ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Основные информационные ресурсы в сфере социальной педагогики
1. 4 .Выборочный перечень госТов
Журналы сферы социальной защиты населения
Журналы пенитенциарной и правоохранительной системы
2. Содержание дисциплины
Содержание |
Результаты обучения |
Раздел 1. Информационная культура социального педагога и информационные ресурсы по социальной педагогике |
|
1.1.Информационное общество и информационная культура социального педагога. Понятие «информационное общество», его признаки и отличительные особенности.Повышение значимости обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства, создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации. Признаки образования в информационном обществе: универсальность, индивидуальность, тотальность. Сущность и определение понятий информационной культуры, информационной культуры личности, информационной культуры специалиста, информационной культуры социального педагога. Характеристика компонентов содержания информационной культуры социального педагога: информационное мировоззрение и информационная компетентность. Значение информационной культуры социального педагога для его результативной учебной и профессиональной деятельности. |
Формируемые компетенции: - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК –7); - готов использовать знания нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК – 7); - готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребёнка и правах инвалидов (ОПК – 11). В результате изучения раздела курса студент должен знать: - признаки информационного общества (ОК – 7); -определение понятия информационной культуры социального педагога и компоненты её содержания (ОК – 7); -межотраслевой характер информационных ресурсов по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 7); -состав первичного и вторичного документального потока по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 11, ОПК – 7); уметь: -классифицировать документы по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 7, ОПК – 11); -обосновывать принадлежность конкретного документа к определённому классу документов (ОК – 7,ОПК – 7, ОПК – 11); владеть: - способами осуществления информационного поиска первичных и вторичных документов по социальной педагогике (ОК – 7); -информационным мировоззрением (ОК-7).
|
1.2.Документальные потоки по социальной педагогике и государственная система научно-технической информации. Инфраструктура деятельности как фактор формирования профессиональной информационной среды социального педагога. Здравоохранение, образование, культура, правоохранительная система, система социальной защиты населения как области профессиональной деятельности социального педагога. Понятие социально-образовательных ресурсов. Структура первичного документального потока по социальной педагогике и смежным отраслям знания: основные виды изданий по социальной педагогике. Закономерности функционирования документального потока: рост объема, концентрация (образование) и рассеяние информации по областям профессиональной деятельности социального педагога (социальная защита населения, пенитенциарная и правоохранительная система, здравоохранение, культура, спорт и молодёжная политика), старение и актуализация информации. Классификация интернет-ресурсов по социальной педагогике Рахматулина Р. Я. Критерии верификации социально-педагогических ресурсов интернет: доступность, релевантность, интериоризация. Научная электронная библиотека Elibrary.ru как основной источник отслеживания периодических изданий, содержащих социально-педагогическую тематику. Понятие вторичного документа как результата аналитико-синтетической переработки информации. Виды вторичных документов. Организация и управление вторичными документальными потоками с помощью системы информационных изданий. Информационные издания: назначение, функции, виды. Отсутствие специализированных информационных центров по социальной педагогике. Рассеяние информации по социальной педагогике в документальном потоке гуманитарных наук. Цели, задачи и принципы построения Государственной системы научно-технической информации Российской Федерации. (ГСНТИ). Организационно-функциональная структура ГСНТИ. Отсутствие отраслевых центров, предоставляющих информационные продукты и услуги по социальной педагогике. Деятельность Российской книжной палаты (РКП), Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) как всесоюзных органов ГСНТИ по информационному обеспечению социальной педагогики и смежных отраслей.
