Файл: Подковырин Теория драмы УМК.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия «трагедии» и «комедии» в средние века теряют связь с драматургией, приобретая общеэстетический смысл (трагедия – произведение печальное, вызывающие чувства удивления и ужаса, комедия – произведение весёлое, где после страданий наступает счастье). Такой взгляд, в частности, на комедию присутствует у Данте – он называет своё произведение «комедией», так как в нём после многих страданий герой достигает счастья.

Изменение отношения к драматическому искусству происходит в эпоху Ренессанса. Возрождение приносит с собой новый тип мировоззрения – гуманистический, в центре его человек, ещё обращённый к богу, но уже сам по себе достойный внимания. Средневековая драма (жанры моралите, миракля, мистерии), как правило, сводилась к моральным проблемам – противоборству порока и добродетели, причём порок всегда наказывался. Средневековое мировоззрение не знает противоречий, а противоречия – основа драматического действия, средневековая драма несколько статична. В эпоху Ренессанса вновь возвращается интерес к изображению на сцене человеческой жизни с её противоречиями, страстями, заблуждениями. При этом заново открывается культура античности (прежде всего, римская); возрождается интерес к античным драматическим жанрам и авторам, к античной теории драмы (в частности, к «Поэтике» Аристотеля).

Интерес к античным жанрам драмы возникает в академической среде, не в народной. Уже в 14 веке в Италии переводятся трагедии Сенеки, в конце 15 века переводится и ставится на сцене римская комедия – Плавт, Теренций. В начале 16 века издаются трагедии Софокла и Еврипида. Под влиянием античных авторов возрождаются классические жанры трагедии и комедии на европейской сцене. Вслед за развитием драматических жанров возрождается и теория драмы. Самый значительный вклад в развитие теории драмы внесли такие теоретики искусства 16 века, как Юлий Цезарь Скалигер (1484 — 1558) и Лодовико Кастельветро(1505 – 1571). Их основные труды соответственно: 1562 – «Семь книг поэтики», 1570 – «Перевод и толкование “Поэтики” Аристотеля». Как видим уже из названий, свои теории драмы они выстраивали, основываясь на античной традиции, при этом они в значительной мере порывали с традициями народного, национального театра своего времени. Мы не будем специально обсуждать труды каждого теоретика, дадим только сумму их взглядов на драматическое искусство.

Основные вопросы, которые интересовали теоретиков драмы 16 века таковы (по А. Аниксту):


  1. жанровые особенности и различия трагедии и комедии;

  2. понятия декорума;

  3. правила единств;

  4. проблема катарсиса как функции драмы.

Состав драматических жанров Средневековья был довольно беспорядочен, различия между жанрами и признаки каждого не были чётко определены. Именно задачу чёткого разграничения драматических жанров ставят перед собой теоретики драмы Возрождения, ориентируясь при этом на систему жанров античности.

В целом, различия трагедии и комедии с точки зрения мыслителей Ренессанса можно представить следующим образом:

1. В трагедии действующие лица – великие, значительные люди; в комедии – люди простые, не знатные.

2. Трагедия изображает общезначимые события; комедия – события повседневные и частные.

3. Трагедия начинается спокойно, а заканчивается ужасно; комедия начинается довольно бурно, а заканчивается радостно.

4. Стиль трагедии возвышенный; стиль комедии – простой, разговорный.

5. Сюжеты трагедии исторические; сюжеты комедий придуманы автором.

Как видим, эти различия развивают и обостряют принципы жанрового различия, заложенные в античности.

Следующее понятие, очень важное для драматургии Ренессанса – декорум, принцип сообразности всех частей драмы. Показывать в драме то, что не соответствует её жанру – не только неправильно, но и неприлично. Нельзя, чтобы в трагедии использовались простые слова; в комедии простые люди совершали благородные поступки и т. п. Представления о сообразности драмы приводят к мнению, что нельзя показывать на сцене что-либо, производящее неприятное впечатление на зрителя (убийства, казни).

В эпоху Возрождения упорядочиваются представления о композиции драмы, заложенные в античности.

А) основу драмы составляет фабула (нужно тщательно разрабатывать интригу пьесы);

Б) характеры должны быть типическими;

В) пятиактное строение пьес (со ссылкой на Горация – римского поэта и теоретика искусства);

Чрезвычайно важным положением, разработанным в 16 веке и предвосхищающим классицизм, была концепция «трёх единств» в драме – единства действия, места и времени. О единстве действия, как мы помним, пишет ещё Аристотель. Однако взаимосвязь трёх единств в драме – открытие теории драмы Возрождения. Первым сформулировал правило трёх единств как внутренне целостный закон драмы Лодовико Кастельветро. Основания для применения этого закона – во-первых, правдоподобие, во-вторых, красота и гармоничность драмы, организованной по таким законам. При этом надо заметить, что теоретики драмы, говоря о правиле трёх единств, обгоняют практиков – активно это правило начнёт применяться на сцене только в 17 веке (театр французского классицизма).


Теперь скажем ещё несколько слов о ренессансном понимании комедии. Мы уже говорили о её особенностях соотносительно с трагедией. Однако нельзя не упомянуть о соединении жанров комедии и трагедии и подступах к осмыслению жара трагикомедии. У истоков представления о трагикомедии стоит работа Джиральди Чинтио «Рассуждения о комедии и трагедии» (1543). Чинтио пишет, что комедия может показывать не только поступки недолжные, но и достойные подражания – это комедия не осмеивающая, а показывающая, как надо жить (сквозь призму такого подхода к драме только и можно понять некоторые комедии Шекспира). Кроме того, Чинтио пишет о драматической сатире, которая должна сочетать в себе черты комедии и трагедии. Так закладываются основы представлений о трагикомическом жанре.

Говоря о теории драмы эпохи Возрождения, нельзя пропустить английскую драматургию. В драматургии Англии 16 века господствуют две тенденции: академическая (ориентирующаяся на драму античности) и «романтическая» (ориентирующаяся на народный театр и драматические жанры Средневековья). Очень часто инсценируются в народных пьесах поэмы, новеллы, летописи – это очень хорошо показать на примере Шекспира («Гамлет» - драма на основе летописи). Традиции античного и национального театров соединяются в Англии в полной мере, как нигде больше в Европе, – это определяет художественное лидерство английского театра в конце 16 – начале 17 века.

Однако в отличие от континентальной Европы в Англии теория драмы отставала от практики. Драматурги (в частности, Шекспир) не оставили своих мнений о театральном искусстве. Вместе с тем, имеется несколько тенденций во взглядах на драматургию. Так, известный критик Филипп Сидни в своей работе «В защиту поэзии» (1595) критикует народный театр за нарушение классических законов драмы (единство времени, места и действия). По следам Сидни идёт ещё один крупнейший английский теоретик искусства того времени – Бен Джонсон (1572 – 1637): он также высмеивает нарушение принципов единств в драме; комедия, по его мнению, должна посредством критики пороков утверждать высокие гуманистические истины. Однако на практике этим призывам Сидни и Джонсона мало кто из драматургов следует. Продолжает развитие тенденция смешения трагических и комических мотивов в драмах (так, трагедия Томаса Престона называется «Прежалостная трагедия, содержащая много приятного веселия, о жизни Камбиза, царя персидского» (1569)). Появляются новые драматические жанры, например, пьесы-хроники («Генрих IV» В. Шекспира).


Теория драмы французского классицизма.

Идеалы эпохи классицизма известны – главенство разума над стихийным, чувственным началом в человеке, разумная гармония и иерархия (как в частной жизни человека, так и в обществе), вершина разумной иерархии и гарант её существования – монарх. Назначение искусства – социально-воспитательное, его главная задача – изображение разумных поступков и сторон жизни и осуждение пороков. Сразу следует оговорить, что доктрина классицизма и живое творчество французских классиков драматургии 17 века не тождественны: Мольер, Корнель и Расин во много уходят от идеалов классицизма. Сказав это, перейдём к разговору непосредственно о классицистской теории драмы.

