ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
В.И. Мурадели
«Ответ на послание Пушкина»
Содержание
1.Глава I: Историко - стилистический анализ………………….стр 3-8
2.Глава II: Музыкально- теоретический анализ………………. стр 8-12
3.Глава Ш: Вокально-хоровой анализ……………………………стр 12-19
4.Глава IV: Исполнительский анализ…………………………….стр 19-20
5.Список литературы……………………………………………….стр 21
6.Приложение………………………………………………………..стр 22
Глава 1. Историко-стилистический анализ
«Все хорошее - от удивления!», воскликнул когда-то давно Аристотель. И афоризм этот любил повторять Вано Ильич Мурадели - удивительный человек, восхищавшийся жизнью и умевший восхищать ею других. С ранних лет этот пылкий музыкант был одержим искусством. Для него не существовало «избранных» жанров. И над симфонической партитурой, и над постановкой оперы композитор трудился с равным увлечением. И всегда он оставался художником–гражданином, неизменно находился в центре кипучей общественной жизни народа. Его музыка глубоко демократична по своей сути, по складу, поэтому его произведения стали так популярны в народе: они адресованы широкому кругу слушателей, и при этом- никакой упрощенности и примитивизма, а наоборот- богатство формы и насыщенность интонационно- мелодических красок отличало его письмо.
Вано Ильич Мураделли-( 6 апреля 1908 года - 14 августа 1970(1970-08-14) Томск)
Родился в 1908 году в маленьком грузинском городе Гори в крестьянской семье. Семья Мурадовых отличалась большой музыкальностью. Пели все - от мала до велика. Со временем организовался «семейный вокально – инструментальный квартет» , в котором маленький Ваня с удовольствием принимал участие. Будущего композитора все больше и больше влекло к музыке. Он самостоятельно научился по слуху играть на мандолине, гитаре, а затем и на рояле (в местном кинотеатре). В 1925 году поступает в Кукийское музкальное училище – в Тбилиси по классу вокала, а затем, в 1926 году - в Тбилисскую государственную консерваторию в класс композиции С. В. Бархударяна и М. М. Багринского .
Дальнейшие три года после окончания консерватории Ваня Мурадов посвящает почти исключительно театру. Он пишет музыку для спектаклей Тбилисского драматического театра, а также удачно выступает в качестве актера. Именно с работой в театре связана перемена фамилии молодого актера — вместо «Иван Мурадов» на афишах появилось новое имя: «Вано Мурадели».
3 года после окончания консерватории Мурадов посвящает почти исключительно театру. Он пишет музыку для спектаклей Тбилисского драматического театра, а также удачно выступает в качестве актера. Именно с работой в театре связана перемена фамилии молодого актера — вместо «Иван Мурадов» на афишах появилось новое имя: «Вано Мурадели».
С течением времени Мурадели все чаще испытывает неудовлетворенность своей композиторской деятельностью. И тогда он принимает решение продолжить учебу. С 1934 г. Мурадели - студент Московской консерватории по классу композиции Б. Шехтера, затем Н. Мясковского. "В характере дарования моего нового ученика", - вспоминал Шехтер, - "привлекали прежде всего мелодийность музыкального мышления, имеющая истоками народное, песенное начало, эмоциональность, искренность и непосредственность". К окончанию консерватории Мурадели написал "Симфонию памяти С. М. Кирова" (1938), и с этого времени гражданская тема становится ведущей в его творчестве.
Дальнейшее свое развитие она получила и в опереттах Мурадели: "Девушка с голубыми глазами" (1966) и
"Москва - Париж - Москва" (1968).
Несмотря на огромную творческую работу, Мурадели был неутомимым общественным деятелем: в течение 11 лет он возглавлял Московскую организацию Союза композиторов, принимал активное участие в работе Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Он постоянно выступал в печати и с трибуны по различным вопросам советской музыкальной культуры.
"Не только в творчестве, но и в общественной деятельности", - писал Т. Хренников, - "Вано Мурадели владел секретом общительности, умел зажигать огромную аудиторию вдохновенным и страстным словом". Его неустанная творческая деятельность продолжалась до самой смерти.
«Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни» —так мыслил В.И.Мурадели и постоянно проводил этот принцип в своем творчестве.
Композитор работал во многих жанрах. Среди основных его сочинений — 2 симфонии, 2 оперы, 2 оперетты, 16 кантат и хоров, свыше 50 . камерно-вокальных сочинений, около 300 песен, музыка к 19 драматическим спектаклям и к 12 кинофильмам.