|
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области социально-педагогической информации |
|
2.1 Библиотека как информационно-поисковая система. Адресный и фактографический поиск социально-педагогической информации и алгоритмы его выполнения.Структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиций пользователя. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура, назначение, функции. Состав справочно-библиографического фонда библиотеки: справочные издания, информационные издания, библиографические пособия. Система каталогов и картотек библиотеки. Научная педагогическая библиотека (НПБ) им. К. Д. Ушинского как основной держатель информационного фонда по педагогике, её основные и дополнительные услуги. Информационные продукты и услуги по социальной педагогике, предоставляемые библиотеками западно-сибирского региона РФ: ГПНТБ СО РАН, ОНБ им. В.Д. Федорова (г. Кемерово), научной библиотекой КемГУКИ. Адресный запрос как проявление потребности в конкретном документе по социальной педагогике. Алфавитный и электронный каталоги как средство адресного библиотечного поиска. Соблюдение основных правил библиографического описания документов как залог успешности адресного поиска информации. Фактографические запросы и их разновидности. Справочные издания как источник фактографической информации по социальной педагогике. |
Формируемые компетенции: -владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК –7). В результате изучения раздела курса студент должен знать: типы и виды библиотек, предоставляющих информационные услуги социальным педагогам (ОК – 7); -типы информационных запросов (ОК – 7); -зависимость между основными видами профессиональной деятельности социального педагога и типами информационных запросов (ОК – 7); -структуру и назначение функциональных отделов библиотеки (ОК – 7); уметь: -определять тип информационного запроса (ОК – 7); -осуществлять поиск информации по адресному, фактографическому, тематическому и аналитическому запросу ( ОК – 7); владеть: -методом структурно-семантического анализа информационного запроса (ОК – 7); - способами корректировки исходной формулировки информационного запроса ( ОК – 7). |
2.2 Тематический поиск социально-педагогической информации и алгоритмы его выполнения. Алгоритм поиска информации по аналитическим запросам.Тематический информационный запрос как проявление потребности в документах по определённой теме, вопросу, отрасли знания и т.п. Виды учебной и профессиональной деятельности, порождающие тематические информационные запросы. Структурно-семантический анализ тематических информационных запросов: сущность и назначение. Этапы структурно-семантического анализа тематического информационного запроса из области социальной педагогики: выделение ключевых слов, определение предмета и аспекта поиска, выяснение смыслового значения термина, выявление многозначности, выявление синонимов, выявление вышестоящих понятий, выявление нижестоящих понятий. Потребность в концептографической информации как основа аналитического запроса. Оценочные лексические единицы типа «эффективный, рациональный, инновационный, результативный, продуктивный» и т. п. как формальные признаки аналитических запросов по социальной педагогике. Технология получения аналитической информации по социальной педагогике: целевой поиск (адресный, тематический, фактографический), отбор, оценка, аналитико-синтетическая переработка информации. Анализ и оценка полученных данных. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм с целью концентрации, уплотнения и наглядного представления полученных данных. Основные методы поиска социально-педагогических ресурсов Интернет. |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка информации в учебной и профессиональной деятельности социального педагога |
|
3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды. Понятие о свёртывании и аналитико-синтетической переработке информации. Анализ и синтез информации в структуре интеллектуальной работы с текстами документов. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания документов, индексирование (выделение ключевых слов), аннотирование, реферирование, составление обзоров. Классификация вторичных документов. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа.Технология формализованного аннотирования. Справочная аннотация: назначение, структура, требования. Особенности языка и стиля справочной аннотации. Технология формализованного реферирования. Структура реферата-экстракта. Правила редактирования и оформления реферата-экстракта. Технология и основные этапы формализованного составления реферативного обзора. Правила оформления реферативного обзора. |
Формируемые компетенции: -способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК – 5); -владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК –7). В результате изучения раздела курса студент должен знать: -назначение, цели, задачи, виды аналитико-синтетической переработки информации в учебной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК – 7, ОК – 5); -виды учебных и научных изданий (ОК – 7, ОК – 5); -основные виды определений (ОК – 7, ОК – 5); -аппарат организации усвоения знаний в структуре учебного издания (ОК – 7, ОК – 5);
уметь: -составлять и оформлять библиографическое описание, аннотацию, план, выписки, цитаты, конспекты (ОК – 7, ОК – 5); -различать в тексте семантические блоки и аспекты их содержания (ОК – 7, ОК – 5); -находить в тексте маркеры, коннекторы, индикаторы (ОК – 7, ОК – 5); - соблюдать логические требования к определениям понятий (ОК – 7, ОК – 5); владеть: -методами построения определений понятий (ОК – 5); -способами формализованного анализа научных документов по социальной педагогике (ОК – 5); -графическими приёмами перекодировки текстовой информации (ОК – 7, ОК – 5).
|
3.2.Учебные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации.Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения. Электронные учебные издания. Специфика учебной литературы по социальной педагогике. Учебный текст: особенности структуры, языка, стиля изложения. Способы представления информации в учебных текстах. Определение (дефиниция) как текст, раскрывающий смысл какого-либо понятия или термина. Задачи определения. Роль определений в структуре учебных и научных текстов. Основные виды определений: родо-видовое, генетическое, определение через отношение части и целого, перечислительное, описательное, синонимическое, антонимическое, негативное (отрицательное) определение. Логические требования к определениям (дефинициям): соразмерность, отсутствие в определении логического круга, описание предмета через существенные признаки, понятность (коммуникабельность), четкость, ясность, отсутствие двусмысленности, сведение к минимуму отрицательных определений. Алгоритм построения определения: уточнение происхождения слова (термина), указание на ближайший род (вышестоящее понятие), перечисление отличительных признаков (место, время, материал, форма, свойства, назначение и т. д.). Аппарат организации усвоения знаний в структуре учебного издания по социальной педагогике. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой: контрольные вопросы, терминологические словники, практические задания и упражнения, тесты и т.п.
