ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1523
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поправки к главам 3-8.
В соответствии со ст. 136 Конституции поправки к гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов не менее трех четвертей Совета Федерации и двух третей Государственной Думы). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3—8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции.
Изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ
Согласно ч. 1 ст. 137 Конституции изменения, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта. Как сказано выше, есть Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Федеральный конституционный закон регулирует лишь порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта и порядок образования в ее составе нового субъекта. Согласно названному Закону принятие — категория, касающаяся иностранного государства либо части территории иностранного государства, они могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. А образование — это путь создания нового субъекта путем объединения двух и более соседних (т. е. имеющих общие границы) субъектов.
Особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году.
15 января 2020 г. в ходе выступления с Посланием к Федеральному Собранию Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию и озвучил свои предложения на этот счет и приняты в качестве Закона о поправке от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (206 изменений). Поправки были вынесены на предусмотренное этим законом общероссийское голосование и по его итогам 3 июля 2020 года президент Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками», который предусматривал их вступление в силу 4 июля 2020 года.
15 января 2020 года была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации в составе 75 человек.
12 и 13 марта 2020 года парламенты субъектов федерации одобрили поправки — документ поддержали все 85 региональных законодательных собраний (при установленном статьёй 136 Конституции необходимом минимуме в две трети региональных заксобраний — 57).
14 марта 2020 года президент Путин подписал закон. С его подписью закон вступил в силу, однако нормы об изменении Конституции (статья 1) откладывались до общероссийского голосования и, согласно закону, вступали в силу при условии его положительного исхода.
16 марта 2020 года Конституционный суд подтвердил соответствие поправок Конституции.
1 июня 2020 года президент Путин назначил голосование на 1 июля 2020 года.
2 июля 2020 года стало известно, что после обработки 100 % протоколов результаты составили 77,92 % за поправки (явка 67,97 %).
4 июля 2020 года с момента опубликования в официальных изданиях поправки вступили в силу.
Поправки в Конституцию РФ 2020: кратко тезисы и суть поправок
-
Создание федеральных территорий и организация на них публичной власти; -
Защита территориальной целостности страны, запрет действий, направленных на изменение границы РФ;
-
Добавлен пункт о правопреемстве СССР; -
Добавлено упоминание Бога, защиты исторической правды, признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания; -
Установление русского языка государствообразующим; -
Признание культуры Российской Федерации уникальным наследием; -
Введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом; -
Установление возможности размещения отдельных органов власти вне города Москвы; -
Расширение полномочий ведомств России; -
Включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов Российской Федерации, добавление пункта о защите семьи и материнства; -
Оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже 1 раза в год; -
Обязательная индексация социальных пособий; -
Создание условий экономического роста страны, повышении доверия между государством и гражданами; -
Ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и органах исполнительной власти; -
Приоритет Конституции РФ над международным правом; -
Закрепление мер по международному поддержанию мира; -
Поддержание президентом мира и согласия в стране; -
Президент должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства; -
Добавление президенту дополнительных полномочий; -
Установление неприкосновенности для президента после отставки; -
Изменение механизма отрешения президента от должности; -
Ужесточение требований к сенаторами и депутатам Госдумы и обеспечение их неприкосновенности; -
Совместное собрание палат только для заслушивания президента; -
Включение в Конституцию арбитража, Верховного и Федерального суда, мировых судей; -
Председатель Правительства несет персональную ответственность перед президентом; -
Правительство обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии; -
Ужесточение требований к прокурорам и судьям; -
Генеральный прокурор может сниматься с должности президентом РФ; -
Усиление полномочий Государственного Совета Федерации; -
Главы силовых ведомств и региональные прокуроры назначаются президентом и Советом Федерации. -
Совет Федерации может снимать с должности судей; -
Президент и высокопоставленные чиновники не могут иметь иностранное гражданство; -
Конституционный суд может проверять законопроекты; -
Местное самоуправление подчиняется Федеральным законам; -
Госдума будет утверждать председателя правительства; -
Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать население медицинской помощью.
4. Понятие и структура конституционного строя. Соотношение понятий: общественный строй, государственный строй, конституционный строй. Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт. Политические, социально-экономические и духовные (идеологические) основы конституционного строя. Конституционные характеристики Российской Федерации.
Конституционный строй РФ – закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства и общества праву.
Основы конституционного строя представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ.
К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным. К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства.
Соотношение понятий: общественный строй, государственный строй, конституционный строй.
Принципиальных различий между «общественным устройством», «общественным строем» и «конституционным строем» не имеется, по предмету и объему в целом это одно и то же. Но все же есть факторы, которые могут объяснить смену понятий.
Прежде всего категории «общественное устройство», «общественный строй» в условиях нашей страны (это следует подчеркнуть) несли более ориентированную целевую социальную нагрузку. Они корреспондировали политическому «портрету» общества как поделенного на слои (классы). На первом этапе социалистического строя одни слои (классы) по конституционным установлениям были, так сказать,
«властеобразующими», другие, враждебные первым, отстранялись от участия во власти. Так, Конституция РСФСР 1918 г., не оперируя категориями общественного строя или устройства, провозглашает, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России» (ст. 10). А в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, включенной в эту Конституцию, говорится, что «теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов
власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (ст. 7). Конституция СССР 1936 г., содержавшая гл. 1 «Общественное устройство», закрепляла в первых статьях, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, и что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице этих Советов (ст. 2, 3).
На следующем этапе общество считалось состоящим из дружественных классов и слоев. Данный фактор отразила Конституция СССР 1977 г., она уже говорила об СССР как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны (ст. 1).
Кроме того, составным компонентом общественного устройства, об
5. Понятие избирательного права и права на участие в референдуме. Избирательное право как конституционно-правовой институт. Виды выборов и референдумов в Российской Федерации. Избирательная система: понятие и виды. Принципы проведения выборов и референдума в Российской Федерации.
Понятие избирательного права и права на участие в референдуме:
Избирательное право рассматривается со стороны узкого и широкого смыслов.
Избирательное право в широком смысле – это совокупность правовых норм, которые регулируют весь комплекс избирательных процессов в России.
Избирательное право в узком смысле – конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти, а также право на участие в референдуме.
Избирательное право в узком смысле включает в себя:
1) Пассивное избирательное право – право быть избранным в соответствующие органы. Такое право принадлежит гражданам с момента достижениями ими возраста, установленного аконом для занятия определенной должности. Ограничивается наличием обстоятельств, при которых занятие той или иной должности недопустимо.
2) Активное избирательное право – право гражданина избирать в выборные органы власти. Принадлежит каждому гражданину по достижению им возраста 18 лет. Ограничения права указаны в законодательстве.
Право на участие в референдуме – конституционное право граждан РФ голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.
Нормативная база: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» и Федеральном законе от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Право на участие в референдуме появляется по достижению гражданином возраста 18 лет. Недееспособные, а также лица, осужденные приговором суда к лишению свободы и отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут участвовать в референдуме.
Избирательное право как конституционно-правовой институт: