Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ АССОРТИМЕНТЕ, ТОРГОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ТОВАРОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие ассортимента и его виды
1.2 Особенности классификации товарного ассортимента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «АЙСБЕРГ»
2.1 Структура аппарата управления
Комплекс транспортно-логистических услуг включает:
2.2 Формирование и сбалансированность товарного ассортимента компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»
Самая простая разновидность ABC-анализа - это отсортированный по убыванию список параметров. Если номенклатурный перечень не превышает 100 наименований, такой сортировки бывает достаточно. Сложнее выделить значимые позиции, если на складе хранится несколько десятков тысяч наименований товара. Именно в таких случаях и используется развернутый АВС – анализ.
Проведение анализа необходимо начинать с выбора объектов, значимость которых мы хотим определить, и актуальных параметров объектов, по которым мы будем проводить анализ.
Проведение анализа начинают с выбора объектов и определения их актуальных параметров
Объектом может быть товар, товарная группа, поставщик, клиент, заказ и т. д. В качестве параметра можно выбрать: средний или текущий товарный запас в рублях, штуках, коробках или паллетах; объем продаж за период, доходность товара, количество заказов клиентов и т. п.
Для проведения анализа очень удобно использовать MS Excel или любой другой аналогичный редактор. Порядок действий следующий:
- Отсортировать объекты анализа в порядке убывания значения параметра.
- Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов (это делается для того, чтобы оценить «вклад» каждого объекта в общий результат).
- Рассчитать эту долю с накопительным итогом (эта операция носит технический характер и служит для удобства дальнейшего определения границ для групп ABC).
- Присвоить значения групп выбранным объектам.
Наибольшее число вопросов вызывает определение границ при проведении АВС-анализа. Автор в своей практике изначально использовал деление на три группы по показателю «доля с накопительным итогом»: А - до 50%, В - 50-80% и С - 80-100%. Данное распределение полностью отвечает задачам склада оптовой компании или розничной сети.
Товар – взаимозаменяемый, и соответственно в группу С попадает весь «ассортиментный хвост». Но в случае анализа запаса на складе производственной компании или сети магазинов - дискаунтеров, в которых взаимозаменяемость товаров может отсутствовать, появилась необходимость разделить группу С, куда попадает 80% всего ассортимента, на две менее крупные группы. Поэтому во многих случаях рекомендую производить деление товара на четыре группы:
- группа А - объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров;
- группа В - следующие за группой А объекты - от 50 до 80%;
- группа С - от 80 до 95%;
- группа D - оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95% до 100% от общей суммы параметров.
В результате проведенного анализа мы получили четыре группы объектов (таблица 2):
- группа А - составляет 20% ассортимента и 49% товарного запаса;
- группа В - 30% ассортимента и 30% товарного запаса;
- группа С - 20% ассортимента и 13% товарного запаса;
- группа D - 30% ассортимента и 8% товарного запаса.
Допустим, перед компанией стоит задача снизить средний товарный запас. В этом случае необходимо разобраться, по какой причине товары группы А находятся на складе в таком большом количестве. Даже незначительное снижение запаса только по двум товарам из этой группы заметно скажется на общем объеме товарного запаса.
Виды товарных запасов:
- рабочий товарный запас, необходимый для обеспечения отгрузки в соответствии с планом продаж на текущий период.
Страховой товарный запас, который позволяет компенсировать незапланированный рост отгрузки и непредвиденные задержки в доставке, связанные с перебоями в производстве или наличии товара у поставщика;
- сезонный товарный запас. Избыточный запас, создаваемый до начала сезонного роста продаж. Маркетинговый товарный запас. Дополнительный запас, формируемый на время проведения маркетинговых акций, рекламных кампаний и т. д.;
- конъюнктурный товарный запас. Избыточный запас, создаваемый под воздействием конкурентной ситуации на рынке.
Причинами создания конъюнктурного запаса могут быть: разовые скидки поставщиков, прогнозируемый или искусственно создаваемый дефицит товара у поставщиков и т. п.;
- брак. Товар, который потерял потребительские свойства и не может быть в дальнейшем использован по назначению;
- неликвидный или труднореализуемый запас. Часто этот товар появляется в результате «творческого взаимодействия» отдела продаж и отдела закупок: запланировали отгружать одно количество, а фактический спрос оказался в 10 раз меньше; заменили одного поставщика на другого, а реализовать остатки «забыли» и т. д.
Таблица 9. – ABC – анализ поставщиков бакалейных товаров компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»
Поставщики |
Доля в общем обороте, % |
Оборот кумулятивный, % |
Группа |
Деликон |
40,8 |
40,8 |
А |
Ресурс |
32,5 |
73,3 |
|
Грин Рэй |
9,1 |
82,4 |
В |
Пять морей |
7,7 |
90,1 |
|
Капитан морей |
5 |
95,1 |
|
Орловский пишевой комбинат |
4,9 |
100 |
С |
ИТОГО |
100 |
- |
- |
Как правило, различают три группы поставщиков. А-поставщики – те, с которыми предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20% оборота. Для С-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.
