Файл: Методические указания по организации практических занятий и самостоятельной работы по мдк. 02. 01 Технология разработки программного обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 479

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Колледж экономики, управления и права



Методические указания

по организации практических занятий и самостоятельной работы

по МДК.02.01 Технология разработки программного обеспечения


Специальность

09.02.07 Информационные системы и программирование

Квалификация Специалист по информационным системам

Ростов-на-Дону

2022
Методические указания по МДК.02.01 Технология разработки программного обеспечения разработаны с учетом ФГОС среднего профессионального образования специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, предназначены для студентов и преподавателей колледжа.

Методические указания определяют этапы выполнения работы на практическом занятии, содержат рекомендации по выполнению индивидуальных заданий и образцы решения задач, а также список рекомендуемой литературы.


Составитель (автор): Д.А. Косыченко преподаватель колледжа ЭУП

Рассмотрены на заседании предметной (цикловой) комиссии специальностей 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и 09.02.07 Информационные системы и программирование
Протокол № 9 от 30 июня 2022 г.
Председатель П(Ц)К ___________ С.В. Шинакова

личная подпись

и одобрены решением учебно-методического совета колледжа.
Протокол № 7 от 30 июня 2022 г.
Председатель учебно-методического совета колледжа

___________ С.В. Шинакова

личная подпись
Рекомендованы к практическому применению в образовательном процессе.
Рецензенты:

___________________ _____________________________ _________________

место работы должность ФИО
___________________ _____________________________ _________________

место работы должность ФИО
Содержание


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1

Правила выполнения практических работ 4

Практическая работа №1 5

Практическая работа №2 20

Практическая работа №3 34

Практическая работа №4 47

Практическая работа №5 70

Практическая работа №6 80

Практическая работа №7 94

Практическая работа №8 98

Практическая работа №9 103

Практическая работа №10 110

Приложение А 121

Приложение Б 122

Приложение В 141

Приложение Г 143


Правила выполнения практических работ



Практические работы выполняются каждым обучающимся самостоятельно в полном объеме и согласно содержанию методических указаний.

Перед выполнением обучающийся должен отчитаться перед преподавателем за выполнение предыдущего занятия (сдать отчет).

Обучающийся должен на уровне понимания и воспроизведения предварительно усвоить необходимую для выполнения практических работ теоретическую и информацию.

Обучающийся, получивший положительную оценку и сдавший отчет по предыдущей практической работе, допускается к выполнению следующей работы.

Обучающийся, пропустивший практическое занятие по уважительной либо неуважительной причине, закрывает задолженность в процессе выполнения последующих практических работ.

Практическая работа №1


Анализ предметной области. Разработка и оформление технического задания
Цель: Изучить, описать и проанализировать предметную область, в которой будет создаваться информационная база. Ознакомление с процедурой разработки технического задания на создание программного продукта с применением ГОСТ 34.602-89.
Форма отчета:

  1. Провести анализ предметной области в соответствии с выданным заданием.

  2. Составить техническое задание в соответствии с ГОСТ 34.602-89.

  3. Защитить практическую работу.


Теоретические сведения

Анализ предметной области

Выделяются следующие шаги работы над проектом (системой):

1. Описание предметной области, под которой понимается та часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы. Другими словами, предметная область включает в себя только те объекты и взаимосвязи между ними, которые необходимы для описания требований и условий решения некоторой задачи. Следовательно, разработчикам необходимо выделить основные объекты (компоненты), участвующие в функционировании системы, определить их наиболее существенные характеристики, взаимосвязи в рамках решаемой задачи, а также определить основные информационные потоки в системе. При этом отдельные компоненты выбираются таким образом, чтобы при последующей разработке их было удобно представить в форме классов и объектов. В этом случае немаловажное значение приобретает и сам язык представления информации о концептуальной схеме предметной области.

Сложность предметной области определяет

количество объектов и связей между ними, поэтому описание должно включать в себя базовые термины и определения, сопровождаться различными примерами, в нем могут приводиться различного рода классификации, поясняющие различные свойства описываемых объектов. Если в системе используются математические модели, то они также должны быть описаны с учетом специфики применения.

2. Обзор существующих систем-аналогов – неотъемлемая часть описания предметной области, которая позволяет разработчику определить основные концепции, необходимые для реализации в системе. Описание должно приводиться с указанием отличительных особенностей разработанных систем, с перечислением их достоинств и недостатков, в отчете обязательно приводятся экранные формы этих систем.

3. Результатом последнего этапа является диаграмма объектов предметной области и краткое описание их свойств и функций. При построении данной диаграммы нужно помнить о том, что в данном случае объект – это «конкретная материализация абстракции», а не экземпляр класса. Диаграмма объектов представляет статическую составляющую взаимодействующих между собой объектов, она должна включить в себя только те объекты предметной области, которые потом преобразуются в диаграмму классов. Связи между объектами показывают отношения между ними, при необходимости в диаграмме можно привести и атрибуты (свойства) объектов.

Диаграммы объектов не позволяют полностью описать объектную структуру системы, поэтому при их использовании нужно сосредоточиться на изображении интересующих вас наборов конкретных объектов.

Для сбора, хранения, поиска и выдачи информации о предметной области и ее объектов настоящее время в информационных системах широко используются базы данных.

Анализ предметной области начинается с выделения сущностей и определения их свойств или атрибутов.

Видимые сущности представляют собой объекты предметной области, которые может распознать человек.

Поддерживаемые сущности или абстрактные сущности разрабатываются для физической поддержки общей логической модели.
Пример анализа предметной области

Проектирование БД «Туристическая фирма»
Туристическая фирма является юридическим лицом, имеет собственный баланс, расчетный счет в банке, печать и бланк со своим наименованием, и другие реквизиты. Деятельность осуществляется самостоятельно на принципах полного хозяйственного расчета. Предприятие имеет лицензию на право ведения деятельности по оказанию услуг в сфере туризма и сертификат соответствия.


Фирма предоставляет туристическое обслуживание по России, странам СНГ, ближнему и дальнему зарубежью. Управление фирмой осуществляется ее владельцем.

Целевой аудиторией считаются люди среднего и пожилого возраста, дети и молодежь, возможен подбор туров по индивидуальным параметрам, составление ознакомительных экскурсий по странам с учетом пожеланий клиента.

Туристические путевки, возможно, заказать практически в любые страны и направления вплоть до самых отдаленных и экзотических, предоставляемые услуги ориентированы в основном на индивидуальные заявки.

Документы, регламентирующие деятельность туристического агентства:

  • внешние документы: законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы;

  • внутренние документы: устав туристического агентства, приказы и распоряжения учредителя туристического агентства;

  • положение о туристическом агентстве, должностные инструкции сотрудников тур агентства, правила внутреннего трудового распорядка.

В офисе работают директор и менеджер.

Директор турагентства исполняет следующие обязанности:

  • руководит в соответствии с действующим законодательством хозяйственной и финансово-экономической деятельностью турагентства, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества турагентства, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности;

  • обеспечивает достижение запланированных финансово-экономических показателей турагентства;

  • руководит деятельностью структурных подразделений турагентства;

  • обеспечивает выполнение турагентством всех обязательства перед сторонними организациями, заказчиками услуг, покупателями турпродуктов, а также хозяйственных, трудовых договоров и бизнес-планов;

  • организует деятельность по оказанию туристических услуг и реализации турпродуктов на основе научных форм управления и организации труда, изучения конъюнктуры рынка туристических услуг и турпродуктов в целях повышения уровня их качества;

  • принимает меры по обеспечению турагентства квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда;

  • обеспечивает правильное применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки;

  • обеспечивает соблюдение законности в деятельности турагентства и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений;

  • осуществляет контроль за рациональным использованием материальных, финансовых ресурсов, дает оценку результатам деятельности турагентства и качества оказываемых услуг;

  • утверждает правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, должностные инструкции, производственные инструкции и иные организационно-правовые документы;

  • принимает решения о приеме, перемещении и увольнении подчиненных работников;

  • применяет меры поощрения к отличившимся работникам; налагает взыскания на нарушителей трудовой дисциплины;

  • решает в установленном порядке вопросы направления работников в служебные командировки.


Менеджер занимается следующими видами деятельности:

  • изучает справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по туроператорам;

  • изучает требования клиентов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристские услуги;

  • устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров,


Исходя из анализа предметной области, нам потребуются следующие таблицы: Страны, Покупатели, Путешествия.

Далее выделяем структуру таблиц.


Модели сущность-связь основаны на выделении в предметной области, для которой осуществляется проектирование базы данных, различных типов объектов, информацию о которых требуется хранить в базе данных.

Набор однотипных объектов предметной области образует сущность. Между сущностями могут быть установлены информационные связи (зависимости), которые также могут быть учтены при проектировании схемы базы данных. Совокупность сущностей и связи между ними составляют информационную модель данных предметной области (Entity-Relationship диаграмму).

В настоящее время существует несколько приемов выделения сущностей и связей – нотации Чена, Мартина, Баркера, IDEF1X и т.д.

Основные определения

Сущность (Entity) – реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области. Каждая сущность должна иметь наименование, выраженное существительным в единственном числе. Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности.

Атрибут (Attribute) – любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности. Наименование атрибута должно быть выражено существительным в единственном числе.

Связь (Relationship) – поименованная ассоциация между сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области.

Нотация Чена

В нотации Чена различают зависимые и независимые сущности.

Сущность называется независимой, если каждый экземпляр сущности может быть однозначно идентифицирован без определения его отношений с другими сущностями.