Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы является актуальной на современном этапе развития рыночных отношений и представляет интерес как для теоретиков, так и для практиков – менеджеров предприятий, одной из функций которых является управление товарной номенклатурой продукции компании.

Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что выполняя функции по управлению ассортиментом необходимо прежде всего ориентироваться на запросы рынка, интересы потребителя. Умелый подход к формированию ассортимента как основных, так и вспомогательных товаров позволяет бизнесмену разработать эффективную политику деятельности, выявить целевые сегменты рынка, а в итоге стабилизировать финансовые потоки и генерировать прибыль.

При написании курсовой работы была поставлена следующая цель: рассмотреть особенности и основные принципы формирования ассортимента в современных условиях ведения бизнеса.

Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:

- изучить сущность ассортимента и основные принципы его формирования;

- проанализировать основные показатели эффективности коммерческой деятельности на примере компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»;

- предложить направления совершенствования ассортимента компании АО «Хладокомбинат «Айсберг».

Предметом изучения курсовой работы является практика управления ассортиментной политикой в деятельности частных компаний. В качестве объекта курсовой работы принята политика управления ассортиментом компании АО «Хладокомбинат «Айсберг».

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной пятью разделами и заключения.

Завершает работу список используемой литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ АССОРТИМЕНТЕ, ТОРГОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ТОВАРОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 Понятие ассортимента и его виды

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных по определенному признаку (сырьевой, производственный и потребительский).


Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли. Некоторая часть товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков:

- однородности сырья и материалов (изделия из металла, кожи, стекла и т.д.);

- потребительского назначения (спортивные, хозяйственные, одежду и т.п.);

- степени сложности ассортимента (к товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов – овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

1.2 Особенности классификации товарного ассортимента

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные товары.

Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги – женские, мужские и детские; мебель – для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.


С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент – это перечень товарных групп. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп; а глубина количеством разновидностей товара в рамках товарной группы. Чем больше товаров разных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп в магазине, тем ассортимент шире. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким, чем неспециализированных магазинов.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;

- редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых, как правило, превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста» и т.д.). Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «АЙСБЕРГ»

2.1 Структура аппарата управления

АО «Хладокомбинат «Айсберг», являясь первым холодильником города Орел, до сих пор занимает лидирующие позиции в части хранения замороженных продуктов питания и имеет большое социальное значение для обеспечения продовольственной безопасности города Орла и Орловской области.

Мощностями предприятия обеспечивается хранение замороженных продуктов питания для обеспечения таких торговых сетей, как Купец, Ашан, Метро, Мегамарт, Монетка. По объемам хранения компания занимает одно из ведущих мест среди всех хладотерминалов Орловской области.

Рисунок 1 характеризует организационную структуру управления АО «Хладокомбинат «Айсберг».

Рисунок 1. – Организационная структура управления компанией АО «Хладокомбинат «Айсберг»

Комплекс транспортно-логистических услуг включает:

• аренда холодильных камер с различными условиями хранения;

• ответственное хранение продукции;

• погрузо-разгрузочные работы;

• оформление ветеринарных документов;

• аренда офисных, производственных и складских помещений.

В рабочие дни открыта столовая.

Для оценки состояния материально – технической базы ОАО «Айсберг» рассмотрим структуру площадей, оборудования и показатели использования основных фондов в таблицах, расположенных ниже.

Таблица 1 - Распределение площадей хладокомбината

Показатели

Ед. изм.

2016 год

2017 год

Площадь

Уд. вес

Площадь

Уд. вес

Общая площадь

м 2

7 600

100

7 750

100

Торговая площадь

м

1 900

25

1 920

24,8

Установочная площадь

м2

2 400

31,6

2 510

32,4

Выставочная площадь

м2

3 300

43,4

3 320

42,8

Коэффициент установочной площади

м2

0,32

-

0,32

-

Коэффициент выставочной площади

м2

0,43

-

0,43

-


Анализ распределения площади хладокомбината «Айсберг» показывает, что за 2016 – 2017 годы общая площадь выросла на 150 кв м за счет расширения производственных помещений, при этом наибольшее увеличение наблюдается по установочной площади, которая выросла на 110 кв м., торговая и выставочная площади соответственно увеличились только на 20 кв м.

В таблице 2 рассмотрим динамику оборудования компании ОАО «Айсберг» в 2016 – 2017 годы.

Таблица 2. - Наличие торгово-технологического оборудования

Наименование

Ед. изм.

На 1.012016

На 1.01. 2017

Изменение за период (±)

Холодильное оборудование

Шт.

678

702

+24

Подъёмно-транспортное оборудование

Шт.

23

24

+1

Весо - измерительное оборудование

Шт.

115

122

+7

Кассовое оборудование

Шт.

16

18

+2

Вычислительная техника

Шт.

20

21

+1

Прочее оборудование

Шт.

75

90

+15

Итого:

Шт.

927

977

+50

Характеристика оборудования хладокомбината ОАО «Айсберг», проведенная за 2016 – 2017 годы показывает, что количество оборудования выросла на 50 единиц и составила на конец 2017 года 977 механизмов.

Наибольший удельный вес составляет в общей численности группа холодильного оборудования, при этом доля постоянно увеличивается, так как прирост оборудования является самым весомым из всех категорий оборудования (рост равен 24 единицам), что вызвано спецификой деятельности компании.

Охарактеризуем эффективность использования основных фондов компании ОАО «Айсберг» в 2016 – 2017 годы в таблице 3.

Таблица 3. - Эффективность использования основных фондов

Показатель

Ед. изм.

2016

2017

Отклонение (±)

Товарооборот

Тыс. руб.

912 345

954 678

+42 333

Балансовая прибыль

Тыс. руб.

114 357

118 052

+3 695

Торговая площадь

м 2

1 900

1 920

+20

Товарооборот на 1 м2

Тыс. руб.

480,18

497,23

+17,05

Среднегодовая стоимость основных фондов

Тыс. руб.

463 500

491 580

+28 080

Рентабельность основных фондов

%

24,67

24

-0,67

Среднесписочная численность работников

Чел.

115

118

+3

Фондоотдача

Руб.

1,97

1,94

-0,03

Фондоёмкость

Руб.

0,5

0,52

+0,02

Фондовооружённость

Тыс. руб./чел.

4 030,4

4 165,9

+135,5