Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ АССОРТИМЕНТЕ, ТОРГОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ТОВАРОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие ассортимента и его виды
1.2 Особенности классификации товарного ассортимента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «АЙСБЕРГ»
2.1 Структура аппарата управления
Комплекс транспортно-логистических услуг включает:
2.2 Формирование и сбалансированность товарного ассортимента компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»
Аналитические расчеты таблицы 3 характеризуют следующие тенденции сложившиеся в 2016 – 2017 годы в хладокомбинате ОАО «Айсберг»:
- прирост товарооборота на 42 33 тыс руб и одновременно незначительное расширение торговой площади на 20 кв м обеспечило повышение отдачи 1 кв м на 17,05 кв м., что является положительным моментом;
- прирост уровня фондовооруженности персонала на 135,5 тыс руб. является фактором, обеспечивающим рост выработки одного сотрудника компании, что положительно влияет на финансовые показатели компании;
- однако сдерживающим фактором для развития компании является уменьшение уровня фондоотдачи на 0,03 руб, что привело к сокращению уровня фондорентабельности на 0,67%, несмотря на увеличение балансовой прибыли в сумме 3 695 тыс руб.
В таблице 4 дадим оценку основным показателям деятельности компании АО «Хладокомбинат «Айсберг» за 2016 – 2017 годы.
Таблица 4 - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
фактически за прошлый год |
Отчётный год |
В % к прошлому году |
|||
Фактических ценах |
Сопоставимых ценах |
Отклонение (±) |
фактическая цена |
сопоставимая цена |
||||
1. |
Товарооборот |
Тыс.руб руб. |
912 345 |
954 678 |
900 640 |
+42 333 |
104,64 |
98,7 |
2 |
Валовой доход (без НДС) |
Тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Уровень к товарообороту |
% |
84 |
84 |
84 |
- |
100 |
100 |
4. |
Издержки обращения |
Тыс. руб. |
854 324 |
877 601 |
827 925 |
+23 277 |
102,72 |
96,9 |
5. |
Уровень издержек обращения |
% |
93,64 |
91,93 |
91,93 |
-1,71 |
98,17 |
98,17 |
6. |
Прибыль от реализации |
Тыс. руб. |
58 021 |
77 077 |
72 715 |
+19 056 |
132,84 |
125,32 |
7. |
В % к товарообороту |
% |
6,36 |
8,07 |
8,07 |
+1,71 |
126,88 |
126,88 |
8. |
Внереализационные доходы |
Тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Внереализационные расходы |
Тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
Балансовая прибыль |
Тыс. руб. |
67 882 |
79 806 |
75 289 |
+11 924 |
117,57 |
110,9 |
11. |
Уровень рентабельности |
% |
7,44 |
8,36 |
8,36 |
+0,92 |
112,37 |
112,37 |
12. |
Налог на прибыль |
Тыс. руб. |
13 576 |
15 961 |
15 058 |
+2 385 |
117,57 |
94,34 |
13. |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
54 306 |
63 845 |
60 231 |
+9 539 |
117,56 |
110,9 |
14. |
Уровень прибыли |
% |
5,95 |
6,7 |
6,7 |
+0,75 |
112,6 |
112,6 |
Индекс цен |
1,06 |
1,12 |
- |
- |
- |
- |
Показатели, приведенные в таблице 4 показывают, что имеет место существенно улучшение финансовых показателей, так как выросла чистая прибыль на 9 539 тыс руб или в относительном выражении на 17,56%, при этом объем продаж увеличился на 4,64% или в денежном выражении на 42 333 тыс руб.
В то же время прирост товарооборота неизбежно привел к увеличению издержек обращения на 2,72% или на 23 277 тыс руб.
Рассмотрим эффективность использования персонала компании ОАО «Айсберг» в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ производительности труда работников предприятия
Показатель |
Ед. изм. |
2016 год |
2017 год |
Отклонение (±) в сопоставимых ценах |
Темп роста % |
|
Фактических ценах |
Сопоставимых ценах |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 - 3 |
7 = 4/3 * 100 |
Товарооборот |
Тыс. руб. |
912 345 |
954 678 |
900 640 |
-11 705 |
104,64 |
Численность работников, всего |
Чел. |
115 |
118 |
118 |
+3 |
102,6 |
Численность работников прилавка |
Чел. |
48 |
50 |
50 |
+2 |
104,17 |
Товарооборот на 1 работника |
Тыс. руб. |
7 933,4 |
8 090,5 |
7 632,5 |
-300,9 |
102 |
Товарооборот на 1 работника прилавка |
Тыс. руб. |
19 007,2 |
19 093,6 |
18 012,8 |
+86,4 |
100,45 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника |
Руб. |
26 |
28 |
28 |
+2 |
107,7 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника прилавка |
Руб. |
21 |
24 |
24 |
+3 |
114,28 |
Анализ использования персонала компании ОАО «Айсберг», проведенный за 2016 – 2017 годы позволяет сделать следующие выводы:
- имеет место негативная тенденция сокращения производительности труда на 300,9 тыс руб., так как сумма товарооборота сократилась на 11 705 тыс руб в сопоставимых ценах при увеличении численности персонала на 3 человека;
- в то же время среднемесячная заработная плата одного работника хладокомбината выросла на 2 тыс руб., а поскольку выработка сократилась на 300,9 тыс руб., то данное обстоятельство ведет к ухудшению финансовых результатов компании.
2.2 Формирование и сбалансированность товарного ассортимента компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»
Для оценки формирования и сбалансированности торгового ассортимента компании ОАО «Айсберг» используем таблицы, приведенные в методическом приложении.
