Файл: Экономическая политика современной Грузии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В апреле 2008 года Грузия впервые вынесла на торги Лондонской фондовой биржи еврооблигации (ISIN XS0357503043) на сумму $500 млн с помощью агентов по размещению UBS и JP Morgan.[161] Однако вырученные средства, по выражению одного из аналитиков, «были израсходованы непонятно на что» и лишь увеличили госдолг.[153]

Госбюджет

Дефицитный бюджет Грузии на 2010 год был запланирован в размере 4,9 млрд лари (в 2009 году — 5,1 млрд лари), расходы — 5,3 млрд лари (в 2009 году 5,5 млрд лари).[162][197] Чтобы сбалансировать приходную и расходную части, было сокращено финансирование госаппарата, урезаны размеры некоторых государственных программ. Пенсии и социальные пособия оставались на прежнем уровне, количество грантов уменьшилось более чем на треть, военные расходы увеличивать не планировалось.[198] Ожидался рост макроэкономических показателей и налоговых поступлений.[199][200][201][202][203]

В 2008—2010 годах из всех постсоветских стран Грузия показала наибольшую долю расходов на оборону в ВВП: 2008 год — 5,95 %, 2009 год — 4,4 %, 2010 год (план) — 4,56 % (в России, соответственно, 2,7 %, 2,67 %, 2,9 %).[204][138] По данным Стокгольмского международного института по изучению проблем мира, с 1999 по 2008 год Грузия в 5 раз увеличила военные расходы, с $40 млн до $650 млн,[205] далее финансирование армии стало снижаться.[138]

На 2013 год доходная часть госбюджета была утверждена на уровне 7,4 млрд лари, расходная — 7,2 млрд лари. По сравнению с предыдущим годом, было увеличено финансирование Минтруда, здравоохранения и соцзащиты (2,3 млрд лари, +28,8 %), Минсельхоза (241 млн лари, +4,8 %), Минрегионразвития и инфраструктуры (90 млн, +25,6 %). Минэкономики и устойчивого развития выделили 82,5 млн лари (-43,2 %).[154]


Население

Основными нерешёнными социально-экономическими проблемами в Грузии продолжают оставаться бедность населения и безработица.[206][207][208][209] Статистики прожиточного минимума и уровня занятости, рассчитанные официальными органами, оппозицией и независимыми наблюдателями, существенно различаются.

Доходы

По официальным данным, в 2008 году ниже черты бедности в Грузии жили 25 % населения,[163] в 2009 году — 20 % населения, или более 1 млн человек.[13] Размер прожиточного минимума в 2009 году составлял $65 на человека.[163] По данным оппозиции, в 2009 году за чертой бедности находились 86 % граждан Грузии.[210]

К беднейшей категории населения относятся крестьяне. Исследование, проведённое в июне 2010 года специалистами ЕС, показало, что главная причина бедности населения Грузии — неразвитость сельского хозяйства. Доля крестьян в населении Грузии достигает 50 %, их продукция даёт до 10 % ВВП страны, но госбюджетное финансирование сектора неоправданно мало, производительность труда минимальна. Несмотря на то, что ещё в 2010 году эксперты ЕС рекомендовали поднять уровень госинвестиций в сельское хозяйство не менее чем в 3 раза,[211] ситуация не улучшилась и к 2013 году.

Отдельная проблемная категория населения — беженцы из Абхазии и Южной Осетии. В 2009 году их доля в численности населения Грузии достигала 6 %.[212]

В 2011 году, по официальным данным, прожиточный минимум в стране составлял 150 лари ($83). По неофициальным данным, за чертой бедности находились более 30 % населения. По инициативе президента Михаила Саакашвили в 2011 году каждый житель Грузии получил разовый продовольственный ваучер на 30 лари ($16)[65] и ваучер-субсидию на электроэнергию на 20 лари ($11).[213][214] Фактически, это были мизерные суммы, отметили СМИ и оппозиция.[213] Пенсионерам, студентам и детям в возрасте до 6 лет правительство выдало госполисы страховой медицины.[215]

По данным правительства, в 2012 году размер прожиточного минимума составлял 252 лари на семью и 150 лари на одного трудоспособного мужчину.[72]

С 1 января 2013 года каждой семье Грузии, в рамках правительственной программы «Больше пользы народу», выдаются ваучеры на 1000 лари (около $613), действительные 4 года и дающие возможность потратить 250 лари в год.[216]

Занятость

Безработица в Грузии остаётся самой высокой среди стран СНГ. На середину 2008 года её уровень составлял 13,3 %,[217][218] сократившись с 2005 года лишь на 1,4 %.[219] Планы правительства сократить безработицу вдвое к 2009 году остались нереализованными.[220] Более 50 % экономически активного населения Грузии работает за рубежом.[5]


По мнению грузинского экономиста Сосо Арчвадзе, для решения проблемы необходимо формирование структуры занятости и развитие частного сектора. Особое внимание следует уделять развитию малого и среднего бизнеса, льготировать создание рабочих мест в сельском хозяйстве, телекоммуникациях и банковской сфере.[218]

По данным Национальной службы статистики, уровень безработицы в первом полугодии 2010 года вырос до 16,9 %. Службу статистики обвинили в некачественной методике и занижении уровня безработицы, но Грузстат по-прежнему причисляет к занятым самозанятых и не принимает обвинений.[221] По данным Социального агентства ЕС, по итогам 2010 года безработица в Грузии составила 16,3 %.[222] По мнению неправительственных организаций, безработными были около 80 % граждан Грузии.[65]

