ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Анализ гармонического языка.

С точки зрения гармонического языка произведение написано достаточно традиционно. Уже во вступлении (такты 1-3) звучат основные аккорды этой миниатюры - тоника, шестая ступень, доминанта с тройным задержанием и доминантсептаккорд. Гармония первой части развивается согласно канонам. В первом предложении (такты 4-7) показывается и закрепляется основная тональность; во втором предложении (такты 8-11) происходит короткое отклонение во вторую ступень за счет приравнивания минорной доминанты ля-мажора к субдоминанте второй ступени, после чего звучит каденция на гармоническом материале вступления (доминанта с тройным задержанием, доминантсептаккорд, тоника). Вторая часть содержит более развернутую гармоническую тему, что диктуется соображениями идеи произведения и литературного текста. Первое предложение (такты 14-16) начинается доминантой к новой тональности; затем звучит уже сам си-мажор, закрепляемый оборотом "тоника - секундаккорд второй ступени #1#3 - тоника". Второе предложение (такты 17-19) содержит в себе отклонение в 4 ступень новой тональности за счет приравнивания тоники к доминанте 4 ступени. Переход к каденции осуществляется за счет альтерации основного тона трезвучия 4 ступени и подготовки тем самым кадансового квартсекстакккорда. Переход к репризе (такты 20-21) уже был описан выше; сама реприза идентична первой части. Таким образом, наблюдается целостное гармоническое развитие в процессе исполнения произведения, направленное на создание и закрепление определенных эмоциональных образов традиционными методами композиции.

7. Фактура.

Фактура миниатюры - гомофонно-гармоническая. В первой части и репризе голоса тесно связаны между собой; они создают гармоническую линию при поддержке аккомпанемента. Такой вид фактуры позволяет добиться наполненного характера исполнения за счет tutti во всех голосах. Вторая же часть отличается определенной самостоятельностью альтовой партии, которая приобретает роль подголоска при мелодии, сохраняющейся у сопрано. Вкупе с широкими, развернутыми аккордами в сопровождении это помогает создать волнительный, чарующий образ трепещущей природы за счет динамических "наплывов" в голосах и имитации. В каденции второй части все голоса вновь сходятся, подготавливая репризу, аналогичную первой части.

8. Роль аккомпанемента.


В этом произведении аккомпанемент (фортепиано) играет очень большую роль. Вступление, проигрыши и заключение, построенные на одном и том же материале (за исключением модулирующей связки между второй частью и репризой) интонационно родственны с основной темой хора и являются как бы сжатым ее представлением.

В первой части и репризе аккомпанемент не только гармонически поддерживает хор, но также имитационно дублирует его партию, значительно при этом расширяя диапазон звучания всего ансамбля и усиливая психологическое воздействие от прослушивания музыки. Во второй фразе первого предложения (такт 6) следует отметить нисходящий ход в правой руке - он в какой-то мере компенсирует достаточно статичную мелодию в хоре и дополняет размашистый образ грядущей весны. Во втором предложении во время отклонения (такты 7-9) аккомпанемент дублирует хоровую партию и одновременно вносит в нее пульсацию восьмыми, добавляя тем самым движение в музыкальную ткань. Каденция строится на основе крепких, монолитных аккордов в одновременном движении с хором.

Во второй части (такты 14-19) аккомпанемент - это уже развернутые аккорды, которые играются arpeggiando. Пульсация восьмыми при этом сохраняется уже в самом хоре; роль же аккомпанемента на данном этапе - гармоническая поддержка и дополнение звучности.

Модулирующая связка (такты 20–21) строится при помощи нисходящего движения параллельными октавами в обеих руках и чередования модулирующих аккордов. Хроматизмы в этом движении помимо гармонического назначения преследуют также цель представить обширный, красочный поток эмоций, вызванных предстоящей весной.

Вокально-хоровой анализ

1. Тип и вид хора.

Произведение исполняется однородным женским хором в составе:

Сопрано – две группы

Альт – две группы

Женский хор выбран композитором не случайно – именно женщины с серебром сопрано и бархатом альтов способны возвышенно донести до слушателя художественный образ, заложенный в такой музыке.

2. Диапазоны хоровых партий и общехоровой диапазон.

Сопрано 1: ми 1 октавы – ля 2 октавы

Сопрано 2: ми 1 октавы – фа 2 октавы

Альт 1: си малой октавы – ля 1 октавы

Альт 2: си малой октавы – до 1 октавы

Общий: си малой октавы – ля 2 октавы

3. Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона.

Все партии хора находятся в достаточно мягких тесситурных условиях. Исключение, пожалуй, составляет высокая нота (ля 2 октавы) у сопрано в заключительной каденции, но при этом ее исполнение известным образом облегчается яркой динамикой (ff). Динамически хор варьируется от mf до ff, тем самым создавая благоприятные условия для исполнителей в их основных диапазонах. Столь интенсивная динамика обуславливается содержанием произведения.


4. Звукообразование.

Звукообразование при исполнении этого хора должно соответствовать динамике, указанной композитором, и характеру, заложенному в литературном тексте. Таким образом, подразумевается достаточно мягкая атака во второй части; в первой части и репризе сохраняется такая же атака уже при более яркой динамике; на кульминации в заключительной каденции подразумевается твердая атака.

5. Звуковедение.