Таблица 6 - Анализ широты товарной номенклатуры
Ассортиментные группы |
2016 |
2017 |
Отклонение (±) |
|||
Сумма ед. |
Уд. вес, % |
Сумма ед. |
Уд. вес, % |
По сумме ед. |
По уд. весу, % |
|
Кондитерские |
893 |
31,2 |
908 |
29,86 |
+15 |
-1,34 |
Мясо, рыба |
1 015 |
35,5 |
1 124 |
36,96 |
+109 |
+1,46 |
Молочные |
954 |
33,3 |
1 009 |
33,18 |
+55 |
-0,12 |
Обувь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Одежда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Канцелярские товары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Бытовая химия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Бытовая техника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Периодические издания |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
2 862 |
100 |
3 041 |
100 |
+179 |
- |
Как таблица 6 указывает, в компании ОАО «Айсберг» за 2016 – 2017 годы структура ассортимента претерпела существенные изменения:
- общее количество товарных позиций увеличилось на 179 наименований, при этом самый значительный рост наблюдается в такой товарной группе как «Мясо, рыба», расширение товарного набора составило 109 позиций;
- другим важным направлением ассортимента является молочная продукция, здесь расширение ассортимента составило 55 наименований. Однако реализация данной товарной группы отличается высокой скоростью реализации.
В качестве примера проведем в таблице 7 анализ глубины товарной номенклатуры.
Таблица 7 - Анализ глубины товарной номенклатуры
Ассортиментные группы и отдельные товары |
2015 год, единиц |
2016 год, единиц |
Отклонение, (±) единиц |
I. Мясо, рыба: 1. мясо свежее 2. мясные полуфабрикаты 3. птица 4. рыба 5. колбасные изделия II. Молочная продукция: 1. мороженое 2. кисломолочные продукты 3. сыры, сметана |
1 015 38 76 119 203 579 954 279 291 384 |
1 124 47 93 218 254 512 1 009 346 315 348 |
+109 +9 +17 +99 +51 -67 +55 +67 +24 -36 |
Итого: |
1 969 |
2 133 |
+164 |
В таблице 7 показано что основными товарными группами являются «Мясо, рыба» и «Молочные продукты», при этом количество товарных позиций по данному продуктовому набору увеличилось на 164 наименования.
Относительно структуры ассортимента этих товарных групп можно отметить следующее:
- наибольший прирост ожидается по таким видам как птица (на 99 видов), рыба (на 51 вид) и мороженое (на 67 видов), при этом по колбасным изделиям и сырной продукции ассортимент сократился на 67 и 36 названий соответственно.
Для общей оценки эффективности формирования ассортимента составим таблицу 8.
Таблица 8 - Структура товарных запасов
Товарная группа |
Товарные запасы по состоянию на |
Отклонение (±) |
||||||||
1.01.2015г. |
1.01.2016 г. |
1.01.2017 г. |
2016 к 2015 г. |
2017 к 2015 г. |
||||||
сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
По сумме |
По удель- ному весу |
По сумме |
По удель- ному весу |
|
Кондитерские |
3 957 |
21,78 |
4 126 |
22,22 |
4 782 |
25,18 |
+169 |
+0,44 |
+656 |
+2,96 |
Мясо, рыба |
7 317 |
40,28 |
7 962 |
42,88 |
8 019 |
42,22 |
+645 |
+2,6 |
+57 |
-0,66 |
Молочные |
6 893 |
37,94 |
6 480 |
34,9 |
6 191 |
32,6 |
-413 |
-3,04 |
-289 |
-2,3 |
Обувь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Одежда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Канцелярские товары |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Бытовая химия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Бытовая техника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Периодические издания |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
18 167 |
100 |
18 568 |
100 |
18 992 |
100 |
+401 |
- |
+424 |
- |
Анализ структуры запасов, проведенный в 2016 – 2017 годы в компании ОАО «Айсберг» показывает, что за период увеличился объем запасов на 825 тыс руб., при этом увеличение осуществляется равномерно, если в 2015-2016 годы стоимость выросла на 401 тыс руб., то в 2016 – 2017 годы запасы увеличились на 424 тыс руб.
В то же время запасы молочной продукции сократились на 702 тыс руб за рассматриваемый период, в 2015 – 2016 годы существенно вырос объем мяса и рыбы на 645 тыс руб., а кондитерские изделия увеличили запасы на 169 тыс руб., в 2016-2017 годы наоборот кондитерская продукция выросла в запасах на 656 тыс руб., а мясо и рыба только на 57 тыс руб.
2.3 Пути дальнейшего совершенствования работы по формированию ассортимента в компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»
С целью повышения оптимизации ассортимента руководству компании АО «Хладокомбинат «Айсберг» предлагается внедрение методики АВС-анализа, сущность которой рассмотрена ниже.
Весь хранимый товар можно разделить на три основные части - основной, временный и вынужденный запас.
Очевидно, что формирование каждой из трех составляющих запаса происходит с разной целью и обусловлено разными причинами.
- основной товарный запас служит для обеспечения текущей отгрузки в соответствии с планом;
- временный запас создается для получения дополнительных конкурентных преимуществ;
- вынужденный запас возникает сам по себе в процессе работы любой компании.
Итак, чтобы проанализировать товарный запас, его следует разделить на эти три группы.
Существующий размер товарного запаса - это характеристика того, как эффективно компания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами. Для того чтобы приблизить свой товарный запас к оптимальному, необходимо научиться выделять самые значимые причины, влияющие на текущее состояние товарного запаса компании.
Идея ABC-анализа строится на основе принципа Парето, который формулируется следующим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». В настоящее время принцип широко известен как «правило 20 на 80».