Один из самых ярких документов эпохи – «Мнение Академии о трагикомедии «Сид»» (1637). В редактировании этого документа принял участие сам кардинал Ришелье. В противоположность барочному представлению о драме как источнике удовольствия классицисты-академики настаивают на её воспитательном характере: «хороша та пьеса, которая доставляет разумное удовольствие», «такое удовольствие, которое является не врагом, а орудием добродетели». Академики подчёркивают идеологическое значение драмы; драма должна способствовать выработке определённого мировоззрения, понимания морального долга человека перед государством.

Академия сочла сюжет трагикомедии Пьера Корнеля (1606 – 1684) «Сид» неудачным, так как в нём герои недостаточно последовательно следуют долгу, уступая чувствам. Это отвлекает от главной цели поэзии – приносить общественную пользу. Как видим, трагедия критикуется не с эстетических позиций, а с этических. По мнению академиков во имя установленной морали следует иногда отказаться от правдоподобия изображения (например, ввести какое-либо не слишком правдоподобное допущение). В этом манифесте, как ни в каком другом, указывается политическое назначение драмы.

Классицистская точка зрения на форму драмы ярче всего представлена в работах французского теоретика Жана Шаплена (кстати, одного из авторов «Мнения» о трагедии «Сид»). Годы жизни Ж. Шаплена: 1595 – 1674. Важнейшая работа Шаплена – «Резюме поэтики драмы».

Шаплен в определении особенностей трагедии и комедии идёт вслед за Аристотелем. Герои трагедии – люди высокого положения, комедии – люди простые. Комедию отличает счастливая развязка. Однако Шаплен определяет два новых драматических жанра, не известных античности – трагикомедию и пастораль. Трагикомедия – это трагедия со счастливой развязкой, пастораль – это разновидность трагикомедии, где главными действующими лицами являются сельские жители, пастухи.


Вслед за Аристотелем Шаплен считает главным достоинством драмы правдоподобие. Для этого необходимо соблюдать правило «трёх единств». Все линии действия должны быть прочно связаны – единство действия. Время пьесы не должно превышать 24-х часов – это «правило 24-х часов» Шаплена. Все действия драмы должны происходить в одном месте. Говорит Шаплен и о построении сюжета – необходимо, чтобы зритель до конца не догадывался о развязке. Каждый акт – это определённый этап в развитии действия.

Труды Шаплена как бы суммируют все положения классицистской теории драмы. Они не были широко известны при его жизни, но наиболее ярко представляют классицистский взгляд на драматическое искусство.

Говоря о теории драмы классицизма, необходимо остановиться на главном манифесте, это – «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало-Депрео (1636 – 1711). Это итог литературной теории классицизма. Буало суммирует не только лучшие разработки теории драмы, но и ориентируется на лучшие практические достижения в драматургии (творчество Мольера, Расина). Если главный философ классицизма Декарт считал разум основой познания, то для Буало разум – основной критерий суждения о прекрасном. Главное для художника – уметь правильно мыслить. Это не значит, что Буало отвергает эмоциональность в искусстве, но только разумом можно оценить красоту произведения.

Собственно теория драмы представлена в третьей песни (это поэтическое произведение) «Поэтического искусства». Ничего принципиально нового Буало не создаёт, но находит классицистским представлениям о драме идеальные определения. Конечно, Буало является сторонником соблюдения правила трёх единств. Он считает, что интрига должна развиваться с самого начала драмы и быть стремительной в своём движении, завершаясь заранее подготовленной и логичной развязкой, которая при этом должна быть неожиданной:

Довольны зрители, когда нежданный свет

Развязка быстрая бросает на сюжет,

Ошибки странные и тайны проясняя

И непредвиденно события меняя.

Для Буало помимо трёх единств важно и единство характера. Героя не следует изображать ни слишком мелким, ни чрезмерно возвышенным – это нарушает правдоподобие. Характер героя должен быть выдержан от начала до конца, каждому чувству присущи свои способы выражения. Нельзя смешивать трагический и комический тон. Комедия должна осмеивать не отдельных личностей, а общественные пороки. В целом, по мнению Буало, действие должно быть глубоко мотивировано, подчинено законам разума – в этом основная классицистская установка: