Файл: «Корпоративная культура в организации»( Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и структура корпоративной культуры
1.2 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЗТДИА» И ЕГО КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БЗТДиА»
2.2 Оценка корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОАО «БЗТДиА»
По состоянию на 1.01.2017 г. 45 работников предприятия и 8 детей работников предприятия обучаются в технических ВУЗах. Все они согласно программе пополнения инженерно-технических работников, состоят в резерве на пополнение дефицитных специальностей.
На заводе разработан резерв на замещение должности генерального директора, главного инженера и должностей заместителей генерального директора. Два человека, состоящие в резерве на генерального директора и один на резерв главного инженера окончили Академию управления при Президенте Республики Беларусь. В процессе производственной деятельности зачисленный в резерв специалист замещает в должности руководителя во время его нахождения в отпуске, командировке и т.д.
3) К положительным моментам корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА» можно отнести существование уже достаточно длительное время определенных традиций:
- традиция отмечать день создания предприятия (каждые 5 и 10 лет). Например, на 70-летие в 2015 г. дарили сотрудникам ОАО «БЗТДиА» подарки – кружки, пакеты, брелки с логотипом организации. Был выпущен специальный корпоративный журнал ОАО «БЗТДиА» - 70 лет», в котором рассказывалось об истории основания, развития, об основных тенденциях, происходящих на предприятии, и, конечно же, о его сотрудниках.
- на юбилей предприятия для работающих и «ветеранов» ОАО «БЗТДиА» проводился корпоративный праздничный вечер во Дворце Культуры г. Бобруйска;
- празднование дней рождений сотрудников (цветы, подарки, добрые пожелания),
- корпоративные вечера перед Новым годом с поздравлениями и кратким отчетом руководства о проделанной работе, достижениях и неудачах за прошедший год.
- поздравление и вручение работникам подарков 8 марта и 23 февраля.
4) Следующим элементом являются нормы или правила поведения. В письменно закрепленных нормах поведения (различных кодексах, декларациях) пропагандируется определенный идеальный образ работника, то, к чему должны все стремиться.
Письменно закрепленными правилами в ОАО «БЗТДиА» являются: «Правила внутреннего трудового распорядка», в которых указывается: в какое время необходимо приступить к работе, время перерыва, обеда и окончания рабочего времени; «Правила по технике безопасности», являющиеся типовыми; «Должностные инструкции».
Многие положительные элементы корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА» отсутствуют или были утеряны по прошествии времени. К слабым сторонам корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА» можно отнести следующие моменты:
1) Отсутствие представления работников о целях организации.
В работе был рассмотрен и проанализирован ряд документов, и получен следующий результат. В бизнес-плане ОАО «БЗТДиА» нет четкого и ясного описания цели. Конкретно было сказано следующее: «Целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах общества». При проведении анкетирования нами был получен результат, который представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Представления работников о целях организации
Источник: данные предприятия
Проанализировав ответы работников ОАО «БЗТДиА», можно сказать, что только 35 % управленческого персонала имеют ясное представление о целях организации. Большая часть имеет смутное представление. Также смутное представление имеет большая часть основного персонала, «не представляю» ответили 12 %.
2) Отсутствие корпоративного кодекса. Хотя должностные инструкции висят на видном месте в организации, правила, закрепленные в этих документах, не отражают реальные и выполнимые нормы и требования, предъявляемые к работникам организации. И несмотря на то, что ознакомление с указанными закрепленными правилами проводится при поступлении нового сотрудника на работу, это не помогает ему легко адаптироваться.
3) Не менее важным элементом корпоративной культуры являются организационные ценности. На основе ценностей вырабатываются нормы и формы поведения людей в организации. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Ценностные ориентации, сформировавшиеся у работников ОАО «БЗТДиА» представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Ценностные ориентации работников ОАО «БЗТДиА»
Источник: данные предприятия
При рассмотрении результатов анкетирования, можно отметить, что 40 % управленческого персонала, 42 % основного персонала и 44 % вспомогательного персонала при определении ценностей наиболее важным считают беспрекословное подчинение руководству, приказы не обсуждаются. Эта часть людей, и среди управленческого персонала, и среди основного и вспомогательного персонала, не стремится или потеряла желание идти вперед, чего-то добиваться. Люди плывут по течению, складывая с себя всякую ответственность.
5) Несмотря на то, что управленческий персонал не придает большого значения морально-психологическому климату, он является важным показателем взаимодействия внутри организации, взаимопомощи, умения строить отношения внутри коллектива, при необходимости идти на компромисс. Оценка морально – психологического климата ОАО «БЗТДиА» представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Оценка морально-психологического климата в ОАО «БЗТДиА»
Источник: данные предприятия
При анализе результатов, можно отметить следующее: 8 % управленческого персонала считают, что морально – психологический климат в организации не плохой, почти 80 % считают, что климат нервозный, и 16 % считают, что в ОАО «БЗТДиА» очень тяжелый морально-психологический климат. Половина основного персонала, считает, что климат, в общем неплохой, 7 % считают, что климат хороший, 40 % - климат нервозный. Всего 3 % сотрудников оценили климат, как очень тяжелый. Что касается вспомогательного персонала, то здесь 20 % работников считают морально-психологический климат хорошим. 50 % работников относят климат к неплохому. Поровну (по 15 %) работники разделили свое мнение о том, что климат нервозный и очень тяжелый. Здесь мы видим огромную разницу между оценками управленческого, основного и вспомогательного персонала.
Для оценки эффективности оперативного менеджмента были использованы следующие критерии: наличие эффективной корпоративной культуры; качество обратной связи управленческого персонала с остальными сотрудниками; эффективность совещательных мероприятий; лояльность служащих к руководству; наличие у коммерческого предприятия стратегии развития. Данные критерии оценивались экспертно, с использованием информации, полученной от сотрудников предприятия. Опросом было охвачено 17 человек из числа управленческого персонала (7 человек) и специалистов (10 человек). В таблице 2.3 приведена оценка эффективности управления в ОАО «БЗТДиА».
Таблица 2.3 – Критерии эффективного управления ОАО «БЗТДиА»
Критерий |
Описание критерия |
Средний балл |
Наличие эффективной корпоративной культуры |
Качество донесения ценностей компании до сотрудников, проведение корпоративных мероприятий, периодическое напоминание сотрудникам корпоративных норм. |
7,00 |
Качество обратной связи (feedback) управленческого персонала с остальными сотрудниками |
Выражается в желании руководства вникать в проблемы подразделений и в возможности сотрудника любого уровня донести информацию до управленческого персонала |
7,00 |
Эффективность совещательных мероприятий |
Считают ли сотрудники предприятия, что получают на совещаниях полезную для работы информацию |
8,50 |
Лояльность служащих к руководству |
Выражается в искреннем уважении рядовых служащих к топ-менеджменту, в их доверии руководящему составу. |
8,00 |
Наличие у коммерческого предприятия базовой стратегии |
Есть ли у рядовых сотрудников понимание стратегии собственного предприятия |
8,00 |
Оценка уровня подготовки предприятия к крупным рекламным кампаниям |
9,00 |
|
Среднее значение |
7,92 |
Источник: данные предприятия
Максимально возможное значение составляет 10 баллов, среднее значение полученное в ОАО «БЗТДиА» - 7,92.
Итак, в результате исследования корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА» были сделаны следующие выводы.
Было проведено исследования ее структуры внешней идентификации (фирменного стиля). Организация и оснащение рабочих мест на предприятии спроектированы с учетом профессии, числа исполнителей, уровня специализации, количества обслуживаемого оборудования и т.д. Фирменный стиль предприятия включает: собственный логотип, который присутствует на документации; для работников заказывают спецодежду с логотипом ОАО «БЗТДиА», выпускаются рекламные буклеты, ручки, пакеты, кружки.
На предприятии существует система переобучения сотрудников. В исследуемом периоде на предприятии существовала необходимость в привлечении кадров с высшим образованием по специальностям: инженер-механик, инженер-технолог, инженер-конструктор.
Письменно закрепленными правилами в ОАО «БЗТДиА» являются: «Правила внутреннего трудового распорядка», в которых указывается: в какое время необходимо приступить к работе, время перерыва, обеда и окончания рабочего времени. В письменно закрепленных нормах поведения (различных кодексах, декларациях) пропагандируется определенный идеальный образ работника, то, к чему должны все стремиться.
В целом проведенный анализ уровня корпоративной культуры предприятия показал, что управленческая сфера является одним из слабых звеньев на предприятии. Так, проведенные опросы сотрудников показали, что они недостаточно удовлетворены качеством донесения ценностей ОАО «БЗТДиА» до сотрудников, проведением корпоративных мероприятий, существующими корпоративными нормами, желаниями руководства вникать в проблемы подразделений и существующими возможностями сотрудника любого уровня донести информацию до управленческого персонала.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОАО «БЗТДиА»
Проведенный анализ уровня организационной культуры предприятия показал, что управленческая сфера является одним из слабых звеньев на предприятии. Так, проведенные опросы сотрудников показали, что они недостаточно удовлетворены качеством донесения ценностей ОАО «БЗТДиА» до сотрудников, проведением корпоративных мероприятий, существующими корпоративными нормами, желаниями руководства вникать в проблемы подразделений и существующими возможностями сотрудника любого уровня донести информацию до управленческого персонала.
Следовательно, резервы совершенствования организационной культуры на предприятии и повышении его конкурентоспособности заложены в повышении эффективности корпоративной культуры на предприятии, совершенствования существующей обратной связи управленческого персонала с остальными сотрудниками.
Таким образом, в работе предлагается формирование корпоративной культуры ОАО «БЗТДиА» путем создания системы корпоративных ценностей. Формирование корпоративной культуры в ОАО «БЗТДиА» должно включать в себя проведение следующих мероприятий:
1 Разработка Кодекса профессиональных и этических норм.
2 Разработка проекта формирования корпоративной культуры, который включает следующие работы: систематизация уже существующих и привнесение новых ценностей; семинары для первых лиц ОАО «БЗТДиА»; создание системы фирменных (корпоративных) стандартов; выпуск внутреннего информационного издания о достижениях ОАО «БЗТДиА»; создание кадрового резерва; создание системы обратных связей в коллективе; развитие и обучение персонала; создание механизмов поддержания корпоративной культуры.
3 Внедрение корпоративной культуры.
Фирменный стандарт, который должен быть разработан на ОАО «БЗТДиА» представляет собой систему инструкций, предписаний, которые обязан выполнять каждый сотрудник предприятия с целью: исключения типовых, воспроизводящихся ошибок; увеличения надежности и коэффициента полезного действия бизнес-процессов; превращения удачных ситуаций в тиражируемую технологию.
Древние римляне говорили: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Перечислим ниже несколько типовых элементов фирменных стандартов, которые должны быть созданы в ОАО «БЗТДиА»:
1 Формулирование миссии предприятия (философии, духа, культуры)
2 Пересмотр и совершенствование бренда и фирменного стиля предприятия (логотипа, визиток, бланков, сайта и т.п.);
3 Запрет на использование сотрудниками продукции конкурентов;
4 Запрет на подписание сотрудниками каких-либо договоров без визы юриста;
5 Ведение картотеки рекламаций и возражений клиентов;
6 Определение порядка действий сотрудников (заранее отрепетированный) в случае «аварийных режимов»;
7 Создание системы речевых модулей – небольших, но логически законченных конструкций, используемых персоналом для приведения типовых доводов «за» продукцию, ответов на стандартные вопросы клиентов, переадресации клиентов к другим специалистам предприятия и т.п.