|
|
3.3. Научные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации.Многообразие научных документов и их взаимосвязь с этапами научного исследования: отчёт о научно-исследовательской работе, статья, диссертация, монография и др. Зависимость между назначением научной литературы и ее стилистическими особенностями. Основные черты стиля научного изложения. Соотношение текстовой и нетекстовой информации (графической, табличной, знаковой) в научных документах.Виды информации в тексте научного документа: фактографическая, концептографическая, библиографическая, метаинформация. Знание логико-лингвистических особенностей научных текстов как основа их эффективной аналитико-синтетической переработки. Наличие «жесткой» структуры как типичное свойство научных и научно-технических текстов. Понятие о семантических блоках научного документа (введение, основная часть, заключение) и аспектах их содержания. Формальные текстовые признаки (маркеры, индикаторы, коннекторы) в структуре научных текстов как основа для алгоритмизации их аналитико-синтетической переработки. Универсальный перечень аспектов содержания научного документа. Формализованный анализ научных текстов. |
|
3.4.Рациональные приёмы интеллектуальной работы с текстом. Основные способы интеллектуальной работы с текстом: логические и графические приемы, обеспечивающие понимание текста. Логические приемы, обеспечивающие понимание текста: семантизация незнакомых слов и терминов; интерпретация заглавия и его связи с содержанием текста; деление текста на части и их самостоятельное озаглавливание; группировка текста по смысловым блокам и выделение в каждой смысловой части тематических и смысловых опор: ключевых слов и фраз; составление различных видов плана как средства фиксации смысловых связей между частями текста; формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение ее с заглавием; порождение вопросов к тексту и ответы на них; аргументация собственной точки зрения о прочитанном. Графические приемы, обеспечивающие понимание текста и повышающие обозримость и наглядность представления информации в ходе интеллектуальной работы с текстом: блок-схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п. Выписки как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов. Конспект как способ письменной записи результатов чтения и смыслового анализа первичных документов. Виды и формы конспектов. Правила подготовки и оформления конспектов. Цитаты: определение, функции, требования. Понятие о «цитат-поведении». Виды цитирования и правила оформления цитат. |
|
Раздел 4. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности социального педагога |
|
4.1.Технология подготовки научно-аналитического обзора. Определение и основные особенности научно-аналитического обзора. Виды учебной и профессиональной деятельности социального педагога, порождающие необходимость подготовки научно-аналитических обзоров. Требования, предъявляемые к научно-аналитическому обзору. Технология и основные этапы подготовки научно-аналитического обзора: структурно-семантический анализ темы исследования, поиск и отбор источников по теме обзора, оформление картотеки (списка) литературы по теме исследования, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме обзора с использованием формализованных методов анализа, систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации, построение плана аналитического обзора, составление текста научно-аналитического обзора. Правила оформления научно-аналитического обзора. |
Формируемые компетенции: -способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК – 5); -умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП –3); -способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП – 4). В результате изучения раздела курса студент должен знать: - общие и специальные требования к курсовым и дипломным работам по дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика» (ОК – 5, ПКСП – 3, ПКСП – 4); -особенности курсовых работ в зависимости от года обучения (ОК – 5,); -структуру курсовой и дипломной работы (ОК – 5); -порядок выполнения и защиты курсовой и дипломной работы (ОК – 5); - виды документов профессиональной практической деятельности социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества (ОК –5, ПКСП – 3, ПКСП – 4); -правила подготовки доклада и презентации (ОК –5); уметь:оформлять различные виды информационных продуктов – результатов учебной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК –5, ОК – 7, ПКСП – 3, ПКСП – 4); владеть: - технологиями подготовки и оформления информационных продуктов – результатов научной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК –5, ПКСП – 3, ПКСП – 4).
|
4.2. Технология подготовки курсовой работы.Определение и основные особенности курсовой работы. Виды учебной деятельности, порождающие необходимость подготовки курсовой работы. Требования, предъявляемые к курсовой работе. Технология и основные этапы подготовки курсовой работы. Специфика курсовых работ по дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика» в зависимости от года обучения. Правила оформления курсовой работы. Порядок защиты курсовой работы. Положение о курсовой работе как технологическая основа её выполнения. |
|
4.3.Технология подготовки дипломной работы. Определение и основные особенности дипломной работы. Виды учебной деятельности, порождающие необходимость подготовки дипломной работы. Требования, предъявляемые к дипломной работе. Технология и основные этапы подготовки дипломной работы. Специфика дипломных работ по дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика». Правила оформления дипломной работы. Порядок защиты дипломной работы. Положение о дипломной работе как технологическая основа её выполнения. |
|
4.4.Технология подготовки производственно-практических документов. Определение и основные особенности производственно-практических документов. Виды профессиональной деятельности социального педагога, порождающие необходимость подготовки производственно-практических документов. Основные виды производственно-практических документов: социально-психологическая характеристика, социальный портрет, карта социальных ожиданий, характеристика, паспорт группы, карта обследования, акт обследования, опись имущества, карточки сведений, протокол, постановление, ходатайство, направление, заявление о предоставлении социальных услуг, спецсообщение, учётно-профилактическое дело, заключение, журнал учёта, запрос и др. Требования, предъявляемые к производственно-практическим документам. Технология и основные этапы подготовки производственно-практических документов. Правила оформления производственно-практических документов. |
|
4.5.Технология подготовки учебно-методических документов. Учебно-методические документы в профессиональной деятельности социального педагога: определение, назначение, специфика. Виды учебной и профессиональной деятельности социального педагога, предполагающие необходимость подготовки учебно-методических документов. Основные виды учебных документов (учебно-программные издания, учебно-теоретические, учебно-методические) и требования, предъявляемые к ним. Технология подготовки и правила оформления основных видов учебных документов социального педагога: разработок профилактических, реабилитационных, коррекционных занятий, бесед, диагностических методик, индивидуальных консультаций, методических рекомендаций, лекций, памяток, планов воспитательной работы. |
|
4.6.Технология подготовки программы социально-педагогического эксперимента и социального проекта.Определение и основные особенности социально-педагогического эксперимента и социального проекта. Виды учебной и профессиональной деятельности социального педагога, порождающие необходимость подготовки социально-педагогического эксперимента и социального проекта. Виды социально-педагогического эксперимента и социального проекта. Требования, предъявляемые ксоциально-педагогическому эксперименту и социальному проекту. Правила оформления социально-педагогического эксперимента и социального проекта. |
|
4.7.Технология подготовки научной статьи, доклада и презентации.Определение и основные особенности научной статьи, доклада и презентации. Виды учебной и профессиональной деятельности социального педагога, порождающие необходимость подготовки научной статьи, доклада, презентации. Виды научной статьи, доклада. Требования, предъявляемые к научной статье, докладу, презентации. Технология и основные этапы подготовки научной статьи, доклада, презентации. Правила оформления научной статьи, доклада, презентации. |
4. 3. Список ключевых слов
Адаптация
Адресный запрос
Алфавитный каталог
Анализ
Аналитико-синтетическая переработка информации
Аннотация
Аспект содержания
База данных
Безопасность информационная
Библиографическое описание
Библиографическое пособие
Библиотека
Выписки
Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ)
Дефиниция
Дипломная работа
Диссертация
Доклад
Документ первичный
Документ вторичный
Документальный поток
Документы производственно-практические
Документы учебно-методические
Запрос адресный
Запрос аналитический
Запрос тематический
Запрос фактографический
Индикатор
Интернет
Интериоризация
Информатизация
Информационный взрыв
Информационная культура
Информационное издание
Информация
Информационная компетентность
Информационное мировоззрение
Информационные центры
Каталог
Картотека
Книга
Коннектор
Конспект
Концентрация информации
Концепция
Культура
Курсовая работа
Лекция
Маркер
Монография
Обзор
Образование
Отчёт
Пенитенциарная система
План
Поток документальный
Программа учебная
Программа опытно-экспериментальная
Проект социально-педагогический
Рассеяние информации
Релевантность
Ресурс информационный
Реферат
Свёртывание информации
Семантический блок
Синтез
Социализация
Социально-педагогическая деятельность
Социальная защита населения
Социальный педагог
Справочно-библиографический аппарат
Справочные издания
Статья
Структура
Структурно-семантический анализ
Текст научный
Текст учебный
Термин
Технология
Учебная литература
Формальные текстовые признаки
Цитата
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ в учебном процессе предусматривается использование современных педагогических технологий: когнитивной технологии, направленной на развитие критического мышления студентов; технологии контекстного обучения, ориентированной на профессиональную подготовку студентов и реализуемой посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности; традиционные образовательные технологии, включающие аудиторные занятия (лекционные и практические).
Учебный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины. В учебном процессе они составляют не менее 25% аудиторных занятий. При этом занятия лекционного типа составляют не более 40% аудиторных занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Образцы тестовых заданий для контроля самостоятельной работы студентов по отдельным разделам дисциплины
1. Установите соответствие между термином и определением.
А. Адресный запрос |
1. Запрос, выражающий потребность информации по какому-либо вопросу |
Б. Фактографический запрос |
2. Запрос, составленный на основе библиографического описания источника информации |
В. Тематический запрос |
3. Запрос, связанный с поиском ответа на конкретный вопрос: где, сколько, когда? |
2. Найдите ошибки в определениях и дайте правильные.
Реферат – это первичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания вторичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, которые в нём содержатся.
Обзор – это результат аналитико-синтетической переработки одного документа по определённому вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщённые и критически оцененные сведения.
Резюме деловое – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного.
3. Вам необходимо установить наличие в библиотеке журнала "Социальная педагогика в России". Что при этом может быть вами использовано: