Файл: «Корпоративная культура в организации»( Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и структура корпоративной культуры
1.2 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЗТДИА» И ЕГО КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БЗТДиА»
2.2 Оценка корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОАО «БЗТДиА»
ВВЕДЕНИЕ
Важность выбранной темы исследования обусловлена тем, что корпоративная культура и складывающийся на предприятии климат оказывают существенное влияние на трудовую мотивацию персонала организации и как следствие влияют на эффективность результатов его деятельности в целом. Культура организации, по мнению некоторых ученых и специалистов в области менеджмента, является достаточно сильным катализатором для достижения ее целей, а в случаях неудач – существенным тормозом для реализации стратегических планов, выработанных руководством.
Корпоративную культуру можно обозначить для описания всего, что лежит за видимой жизнью организации, за поведением персонала, выполняемой ими работой, их взаимоотношениями и, в конечном счете, – за финансово-экономическими результатами.
При этом большинство исследователей соглашаются с тем определением, что корпоративная культура представляет собой воплощение отношения работников предприятия к ключевым ценностям, убеждениям и традициям, которые проявляются в их поведении. Культура предприятия воплощается в реальность в виде корпоративных преданий, церемоний, праздновании успехов, обычаев, а также в ее целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов организации.
Если руководство заинтересовано в том, чтобы работники предприятия исповедовали такие ценности и нормы поведения, которые будут способствовать успеху организации, то этот успех нужно готовить, т.к. в первую очередь он приходит к тем предприятиям, которые уделяют большое внимание своим сотрудникам и формированию у них настроя на высокие рабочие результаты и поддержку целей предприятия.
Культура придает смысл многим нашим поступкам, в связи с чем менять что-либо в жизни можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, она инерционна и консервативна, и многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности.
Корпоративная культура является одним из звеньев, определяющим стратегию предприятия; цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей; она обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации, основной посыл и положения, от которых отталкивается конкретный человек, с общими для всех.
Для белорусских организаций актуальность темы корпоративной культуры имеет особенно важное значение, поскольку новые экономические преобразования нуждаются в институциональной оформленности необходимых ценностных приоритетов на уровне общества и организаций. По мнению многих ученых, недооценка культуры, национальных особенностей менталитета негативно сказалась на первых результатах рыночных реформ в Российской Федерации, а потому сегодня следует более внимательно анализировать возможности и ограничения преобразований, учитывая национальный фактор корпоративной культуры.
Теоретическое обоснование концепции корпоративной культуры отечественными специалистами в силу относительной новизны выглядит еще весьма скромно, а требуемое для управления развитием культуры методическое обеспечение практически отсутствует, чем обуславливается необходимость в расширении исследований в области теории и методологии организационной культуры и выработке подхода к их применению на практике.
Объект исследования курсовой работы – ОАО «БЗТДиА», предмет исследования – корпоративная культура исследуемого предприятия.
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования организационной культуры предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты корпоративной культуры и ее роль в управлении предприятием;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «БЗТДиА»;
- проанализировать корпоративную культуру ОАО «БЗТДиА»;
- выявить резервы совершенствования корпоративной культуры на данном предприятии;
- рассчитать экономический эффект от предлагаемых мероприятий.
Информационной базой исследования являются оперативные, бухгалтерские и статистические данные ОАО «БЗТДиА» за 2014-2016 гг.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати по исследуемой проблеме, интернет-ресурсы.
Значительный вклад в развитие теории корпоративной культуры организации внесли такие российские и белорусские ученые, как О.С. Виханский, А.И Наумов, В.Р. Веснин, Р.А. Коренченко, Ю.Н. Одегов, М.К. Маусов, и другие ученые, занимающиеся данной проблемой.
Среди зарубежных ученых исследование корпоративной культуры представлено в работах М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, А.А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, Ф. Котлера, И. Ансоффа и др.
1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и структура корпоративной культуры
Термин «корпоративная культура» воспринимается многими как система общего мнения, и эта характерная черта отличает одну организацию от другой. Общие черты и различия понятия «корпоративная культура» у разных авторов характеризует таблица 1.1 [3, c.125].
Таблица 1.1 – Понятие корпоративной культуры
Автор |
Определение |
Магура М., Курбатова М. |
Корпоративная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, разделяемые большинством членов организации, которые являются неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации. |
Валюжевич Н.Е. |
Корпоративная культура – это господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневной жизни. |
Соломанидина Т., Кишеня В. |
Корпоративная культура – социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, взаимодействие людей в котором происходит на основе общей философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и норм поведения персонала. |
Источник: [3, c.125].
Таким образом, из приведенных определений корпоративной культуры можно выявить ряд бесспорных и наиболее часто упоминаемых компонентов: ценности, нормы поведения, установки и т.п.
Корпоративная культура является одной из важнейших составляющих работы каждой организации. Любая организация, реализуя выбранную стратегию, начинает осуществлять ряд действий. Шаги, которые не соответствуют ее культуре, обречены на сопротивление со стороны персонала [5, c. 84].
Действия же, соответствующие сложившейся корпоративной культуре, будут приниматься людьми с большей готовностью. Основные возможности развития для многих организаций лежат именно в области культурной политики. И победы добиваются те руководители, которые могут сделать так, чтобы корпоративная культура работала на поддержку и успешную реализацию краткосрочных и долгосрочных целей компании [5, c.85].
Корпоративная культура может и должна быть важным и мощным инструментом при создании настроя персонала на высокую производительность и высокое качество в работе. Формирование и поддержание такой культуры, которая повышала бы отдачу от людей, работающих в организации, способствовала повышению ее эффективности и конкурентоспособности, - это одна из важнейших стратегических задач высшего руководства [7, c.101].
Стратегическое управление, осуществляемое высшим руководством, не должно ограничивать себя такими традиционными вопросами, как управление финансами, сбыт и маркетинг, производство и т.п. Эффективность руководства достигается выстраиванием культурных систем, которые будут создавать условия для формирования у работников приверженности своей организации, заинтересованного отношения к делу и такого поведения, которое максимально работает на успешное достижение поставленных перед ними целей. Такая культура обеспечит полное раскрытие потенциала людей в интересах организации.
Ядром корпоративной культуры являются ценности, в большей или меньшей степени разделяемые всеми членами организации. Значение ценностей состоит в определении ориентиров, которые формируют менталитет, желательное рабочее поведение и отношения к своей работе и к организации, способствующие успешной реализации выработанных руководством краткосрочных и долгосрочных планов. Отличительным признаком «работающей» системы ключевых ценностей является ее способность воодушевить людей, находящихся на любом уровне организационной иерархии [7, c.102].
На основе ценностей и приоритетов, которые формируются у работников в процессе работы в организации, закладывается и система отношений к различным аспектам их работы: отношение к руководству, к коллегам, к труду, к собственному профессиональному развитию, к клиентам, к улучшениям в работе и др. В совокупности эта система отношений и формирует то, что мы называем менталитетом – отношение к работе, которое доминирует у большинства персонала организации [8, c.52].
Нормы и правила поведения устанавливают требования к тому, какое отношение к работе и какой тип поведения является приемлемым для организации. Обычно такие требования зафиксированы в правилах внутреннего трудового распорядка или других документах, регламентирующих поведение работников [9, c. 26].
Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру, как на макро, так и на микро уровне. Так, С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации [8, c. 54]:
- личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
- степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;
- направленность действий, т.е. организация, устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;
- согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координированно взаимодействуют;
- управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
- контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
- идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
- система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;
- конфликтность, т.е. готовность сотрудника, открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
- модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности [5, c. 55].
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину корпоративной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
В понятие «культура» организации входят идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, имидже организации [6, c. 309].
Понятие «культура» относится к теоретическим конструктам, изучаемым несколькими научными дисциплинами, каждая из которых исследует и интерпретирует его различным образом.
Функции корпоративной культуры:
- она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой;
- она выражается в чувстве общности всех членов организации;
- она усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
- она усиливает систему социальной стабильности в организации;
- она является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации [3, c.308].
Корпоративная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации придаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения [6, c. 327].