Файл: Тематический вечер, как вид КДП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1. Организация и проведение тематиче

Глава 2. Технология организации и проведения

Введение

Глава 1. Организация и проведение тематического вечера.

1.1. Понятие тематической культурно - досуговой программы

1.2. Особенности проведения тематического вечера, как вида культурно - досуговой программы.

Глава 2. Технология организации и проведения тематической культурно-досуговой программы

2.1. Технология организации тематической культурно-досуговой программы

I. Докоммуникативная фаза.

1. Коммуникативно-диагностическая функция ведущего.

2. Коммуникативно-прогностическая функция.

3. Коммуникативно-программирующая функция.

4. Коммуникативно-организационная функция.

II. Коммуникативная фаза.

III. Посткоммуникативная фаза.

2.2. Проведение тематической – культурно - досуговой программы, посвященной Дню защитника Отечества

План подготовки культурно-досуговой программы

План проведения мероприятий

1. Докоммуникативный период

Сценарный замысел

Сценарий праздничного концерта Посвященного 23 Февраля.

2. Коммуникативный период.

3. Посткоммуникативный период

Заключение

Список литературы

Приложение Сценарий праздничного концерта, посвященного 23 Февраля.

1.2. Особенности проведения тематического вечера, как вида культурно - досуговой программы.

Особенности драматургии вечеров общения.

Драматургия вечеров общения – это драматургия самой жизни. Вечера не тиражируются, поэтому замысел, как правило, может быть реализован только однажды ( предполагая одну площадку проведения).

Действие вечера будет развиваться от экспозиции и завязки к кульминации и развязке не по законам и канонам драмы: будут возникать непредвиденные противоречия, которые нужно использовать или устранить, действующие лица, которые могут помочь и помешать развитию вечера, обстоятельства, которые так или иначе, повлияют на ход событий.

Такая драматургия в большей степени рассчитана на импровизацию, а значит, её предварительные намётки чаще всего похожи на его оперативные планы, чем на сценарии. В отличие от драматургии театрализованных представлений она не рассчитана на предварительные репетиции, заучивание ролей. Задача этой драматургии – направлять естественный ход событий в планируемое русло, придать им желаемое содержание. Разработка вечеров общения требует вариативности, умения не только создавать условие, но и чаще использовать реальные обстоятельства, создать общую направленность, правила игры или поведения людей. Разрабатывая драматургию подобных событий, приходится предварительно изучать будущие места действия, подбирать возможный состав участников, учитывать психологические факторы, возможность управляемости событием, взаимодействие сил, предвидеть тематическое развитие, результат взаимодействия содержания мероприятия на участников.

В драматургии любого вечера общения можно различать два вида ситуаций: условную и реальную. Условная ситуация создаётся необходимостью развития тематического замысла вечера, в неё можно вовлекать собравшихся, заставляя их сопереживать и анализировать. Если в её пределах автор вечера добьётся повышения активности участников, он может быть удовлетворён результатом. Но на самих вечерах общения, как правило, параллельно развивается и другая ситуация – безусловная. Вот в ней-то и заключается особенность драматургии клубного общения. Возникают реальные коллизии, реальные противоречия, реальные конфликты. Эти конфликты социального, нравственного, психологического порядка тоже могут иметь не только своё развитие, свою кульминацию, но и своё психологическое и эмоциональное разрешение. Иногда реальная ситуация поворачивает развитие вечера в свою сторону, поэтому уже в его замысле желательно использовать реальную жизненную ситуацию, в которой могла бы реализоваться задача вечера и раскрылись возможности участников.


Ситуация знакомства – даёт возможность автору вечера представить друг другу незнакомых участников, побудить их интерес друг к другу, создать круг внимания к общей теме и проблеме.

Ситуация спора. Задача – выяснение мнений, суждений участников по какому-либо вопросу. Здесь возможно определение позиции. Если позиции, отношение к предмету спора не совпадают или не противоречат друг другу, спор может не возникнуть и всё сведётся к обмену информацией, а то и уходу от обсуждаемой темы и проблемы.

