Файл: Теоретические основы формирования здорового.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8

    1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 8

    2. Возрастные особенности формирования здорового образа дошкольников 12

    3. Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни… 16

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 26

    1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольников 26

    2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы… 32

    3. Результаты экспериментальной работы… 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

ЛИТЕРАТУРА 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 49

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально- демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике[17].

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные
Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - Увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% возросла численность детей

3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Педагог-новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [3,c.5].

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально- экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким

уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования

представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной [9, c.22].

Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Объект исследования представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

  • систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

  2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни.

  3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ.

  4. Определить критерии и показатели сформированности ЗОЖ и экспериментально проверить эффективность работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.


Методы исследования:

  • теоретический анализ и синтез;

  • абстрагирование и конкретизация;

  • изучение литературы по теме исследования;

  • изучение результатов деятельности, наблюдение, опрос;

  • метод экспертных оценок;

  • изучение и обобщение педагогического опыта.

Источники: проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров и др., при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи[7].

В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.).

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке проблемы.

База исследования МБДОУ ЦРР Детский сад «Кристаллик» г.Курск. В эксперименте приняли участие дети старшей группы – 11 мальчиков и 12 девочек.

Структура дипломной работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав теоретической и практической;
заключение; библиографический список; приложения. 2 таблицы.


ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9