А.И.Одоевский
А. И. Одоевский был представителем древнего княжеского рода, угасшего вместе с ним. Широко и разносторонне образованный молодой гвардейский офицер, стремившийся «всецело посвятить себя служению искусствам и наукам», — таким в воспоминаниях современников рисуется Одоевский накануне декабрьской катастрофы. Двоюродный брат В. Ф. Одоевского, А. И. Одоевский был другом Грибоедова, а затем, на почве литературных интересов, он сблизился также с Кюхельбекером, Бестужевым и Рылеевым. В начале 1825 года Одоевский был принят Бестужевым в Северное тайное общество, но еще до этого времени он поддерживал общение со многими членами организованной Пестелем кавалергардской ячейки Южного общества.
Политические взгляды Одоевского не отличались ясностью и определенностью, однако революционный энтузиазм рылеевской группы Северного общества захватил и его. За участие в революционном заговоре Одоевский был осужден в каторжные работы на 12 лет. В 1836 году, по ходатайству отца, Одоевского перевели в Ишим Тобольской губернии, откуда через год он был определен рядовым в Кавказский отдельный корпус. На Кавказе Одоевский встретился и сблизился с Лермонтовым, сосланным за стихи на смерть Пушкина, а также и с Н. П. Огаревым.
Основной пафос политической лирики Одоевского — воспевание «вольности в неволе». В его стихах отразились чувства и мысли разгромленных декабристов, его друзей и товарищей по Читинскому острогу и Петровскому заводу.
Вершиной политической лирики Одоевского является его знаменитый ответ на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд»). Ответ Одоевского, утверждавший непрерывность и преемственность революционного движения, замечателен ярко выраженной в нем непреклонной уверенностью декабристов в правоте их дела.
Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! — цепями, Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы!
Конец 1828 или начало 1829 (?), Читинский острог
Это замечательное стихотворение Одоевского вдохновляло несколько поколений русских революционеров. Строка из него — «Из искры возгорится пламя» — была взята эпиграфом для ленинской «Искры».
Подлинно революционная направленность выражена в этих строках.
До сих пор они волнуют сердце. Неудивительно, что Вано Ильич проникся этой тематикой.
Ведь будучи пламенным патриотом, он горячо сопереживал судьбе своей своей Родины.
Глава 2. Музыкально-теоретический анализ
Произведение написано в трехчастной форме, преобладает преимущественно плотная гомофонно- гармоническая фактура.
Темп- Adagio(Медленно), динамика- pp создают характер торжественного, сосредоточенного внимания.
I часть - торжественный хорал. Настроение передано с помощью комплекса средств: статичное хоральное изложение и нечастые динамические контрасты. (1- 6 такты) первое мелодическое проведение.(1 – 28 такты ) торжественная преамбула. Хоральное изложение не изменяется на протяжении всей части, что еще более подчеркивает общий приподнятый эмоциональный настрой.
Мелодическая горизонталь скудная, ограничена статичной декламационностью и активным, решительным квартовым скачком. Эти первые 5 тактов являются мелодическим зерном I части. Постепенно из него прорастает яркий, эмоционально - наполненный эпизод.
II часть - piu mosso(чуть подвижнее),(29 - 46 такты) – лиризация музыкального материала , за счет усложнения мелодической линии. По сравнению с I частью, в большей степени присутствуют восходящие ходы и терпкие задержания; ритмический рисунок гибко следует за развитием стихотворной фразы.
36 – 43 такты – пример незаурядного строения. В этом эпизоде присутствует структурное суммирование, которое является смысловой объединяющей нескольких элементов музыкальной формы.
44 – 46 такты – Еще более подчеркивается главная мысль всего эпизода
(«..и просвещенный наш народ сберется под святое знамя..»).
III часть - Allegro, energetic ( cкоро, энергично ) – завершающий, формообразующий эпизод. Соединяет в себе черты высокой патетической гимничности и маршеобразного движения.
Структурное определение
Трехчастная безрепризная форма. Выстроена по принципу возрастающей контрастности.
С точки зрения образно – жанровых слоев - это классическое построение с динамической репризой. Таким образом, можно утверждать , что I часть видоизменено присутствует в III части. Однако это уже не сосредоточенное затаенное настроение , III часть – это жизнеутверждающий финал, посвящение миру и свободе, гимн счастливых освобожденных народов.
I часть - состоит из 4 предложений (каждое по 5 тактов) с дополнением ( 7 тактов ). Схема( a+a+a+a+b ).