Удобные тесситурные условия партий позволяют воспользоваться мягким, плавным звуковедением для создания соответствующего образа. При этом позиция звука не требует какой-то особенной корректировки; важно, чтобы исполнители осознали задачу, возложенную на них как композитором, так и автором поэтического текста. Некоторую трудность могут представить скачки, заложенные в мелодику, так как при этом может пересекаться граница примарных тонов - эти скачки следует исполнять по возможности мягче, чтобы не допустить фальши.

6. Дыхание.

Так как музыкальная ткань построена в основном на коротких попевках, дыхание должно быть общехоровым; его следует брать на паузах. Во второй части мелодия у сопрано подразумевает использование цезур как для смены дыхания, так и для разделения логических фраз. Грамотное использование цезур может помочь подчеркнуть выразительность музыкальной мысли, заложенной композитором, поэтому желательно следовать им при разучивании и исполнении произведения.

7. Дикция.

При исполнении музыки, текст к которой написан на русском языке, многие хоры испытывают затруднения, казалось бы, необычного плана. Текст становится очень часто неразборчивым для слушателя. Это вызвано тем, что артисты хора небрежно относятся к дикции, ошибочно считая, что родная речь не требует к себе внимательного отношения. При разучивании этой миниатюры следует обратить внимание на одновременность и четкость произнесения согласных – ведь еще Полина Виардо говорила о дикции следующее: "Укрепляй берега – тогда будет хорошая вода". Четкое произнесение слова на большой динамике – довольно сложная задача, так как при этом используется крупная техника, трудно поддающаяся самоконтролю. Следует также обратить внимание на внятное и синхронное произнесение согласных окончаний слов, чтобы избежать эффекта "эха".


8. Строй.

Строй в миниатюре "Катит весна" относительно несложный. Тем не менее, следует отметить некоторые моменты, которые могут вызвать трудности у исполнителей. Прежде всего, это скачки на широкие интервалы. Затем, в некоторых местах встречаются хроматические ходы - как, например, во втором предложении первой части (такты 7-9) - у сопрано, а потом у альта. Во второй части (такты 14-19) достаточно сложным может оказаться удержание строя при пении на одном звуке в альтовой партии; при этом необходимо точно выдержать интервал между партиями первых и вторых альтов. Для преодоления трудностей, связанных со строем, следует разучивать сложные места с каждой партией по отдельности, поддерживая их с помощью фортепиано; для того, чтобы точно исполнить отклонение во втором предложении первой части, может оказаться полезным постепенно выстраивать аккорды, входящие в эту последовательность.

Исполнительский анализ

1. Темп.

Композитор трактует темп как "Умеренно, величественно". Метроном указывается как "четверть = 96". Внутри произведения не отмечаются какие-либо изменения темпа, но они присутствуют в форме агогики. Если короткие фразы не требуют ярко выраженного внутреннего движения, то более длинные подразумевают определенное развитие как динамически, так и агогически. В особенности это касается второй части (такты 14-19). В финальной каденции (такты 29-30) можно выполнить незначительное ritenuto, чтобы подчеркнуть кульминацию всего произведения.

2. Особенности фразировки.

В миниатюре сочетаются короткие и длинные фразы, каждая из которых несет определенный смысл. Разделение коротких фраз в начале (такты 3–5) паузами ("Катит весна,.." - пауза - "...царица мира...") вкупе с подъемом мелодии позволяет постепенно, неспешно расширить образ, заключенный в музыке. Напротив, во второй части (такты 14-19) достаточно длинные фразы представляют перед слушателем во всей шири картины природы, как бы всецело захваченной приходом весны. Кульминационный момент - каденция в репризе (такты 29-30) - отмечается ярчайшей динамикой (ff), самыми высокими нотами в хоре и законченной, утверждающей гармонией. В целом, автор музыки умело пользуется композиторской техникой для формирования и раскрытия художественного образа средствами фразировки.

Заключение

1. Значение произведения с точки зрения хорового исполнительства.


С точки зрения хорового исполнительства это произведение прежде всего направлено на развитие умения исполнять торжественную, величественную музыку в определенном темпе и с определенной динамикой. Исполнители также ближе познакомятся с классической формой и осознают законы, по которым соединяются и развиваются части в сложной форме. Отсутствие крайне сложных моментов позволяет порекомендовать это произведение даже не очень опытным коллективам

2. Задачи дирижера. Жест, трудности.

Дирижер должен прежде всего обратить внимание на точное выполнение всех требований, заложенных композитором в музыкальном произведении. Это касается верной интонации, динамики, темпа, фразировки, дикции и т.д. Определенное внимание следует уделить сложным местам - как, например, хроматическим ходам или эллипсису в другую тональность. Жест должен быть плавным, наполненным, глубоким - именно такого жеста требует подобная музыка. Все показы хору и сопровождению должны быть разборчивыми, своевременными и точными. Обязательно следует проследить вступления и снятия ауфтактами. На кульминации нет смысла увеличивать жест до бесконечности, так как это приведет к потере грамотного звуковедения и снизит художественную ценность исполнения. Лучше сделать его более наполненным. Также может оказаться сложным для начинающего дирижера постоянный переход рук из плоскости сопровождения в плоскость хора и обратно при общении с разными группами исполнителей.

Закончить аннотацию хотелось бы словами известного поэта о весне:

И весел звучный лес, и ветер

меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих

алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.