Таким образом, к первой группе можно отнести поставщиков «Деликон», «Ресурс», им принадлежит 73,3%, вторая группа включает в себя трех поставщиков с оборотом 21,8%, к группе С относится поставщик Орловский пишевой комбинат с оборотом 4,9%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведенного исследования, объектом которого послужили особенности формирования ассортимента в компании АО «Хладокомбинат «Айсберг», можно сделать следующие выводы:
АО «Хладокомбинат «Айсберг», являясь первым холодильником города Орел, до сих пор занимает лидирующие позиции в части хранения замороженных продуктов питания и имеет большое социальное значение для обеспечения продовольственной безопасности города Орла и Орловской области.
Мощностями предприятия обеспечивается хранение замороженных продуктов питания для обеспечения таких торговых сетей, как Купец, Ашан, Метро, Мегамарт, Монетка. По объемам хранения компания занимает одно из ведущих мест среди всех хладотерминалов Орловской области.
За 2016 – 2017 годы общая площадь выросла на 150 кв м за счет расширения производственных помещений, при этом наибольшее увеличение наблюдается по установочной площади, которая выросла на 110 кв м., торговая и выставочная площади соответственно увеличились только на 20 кв м.
Прирост товарооборота на 42 33 тыс руб и одновременно незначительное расширение торговой площади на 20 кв м обеспечило повышение отдачи 1 кв м на 17,05 кв м., что является положительным моментом.
Прирост уровня фондовооруженности персонала на 135,5 тыс руб. является фактором, обеспечивающим рост выработки одного сотрудника компании, что положительно влияет на финансовые показатели компании.
Однако сдерживающим фактором для развития компании является уменьшение уровня фондоотдачи на 0,03 руб, что привело к сокращению уровня фондорентабельности на 0,67%, несмотря на увеличение балансовой прибыли в сумме 3 695 тыс руб.
Имеет место существенно улучшение финансовых показателей, так как выросла чистая прибыль на 9 539 тыс руб или в относительном выражении на 17,56%, при этом объем продаж увеличился на 4,64% или в денежном выражении на 42 333 тыс руб.
В то же время прирост товарооборота неизбежно привел к увеличению издержек обращения на 2,72% или на 23 277 тыс руб.
За период увеличился объем запасов на 825 тыс руб., при этом увеличение осуществляется равномерно, если в 2015-2016 годы стоимость выросла на 401 тыс руб., то в 2016 – 2017 годы запасы увеличились на 424 тыс руб.
В то же время запасы молочной продукции сократились на 702 тыс руб за рассматриваемый период, в 2015 – 2016 годы существенно вырос объем мяса и рыбы на 645 тыс руб., а кондитерские изделия увеличили запасы на 169 тыс руб., в 2016-2017 годы наоборот кондитерская продукция выросла в запасах на 656 тыс руб., а мясо и рыба только на 57 тыс руб.
С целью повышения оптимизации ассортимента руководству компании АО «Хладокомбинат «Айсберг» предлагается внедрение методики АВС-анализа.
Как правило, различают три группы поставщиков. А-поставщики – те, с которыми предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20% оборота. Для С-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.
Таким образом, к первой группе можно отнести поставщиков «Деликон», «Ресурс», им принадлежит 73,3%, вторая группа включает в себя трех поставщиков с оборотом 21,8%, к группе С относится поставщик Орловский пишевой комбинат с оборотом 4,9%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бакаев А. С. Основы менеджмента. - Спб: Персонал, 2016. – 451 с
2. Баканов М. И. Теория экономического анализа. - СПб.: Финансы, 2017. – 577 с
3. Балабонов И. Т. Основы менеджмента. - М: Финансы, 2016. – 587 с
4. Бандурин А. В. Анализ как база стратегического планирования. - М: Финансы, 2017. – 563 с
5. Бланк И. А. Основы менеджмента. - Екатеринбург: Ельга, 2017. – 564 с
6. Богдановская Л. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - СПб: Мир, 2017. – 532 с
7. Бойник И. М. Экономика предприятия. - Мурманск: Север, 2017.– 498 с
8. Бондарь И. Ю., Пахомов В. И. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М: ИГТЕУ, 2017. – 502 с
9. Бригхем Е. Ф. Основы менеджмента. – М, 2017. – 401 с
10. Генкин Б. М. Проектирование коммерческой деятельности. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2016. – 384 с.
11. Грачев М. А. Управление коммерческой деятельностью. - М, 2016. – 754 с
12. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. – СПб: СОФИТ, 2016. – 613 с
13. Зайцев Н. Л. Экономика предприятия: учебное пособие. – М: ИНФРА - М, 2017. – 576 с