждаются в режиме SEXY

Кейс «Сезонная успешность торговых представителей»





«В моей компании есть торговые представители, которые очень успешны зимой, во время спада продаж. Остальные зимой пребывают в хандре. Летом же все наоборот. У нас пик продаж, высокое напряжение. Те, кто зимой хандрил, летом расцветают. Те, кто зимой хорошо работал, летом теряются, не выдерживают режима постоянной неопределенности и ежедневных изменений. Я зимой пытался утешать тех, кто хандрил, а летом активизировать тех, кто терялся. Теперь я вижу, что нужно поступать противоположным образом. Тех, кто предпочитает режим FUNKY, зимой надо активизировать, а не утешать. А тех, кто предпочитает режим SEXY, летом нужно успокаивать, а не активизировать».

Соотношение реактивности и активности





Согласно концепции Я. Стреляу (1982), активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной.
Низкореактивные люди более активны. Реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий, т.к. их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию.
Таким образом, для высокореактивных людей, при прочих равных условиях, всегда больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, в частности вызывающие реакцию страха (Грановская Р.М., 2007, с.414).

Методы воздействия





Острый режим


Мягкий режим


1. Подчеркнуть значимость человека


1. Подчеркнуть значимость человека


2. Поставить вызывающую, трудную задачу


2. Поставить значимую и четкую задачу


3. Выразить легкое сомнение в достижении высоких результатов


2. Выразить уверенность в достижении высоких результатов


Ты сделал это отлично! Новая задача еще труднее.
Возможно, даже ты не сможешь добиться результата…


Ты сделал это отлично! Выполнишь отлично и эту задачу! Только ты сможешь этого добиться!


Фрустрация, стресс и выгорание


Состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Типы реакций на фрустрацию (по С.Розенцвейгу, 1945)


1. Экстрапунитивные реакции


Реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, разрешения ситуации требуют от другого лица.


2. Интропунитивные реакции


Реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации


3. Импунитивные реакции


Фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Факторы рабочего стресса (По: Hellriegel L., Slocum J., Woodman R., 2001)





Чрезмерная рабочая нагрузка.
Слишком высокий темп работы.
Жесткие или неудобные графики работы (например, постоянные командировки, необходимость постоянно контактировать с заказчиками и партнерами, находящимися в разных часовых поясах, и др.).
Неблагоприятные условия труда (например, шумы, загрязнение воздуха, недостаток освещения, недостаток технического оснащения или невозможность отключиться от технических средств - «телефонное рабство» или «компьютерное рабство» и др.).
Неопределенность или противоречивость позиции и рабочей роли (например, ответственность за работу подчиненных сочетается с невозможностью участвовать в принятии решений, влияющих на условия их работы).
Агрессивное поведение коллег или клиентов (жестокость, sexual harassment)

Выгорание


Если стрессовые факторы действуют длительное время, может наступить выгорание (Х. Френденбергер,1974 г.)
Синдром выгорания чаще всего встречается у представителей коммуникативных профессий.
К. Маслач и С. Джексон (2005) описали три характерных признака выгорания.

Эмоциональное истощение


Проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошённости, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Утром нет желания вставать и идти на работу. Ничто в рабочем процессе не вызывает подъема, драйва, энтузиазма. Везде маета, суета или «тягомотина» и трясина. Руки опускаются. Или наоборот – так и хочется поднять руку на кого-нибудь, настолько все раздражает и злит.

Деперсонализация


Негативные переживания и установки по отношению к другим людям. Все (или почти все) начинают раздражать, «давить на нервы». Становится невыносимым слушать их жалобы, оправдания, выслушивать их «обратную связь»… Так и хочется запустить в них чем-нибудь или хотя бы заставить замолчать.
Развиваются желание отстраниться, сократить общение до нуля. Если это невозможно, развиваются «холодность», чёрствость, «бездушие» и даже циничность по отношению к другим людям.

Обесценивание собственных достижений


Снижение чувства компетентности в своей работе, уменьшение ценности собственной деятельности, переживание недовольства собой.
Кажется, что ничего не достиг. Весь день как белка в колесе, а что сделано?! Ничего или почти ничего. И так каждый день…
Любая обратная связь воспринимается как подтверждение того, что ты ничего не стоишь.

Регуляция эмоционального напряжения у других людей





Информирование
Мини-планирование
Работа с обратной связью
Прогнозирование
Согласие
Подчеркивание значимости
Описание чувств
Подзадоривание
Юмор

Смех





Смех – короткие выдохи с характерными звуками после длинного вдоха
Сигнал миролюбия и приглашения к игре
В 80 % случаев люди смеются не потому, что смешно, а потому, что радостно, неожиданно, удивительно или просто потому, что их к этому приглашают
Тотальная занятость организма, позволяющая отстраниться от задач и проблем (Козинцев А., 2002, с.18)

Эффект Гейши: положительное эмоциональное воздействие





Обращение по имени + улыбка + контакт глаз
Согласие
Подчеркивание значимости
Яркая картина будущего: успех и счастье (позитивное прогнозирование)


Эффект бывалого крестьянина: парадоксальное эмоциональное воздействие





Описание чувств
Информирование (сплетни)
Подзадоривание
Юмор

Эффект Мудреца: рациональное воздействие на эмоции





Информирование
Получение обратной связи
Мини-планирование
Прогнозирование

Эмоциональный интеллект для собственного благополучия





Управление страхом
Управление унынием
Управление гневом
Управление интересом
Управление радостью

Управление страхом


Выяснение источников страха: чего я боюсь?
Что я смогу сделать, если это произойдет? Каковы альтернативы?
Анализ сценариев развития ситуации
      1) Страшный сценарий
      2) Кошмарный сценарий
      3) Интересный сценарий

    Принятие решения о борьбе со страхом или принятии страха.


Управление страхом: Метод парадоксальной интенции Виктора Франкля





1. Я боюсь…


И иду навстречу источнику опасности.


2. Я дрожу…


И стану чемпионом по дрожи.
Покажу пляску Святого Витта!


3. Я краснею…


И сейчас стану таким багровым, что это всех просто сразит!

Управление страхом: Метод систематического снижения чувствительности





Джозеф Вольп (1981)
Определение шкалы страха
0
2. Ситуация 1 _________ градусов страха
Ситуация 2 _________ градусов страха
Ситуация 3 _________ градусов страха
3. Пройти ситуацию 1, получить вознаграждение за это.
4. Пройти ситуацию 2 и 3 аналогичным образом.


100

НАОС = наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению





Кейсы


Вероятность нахождения другого варианта


Материаль-ный вес другого варианта


Моральный вес другого варианта


НАОС = результат перемножения весов

Пример расчета НАОС (переговорной силы)





Кейсы


Вероятность нахождения другого варианта


Материаль-ный вес другого варианта


Моральный вес другого варианта


НАОС = результат перемножения весов


Игорь


1


0,7


0,5


0,35


2. Руководитель Игоря


1


1,2


0,5


0,6


1. Ксения


1


1,2


0,8


0,96


2. Руководитель Ксении


1


0,8


0,3


0,24

НАОС - показатели (Фишер Р., Юри У., 1990)





Названия показателей


Значения показателей


1. Материальный вес: насколько новый вариант выгоден по сравнению с имеющейся ситуацией?


Если новый вариант менее выгоден, то значение будет меньше единицы, если он более выгоден, то больше единицы


2. Моральный вес: насколько новый вариант психологически привлекателен по сравнению с имеющейся ситуацией?


Если новый вариант менее привлекателен, то значение будет меньше единицы, если он более привлекателен, то больше единицы