ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Основные информационные ресурсы в сфере социальной педагогики
1. 4 .Выборочный перечень госТов
Журналы сферы социальной защиты населения
Журналы пенитенциарной и правоохранительной системы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт социально-культурных технологий
Кафедра социальной педагогики
Основы информационной культуры личности: рабочая программа по направлению подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр»
Кемерово 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «050400 – Психолого-педагогическое образование»
и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика»
Разработчик – кандидат пед. наук, доцент Л. И. Лазарева
Научный редактор – доктор пед. наук, профессор Н. И. Гендина
Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики 31. 08. 2011 г., протокол №1.
Рекомендована к изданию методическим советом института социально-культурных технологий КемГУКИ 29. 03. 2012 г., протокол № 5.
Лазарева Л. И. Основы информационной культуры личности [Текст]: рабочая программа по направлению подготовки «050400 – Психолого-педагогическое образование», по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика», квалификация (степень) выпускника - «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – с. 52.
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы информационной культуры социального педагога» являются:
знание информационных ресурсов по социальной педагогике и смежным с нею наукам;
освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;
овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки социально-педагогической информации;
изучение и практическое освоение технологий подготовки и оформления результатов учебно-методической и профессионально ориентированной опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;
развитие устойчивого познавательного интереса к работе с информацией.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина принадлежит к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для её освоения необходимы знания информатики в объеме общеобразовательного курса и элементарные умения обращения с компьютерной техникой. Она является предшествующей для практически всех дисциплин основной образовательной программы, поскольку способствует становлению у студентов навыков информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК – 5);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК –7);
готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК – 7);
готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребёнка и правах инвалидов (ОПК – 11);
умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП – 3);
способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП – 4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- признаки информационного общества (ОК – 7);
- определение понятия информационной культуры социального педагога и компоненты её содержания (ОК – 7);
- межотраслевой характер информационных ресурсов по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 7);
- состав первичного и вторичного документального потока по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 11, ОПК – 7);
- типы и виды библиотек, предоставляющих информационные услуги социальным педагогам (ОК – 7);
- типы информационных запросов (ОК – 7);
- зависимость между основными видами профессиональной деятельности социального педагога и типами информационных запросов (ОК – 7);
- структуру и назначение функциональных отделов библиотеки (ОК – 7);
- назначение, цели, задачи, виды аналитико-синтетической переработки информации в учебной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК – 7, ОК – 5);
- виды учебных и научных изданий (ОК – 7, ОК – 5);
- основные виды определений (ОК – 7, ОК – 5);
- аппарат организации усвоения знаний в структуре учебного издания (ОК – 7, ОК – 5);
- общие и специальные требования к курсовым и дипломным работам по дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика» (ОК – 5, ПКСП – 3, ПКСП – 4);
- особенности курсовых работ в зависимости от года обучения (ОК – 5);
- структуру курсовой и дипломной работы (ОК – 5);
- порядок выполнения и защиты курсовой и дипломной работы (ОК – 5);
- виды документов профессиональной практической деятельности социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества ( ОК –5, ПКСП – 3, ПКСП – 4);
- правила подготовки доклада и презентации (ОК –5);
уметь:
- классифицировать документы по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 7, ОПК – 11);
- обосновывать принадлежность конкретного документа к определённому классу документов (ОК – 7,ОПК – 7, ОПК – 11);
- определять тип информационного запроса (ОК – 7);
- осуществлять поиск информации по адресному, фактографическому, тематическому и аналитическому запросу (ОК – 7);
- составлять и оформлять библиографическое описание, аннотацию, план, выписки, цитаты, конспекты (ОК – 7, ОК – 5);
- различать в тексте семантические блоки и аспекты их содержания (ОК – 7, ОК – 5);
- находить в тексте маркеры, коннекторы, индикаторы (ОК – 7, ОК – 5);
- соблюдать логические требования к определениям понятий (ОК – 7, ОК – 5);
- оформлять различные виды информационных продуктов – результатов учебной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК –5, ОК – 7, ПКСП – 3, ПКСП – 4).
владеть:
- способами осуществления информационного поиска первичных и вторичных документов по социальной педагогике (ОК – 7);
- информационным мировоззрением (ОК-7);
- методом структурно-семантического анализа информационного запроса (ОК – 7);
- способами корректировки исходной формулировки информационного запроса (ОК – 7);
- методами построения определений понятий (ОК – 5);
- способами формализованного анализа научных документов по социальной педагогике (ОК – 5);
- графическими приёмами перекодировки текстовой информации (ОК – 7, ОК – 5);
- технологиями подготовки и оформления информационных продуктов – результатов научной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК –5, ПКСП – 3, ПКСП – 4).
Структура и содержание дисциплины «Основы информационной культуры социального педагога»
4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Дисциплина изучается в первом семестре, формой итоговой аттестации является зачёт.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Всего часов |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
||
|
|
|
лекц |
прак |
срс |
|
|
Раздел 1. Информационная культура социального педагога и информационные ресурсы по социальной педагогике
|
10 |
2 |
4 |
4 |
|
1.1 |
Информационное общество и информационная культура социального педагога. |
4 |
1 |
1
|
2 |
Выполнение тестовых заданий |
1.2 |
Документальные потоки по социальной педагогике и государственная система научно-технической информации. |
6 |
1 |
3 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области социально-педагогической информации |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
2.1 |
Библиотека как информационно-поисковая система. Адресный и фактографический поиск социально-педагогической информации и алгоритмы его выполнения. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
2.2 |
Тематический поиск социально-педагогической информации и алгоритмы его выполнения. Алгоритм поиска информации по аналитическим запросам. |
8 |
1 |
3 |
4 |
Выполнение индивидуальных ситуативных заданий |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка информации в учебной и профессиональной деятельности социального педагога |
20 |
4 |
6 |
10 |
|
3.1 |
Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды. |
6 |
1 |
2 |
3 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
3.2 |
Учебные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
3.3 |
Научные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
3.4 |
Рациональные приёмы интеллектуальной работы с текстом |
6 |
1 |
2 |
3 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
|
Раздел 4. Технология подготовки информационных продуктов социального педагога |
30 |
7 |
7 |
16 |
|
4.1 |
Технология подготовки научно-аналитического обзора. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
4.2 |
Технология подготовки курсовой работы |
3 |
1 |
- |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
4.3 |
Технология подготовки дипломной работы |
3 |
1 |
- |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
4.4 |
Технология подготовки производственно-практических документов в сфере социальной педагогики |
4 |
1 |
1 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
4.5 |
Технология подготовки учебно-методических документов в сфере социальной педагогики |
6 |
1 |
2 |
3 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
4.6 |
Технология подготовки программы социально-педагогического эксперимента и социально-педагогического проекта |
6 |
1 |
2 |
3 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий |
4.7 |
Технология подготовки научной статьи, доклада и презентации. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий Зачёт |
|
Итого: |
72 |
15 |
21 |
36 |
|