По официальным данным, в 2011 году безработица выросла до 17 %,[223] по данным Социального агентства ЕС — до 16,5 %.[222] Разработанный «Стратегический план правительства Грузии для модернизации и трудоустройства на 2011—2015 годы» предусматривает снижение уровня безработицы к 2015 году до 10 % за счёт переподготовки кадров и создания новых рабочих мест, в частности, при модернизации железной дороги, развитии Батуми, Поти, Кутаиси, строительстве Лазики и прочее.[223]

В 2012 году, по официальным данным, уровень безработицы понизился до 15,1 %. По данным ЕС, он остался на том же уровне 16,5 %, по данным оппозиции — по-прежнему достигал 30 %. Согласно опросам NDI, безработными себя назвали 67 % граждан, по опросам Gallup — 69,5 %.[224]


Инфраструктура

Несмотря на заявления правительства о необходимости восстановления села, в Грузии ничего для этого не делается. Бюджетные средства тратятся необъяснимо. GeorgiaTimes приводит пример, когда вместо ожидаемых дорог и водопроводов сёла получают развлекательные дома. СМИ пишут о скупке земель с целью их дальнейшей сдачи в аренду крестьянам, об отъезде жителей из сёл.[225][226]

Часть международной финансовой помощи Грузия направляет на развитие социально-экономической инфраструктуры Абхазии и Южной Осетии.[227] Помощь беженцам финансируется мировым сообществом во исполнение решения, принятого в Брюсселе 22 октября 2008 года,[137][228] и потому контролируется и регулярно оценивается. В августе 2010 года международная правозащитная организация Amnesty Internationalопубликовала 43-страничный доклад, в котором отметила успехи Грузии в обеспечении беженцев жильём, но рекомендовала также учитывать, что перемещённые лица нуждаются не только в крыше над головой, но и в социально-экономической инфраструктуре.[229]

Предпринимательство

Несмотря на то, что в рейтинге Doing Business Всемирного банка и IFC (рассчитывается с 2003 года и сообщает степень лёгкости ведения бизнеса в стране) Грузия в 2010 году находилась на высоком 16 месте, а в 2011 году поднялась на 11 место,[230] предпринимательского слоя в стране нет. Так, например, полагает премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.[103] В частности, в результате приватизации земли многие крестьяне, не оформившие вовремя бумаги об аренде, оказались лишены возможности первоочередной приватизации. Это неоднократно приводило к конфликтам и массовым протестам.[231]

Согласно данным аналитического отчёта 2011 года «Перспектива экономики Грузии» Центра исследования экономической политики и Фонда «Открытое общество — Грузия», в стране отсутствует или малочислен средний класс. Индикатором для исследователей служил Индекс Джини, который изменяется от 0 до 100 % и, чем более отличен от нуля, тем более доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения. Для Грузии Индекс Джини составил 40,8 % (для сравнения, для России 43,7 %, для Турции 41,2 %, для Армении 30,2 %).[232]

Последнее обновление этой статьи 28 декабря 2012 года.

Мнения Самопрезентация

Мне неизвестны случаи, когда после приватизации произошло сокращение производства, начались массовые увольнения. Наоборот, количество занятых увеличивается. Появились нормальные хозяева, которые стали развивать бизнес. А вот где действительно были (и ещё будут!) серьёзные сокращения, так это в госаппарате.


Каха Бендукидзе, государственный министр Грузии, идеолог экономических реформ. «Российская газета», 28 июля 2005 года.

Только движение по этому либеральному пути, соблюдение всех возможных либеральных принципов позволило нам добиться этих поразительных результатов в упрощении деятельности бизнеса. Никогда со времени сбора данных ни одна страна не совершала за 6 лет такого значительного рывка. И мы помним, что в 2003 году в данном рейтинге мы были на 137 месте, а сегодня мы находимся на 11 месте. …Сегодня по лёгкости налогового бремени, по данным Форбс, Грузия находится на 4 месте в мире… Мы готовы послать наших экспертов в некоторые из… стран для консультирования.

Михаил Саакашвили, президент Грузии. Из выступления в парламенте, 6 октября 2009 года.

Можно сказать, что мы идеально подготовлены к вложению инвестиций в Грузию, у нас проводится либеральная налоговая политика, и это очень важный фактор для того, чтобы Грузия стала тем, к чему стремится, — Сингапуром целого региона.

Михаил Саакашвили, президент Грузии. «Эхо планеты», 8 июня 2011 года

Проблемами номер один для страны являются оккупация и безработица. Мы продолжаем движение к Западу, и правительство Грузии использует многосторонние мирные усилия для объединения Грузии. Что касается вопроса безработицы, радикального решения проблемы не существует, и необходимо поэтапное движение для решения проблемы.

Ника Гилаури, премьер-министр Грузии. Из выступления в марте 2012 года

Экономика монополизирована нынешним правительством. Существует слишком сильная её зависимость от политики. Самым серьёзным вызовом является, без сомнения, формирование свободного и честного рыночного народного хозяйства, так как это занимает определённое время и является для населения трудным периодом, прежде чем люди почувствуют действительно перемены к лучшему. Но лишь пройдя этот путь, мы сможем устранить самую большую несправедливость в этой стране — я имею в виду высокий уровень безработицы.

Бидзина Иванишвили, глава правительства Грузии, лидер коалиции «Грузинская мечта». «РБК Daily», 1 октября 2012 года

С монополиями в бизнесе мы не смиримся и максимально постараемся, чтобы власть и чиновники не вмешивались в частный бизнес. Я даю гарантию, что в Грузии будет защищена частная собственность. Это должно стать основой для создания в стране реальной инвестиционной среды и развития бизнеса.

Бидзина Иванишвили, глава правительства Грузии, лидер коалиции «Грузинская мечта». «Известия», 7 октября 2012 года