ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 397
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«»воздух очень грязный, поэтому все болеют» и т.д.
Некоторые из детей даже называют способы лечения: «пить чай с лимоном», «есть чеснок и лук», «малину надо больше кушать», «уколы надо делать» и т.д. По результатам опроса определили уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы (Таблица 1).
Таблица 1.
Уровень здорового образа жизни у детей старшей группы № 5 (констатирующий этап эксперимента)
| Уровни (%) | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Представления о здоровье | 53 | 32 | 15 |
Отношение к вредным привычкам | 41 | 45 | 14 |
Участие в оздоровительных мероприятиях | 38 | 44 | 18 |
Из таблицы видно, что у 57% детей группы – низкий уровень здорового образа жизни, у 40% детей – средний уровень, у 16% - высокий уровень здорового образа жизни.
Таким образом, у большинства детей старшей группы низкий и средний уровни здорового образа жизни. По первому критерию – 53% и 32%, по второму критерию – 41 и 45%, по третьему критерию – 38% и 44% соответственно. У детей старшей группы недостаточно знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, частично сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания, значения гигиены,
состояния окружающей среды, недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.
Итак, опрос детей показал, что у детей старшей группы не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы
Целью формирующего этапа эксперимента является: сформировать у детей старшей группы представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
В ходе работы необходимо решить задачи:
-
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. -
Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков. -
Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. -
Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
Для осуществления экспериментальной работы организовали предметно- развивающую среду, создали такие условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым:
-
физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии. -
спортивная площадка (на участке детского сада), -
уголок релаксации в групповой комнате;
В работе использовались также музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.
Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:
-
организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей); -
поддерживали температуру воздуха в группе 20 -22° С.
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; - спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны (М.Маханёва) [18].
Выполнение режима дня использовалось как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивали прочность знаний и навыков самообслуживания, помогали при воспитании самостоятельности.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учились закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки, но в процессе работы появилось понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, а также объясняли на примерах, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, с такими детьми общаться и
дружить не хочется, также объясняли, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирали руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседовали индивидуально, объясняли, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно- гигиенических навыков использовали такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.
Также применялись нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. проводится 2-3 раза в день.
Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводились физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновлялись 1-2 раза в месяц.