ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
Экономическая политика современной Грузии
Экономическая политика современной Грузии — экономическая стратегия, мероприятия правительства и экономическое положение населения Грузии с ноября 2003 года (дата прихода к власти Михаила Саакашвили) по настоящее время. Срок президентства Саакашвили истекает осенью 2013 года.[1] Часть его экономических решений признаётся экспертами ошибочными — по их мнению, Грузии не удалось встать на путь экономического роста.[2][3][4][5] С другой стороны, у экономической политики Михаила Саакашвили есть и горячие сторонники,[6][7] и не только в правительстве Грузии.[8]
Предыстория
После распада СССР в начале 1990-х годов и провозглашения независимости Грузии экономика республики была практически разрушена. Разрыв хозяйственных связей усугублялся политической нестабильностью, гражданской войной. Производство сократилось в 6 раз и составляло 15—18 % от уровня 1989 года.[9] В 1994 году объём выпускаемой продукции упал до уровня 1960-х годов. Производственная и транспортная инфраструктуры распались. Инфляция составляла около 9000 % в год, а безработица достигла 20 %.[10]
Реформирование экономики началось в 1995 году, сразу после установления относительной политической стабилизации. Сокращение дефицита бюджета, приватизация, земельная реформа и ввод новой денежной единицы «лари» оказали благотворное воздействие на ситуацию. В 1996 году ВВП страны вырос на 14 % (в 1995 — всего на 2,4 %). Было зарегистрировано свыше 30 тыс. частных предприятий. В 1997 году частный сектор стал давать свыше 50 % ВВП.[10] В 1998 году дефолт в России оказал негативное воздействие и на грузинскую экономику.[11][12]
Основными проблемами конца 1990-х — начала 2000-х годов оставались массовая бедность,[13] неэффективный и коррумпированный госаппарат,[14] неурегулированные отношения собственности[15] и многие другие.
Реформы Бендукидзе
См. также: Цветные революции на постсоветском пространстве
Приход к власти в Грузии в ноябре 2003 года в результате «революции роз» Михаила Саакашвили повлёк серьёзные изменения в экономической политике страны. Поставленная новым грузинским руководством цель была сформулирована так: «Грузия должна стать самой дешёвой и самой привлекательной для бизнеса экономикой мира».[16]
В июне 2004 года министром экономического развития Грузии был назначен известный своими ультралиберальными взглядами[17][18] российский предприниматель Каха Бендукидзе.[19][20] Отвечая на вопрос, как реформировать грузинскую экономику, Бендукидзе сказал:[21]
Грузия должна продать всё, кроме совести.
Впоследствии он перечислил ряд объектов, не подлежащих приватизации: железная дорога, почта, магистральные газопроводы и крупнейшая в стране Ингури ГЭС. По его мнению, всё остальное следует передать в частные руки.[21] Бендукидзе также заявил, что Грузия слишком бедная страна для того, чтобы отказаться от максимально либеральной политики.[22]Бендукидзе называли «архитектором» и «идеологом» грузинских реформ, он работал в правительстве до 2 февраля 2009 года.[23][24][25][26]
В 2005 году «Европейский институт налоговых реформ» и «Европейский институт предпринимательства» присудили Грузии первую награду в области экономических реформ за максимальную либерализацию экономики и «плоское» налогообложение.[27]Множество других международных организаций также отмечали успешность экономической политики Грузии в период 2005—2008 годов.[28]
Дерегулирование
В марте 2005 года была принята государственная программа дерегулирования экономики: сокращение числа министерств и государственных служб, а также численности госаппарата. На 35 % были сокращены кадры в министерствах и на 50 % — в общественном секторе. На 85 % сократилось число выдаваемых государством лицензий.[16][29]
В том же году была проведена крупнейшая налоговая реформа — принят новый Налоговый кодекс.[26] В результате из 20 налогов осталось 7: подоходный налог, социальный налог, НДС, налог на прибыль, налог на имущество и акцизы по некоторым товарам (например, на сигареты), а также налог на игорный бизнес. Была объявлена налоговая амнистия по всем доходам до 2004 года.[30][29] Сами налоговые ставки были существенно снижены.[27] Прогрессивный подоходный налог от 20 % заменили «плоским» по ставке 12 %. Таможенные пошлины были сокращены в 2006 году и почти полностью отменены к 2008 году.[16] Важными новшествами стали также уменьшение санкций за неуплату налогов и упрощение системы решения налоговых споров.[28] В результате объём налоговых поступлений вырос втрое.[27]
Летом 2006 года был принят закон «О свободной и конкурентной торговле», новые правила работы на финансовом и биржевом рынках, новый трудовой кодекс, который позволил сторонам регулировать трудовые договоры без излишнего вмешательства государства. Была отменена обязанность частных компаний выплачивать материнские пособия. Был принят закон, позволяющий приватизировать землю, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Была изменена система пользования природными ресурсами, которые также стали товаром на рынке. Было разрешено двойное гражданство и отменены визы почти для всех стран мира.[16][27][29]
Подверглась радикальному реформированию и социальная сфера. Образование было переведено на ваучерную систему. В результате финансирование получало то учебное заведение, которое выбирали родители школьника. Была введена страховая медицина. Правительство запланировало и начало полную приватизацию всей отрасли и продажу больниц в частные руки.[16]
Борьба с коррупцией
Серьёзные изменения произошли в силовых органах. В ходе реформы из МВД было уволено 35 тыс. чел.,[31]Госавтоинспекция, как наиболее коррумпированный орган, была ликвидирована полностью. В дальнейшем на замену ГАИ в системе МВД была создана патрульная служба. Зарплата сотрудников полиции была увеличена в несколько раз.[29] По утверждению главы МВД Вано Мерабишвили, полицейские стали получать от $600 до $4000 в зависимости от звания и срока службы.[31] По многочисленным утверждениям и свидетельствам грузинской, украинской и либеральной российской прессы, грузинская полиция перестала брать взятки.[32][33][34][31][35] По опросам населения, данные которых приводил в своих интервью 2008—2009 годов министр внутренних дел страны Вано Мерабишвили, от 65 до 82 % доверяют полиции, чей рейтинг находился на третьем месте после церкви и армии.[36][37]
Как утверждал Каха Бендукидзе, до налоговой реформы налоги были столь велики, что проще было откупаться взятками и налоги не платить.[27][38] В результате бюджет был пуст, зарплаты и пенсии платить было нечем.[39]Привычка не платить налоги в Грузии была сломлена чрезвычайно жёсткими мерами. Массовым явлением стали аресты предпринимателей и коррумпированных чиновников. Их отпускали после уплаты крупных сумм в бюджет.[40] Аналогичными способами принуждали возвратить собственность, приватизированную при прежнем правительстве по заниженной стоимости. Только за 4 последних дня I квартала 2004 года таким способом в бюджет поступило $7,5 млн.[18][41][42] Оппозиция обвиняла власть в вымогательстве, политической мотивации репрессий и произволе.[43][44]
Михаил Саакашвили неоднократно заявлял, что в Грузии удалось победить коррупцию.[45][46] По утверждению Кахи Бендукидзе, «ситуация с коррупцией в Грузии лучше, чем во всех странах СНГ».[47] Однако оппозиция настаивала, что коррупция лишь переместилась в верхние этажи власти.[48][49] Согласно исследованиямTransparency International, по индексу восприятия коррупции Грузия улучшила свою позицию с 89 места в мире в 2002 году[14] до 68 места в 2008 году[50][51] и до 66 места в 2009 году.[52]
В 2011 году в рейтинге Transparency International Грузия опустилась на 68 место,[53] но в 2012-м «взлетела» на 51-е. По мнению «Голоса Америки», позитивные сдвиги в 2012 году могли быть вызваны изменением методологии подсчёта Индекса восприятия коррупции. Тем не менее, издание назвало причины успеха Грузии, среди них обновлённое антикоррупционное законодательство, создание базы данных имущественных деклараций госслужащих, инновационная электронная система госзакупок. В то же время, грузинские экспертыTransparency отметили коррупциогенные факторы — политический контроль над прокуратурой, отсутствие сильного суда и парламента.[54]
Приватизация
Приватизация была объявлена одним из приоритетов экономической политики, на торги были выставлены крупнейшие предприятия страны. Впрочем, уже в 2005 году Бендукидзе обращал внимание, что «будущее Грузии не в выгодных приватизационных сделках, не в бесконечной приватизации, а в развитии существующих и создании новых предприятий». Главное, по его мнению — это «вертикальная мобильность», более быстрый рост малых и средних компаний по сравнению с крупными.[27]
В 2005 году было завершено строительство нефтепровода «Баку—Тбилиси—Джейхан». 12 октября 2005 года состоялось торжественное открытие грузинского участка. В июле 2006 года состоялась первая прокачка нефти. Ежедневный объём проходящей по трубам нефти составляет 1,2—1,3 млн баррелей.[55][56]
В 2007 году была передана в управление британским инвесторам Грузинская железная дорога.[57] Управление Потийским морским портом в том же году было выставлено на тендер[58] и объект перешёл под контроль арабской компании RAK Investment Authority.[59]
Приватизация вызвала бурный рост иностранных инвестиций и ВВП страны. В 2006 году ВВП вырос на 8,6 %,[60] а в 2007 году — на 12,4 %.[61] В 2006 году в страну были привлечены $1,2 млрд, а в 2007 году — $2,01 млрд прямых иностранных инвестиций.[62]
Политика приватизации крупных предприятий была подвергнута жёсткой критике. Представители оппозиционных партий обвинили правительство в распродаже национального достояния и в продвижении чужих интересов. Особую критику вызвали факты продажи собственности крупным российским монополиям,[58]приватизация госпитального сектора,[63] отсутствие мер протекционистской политики в отношении таких национальных крупнейших предприятий, как, например, «Грузинские авиалинии».[64]
Факторы влияния Экономическая стратегия
Правительство Грузии и президент Михаил Саакашвили неоднократно предлагали принципиально новые для страны идеи экономического развития (при отсутствии, после отставки Бендукидзе, внятной и последовательной экономической стратегии как таковой). Такая новизна не относится, конечно, к вынужденной после военного конфликта в августе 2008 года политике «затягивания поясов» с сокращением размера социальных субсидий.[65] Однако необычное предложение президента сделать из Грузии подобие Сингапура широко комментировалось СМИ.