Ситуация принятия решения. Эта ситуация может возникнуть, если в теме заложены альтернативные варианты решения какой-либо жизненной проблемы. В этом случае в качестве экспозиции предлагаются предварительные условия, возможные пути решений. Участники выдвигают свои предложения, аргументируют их. Идёт отбор наиболее рациональных предложений и т.д.

Ситуация совместной деятельности. В процессе совместной деятельности проявляются и формируются характеры, личности. Драматургия будет строиться на проявлении деловых и нравственных качеств участников, оценки их общественной деятельности. Как правило, здесь тоже возникают и противоположные мнения, и конфликты…

Совместная деятельность и на самих вечерах, где собравшимся ясна и интересна цель, задача, условия затеи, средства её осуществления. В этом случае возникает коллективная творческая деятельность.

Ситуация соревнования – во многом зависит от заранее выработанных условий, которые соблюдают все. В основе её – реальные и возможности участников. Цель каждого из них – добиться наиболее высоких результатов по сравнению с другими. Соревнование – средство активизации участников вечера. Автор сценария вечера – специалист в области смысловой информации. Он извлекает из жизненного материала – из фактов, явлений, характеров, предметов их возможное значение и их многообразные связи друг с другом. Сценарий лишь «черновик» вечера. Это стадия понимания материала, стадия его первого, пока ещё словесного оформления.

Для того чтобы подготовить интересный вечер, нужно научиться, увлекательно рассказывать. Это относится не только к выступающим и ведущим, но и прежде всего к авторам сценария, к умению распределить на вечере имеющийся материал.

Новую информацию, новые сведения лучше расходовать на вечере экономно. Не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух, лучше искать наглядный материал и максимально насыщать зрительную часть вечера. Другая крайность – недостаток информации. Недостаток значимой для посетителя информации приводит к так называемому « информационному голоду», ослабления внимания, аудитории.


Еще на стадии подготовки сценария автор должен предварительно рассчитать все нагрузки: психологическое и информационное напряжение, разрядку этого напряжения, степень оригинальности формы их содержания, построить композицию вечера с расчетом, чтобы он воспринимался с возрастающим интересом. Нельзя допускать однообразия информации, чередовать материал, различный по характеру, создавая непрерывную смену информации.

Общий план вечера представляет схему последовательного рассказа или развития сюжета, порядковую запись названий эпизодов. Для этого можно предварительно, в соответствии с сюжетным или сценарным ходом, распределить отобранный материал и обозначить границы эпизодов. Необходимо подумать о том, как ввести собравшихся в основную тему, познакомить друг с другом, то есть продумать часть сценария, которая называется экспозицией. Желательно найти исходную ситуацию, с которой начинается развитие вечера (завязку действия), продумать движение действия к высшей точке напряжения (кульминации). Развязку и финал лучше не затягивать: они должна следовать вскоре за кульминацией.(52, 236с.)


Глава 2. Технология организации и проведения тематической культурно-досуговой программы

2.1. Технология организации тематической культурно-досуговой программы

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта [16, с. 15].

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употребле­нии этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характер­ных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология - это совокупность приемов, применяю­щихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодей­ствия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности [15, с. 26].

Технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятель­ности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания [15, с. 23].

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости отряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, ис­кусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе», и далее «... известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии исполь­зования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых цент­рах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города» [15, с. 21].


В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

  1. общие технологии ориентируют на наиболее харак­терные процессы, происходящие в культурно-досуговой дея­тельности (например, процесс внедрения хозрасчетных меха­низмов в практику учреждений культуры и досуга);

  1. функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализа­ции определенного содержания сферы культуры и досуга (при­мером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

  1. дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными катего­риями населения и различными возрастными группами [15, с. 23].

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

  • концептуальность. т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологи­ческое и социально-педагогическое обоснование дости­жения поставленных целей;

  • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

  • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах раз­вития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

  • эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

  • и еще важный элемент разработанной технологии - это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами [18, с. 21].

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержа­тельная техника реализации теории в практику.

Н.К. Фоменко, разрабатывая программу курса «Технология ведения культурно-досуговых программ» для специализации «Организация и ведение культурно-досуговых программ», в организации тематической культурно-досуговой программы предлагает рассматриватьтри периода (фазы): докоммуникативная; коммуникативная; посткоммуникативная.